September 10, 2015, 05:46 AM

Драматург Николай Коляда: «Они все время — ой, поедем, ой, поедем. А полсотни «гавриков» возить по стране нелегко!»

Театр — не сарай, зрителю должно быть уютно!

Основатель и бессменный хозяин «Коляда-театра» рассказал нашему корреспонденту о планах на новый сезон, о выпуске многотомного собрания сочинений и о том, почему в новую театральную школу примут не всех.

— Николай Владимирович, что значит быть руководителем яркого, самобытного театра? Ведь с одной стороны это увлекательный насыщенный творческий процесс, а с другой – множество бытовых и финансовых вопросов…

— Да, жизнь в нашем театре очень насыщенная разными событиями. Полдня репетиции, вечером спектакли, каждый месяц актерам нужно платить зарплату. Поэтому, если где-то набирается неполный зал — становится волнительно — где найти средства? А у меня очень большая труппа — сорок человек, развел я их много очень. Вот в Каменске-Уральском в муниципальном театре 23 актера, а у меня в частном почти в два раза больше.

— Вы правы, большая труппа!

— Очень большая. Ну, как-то удается все успевать, совмещать. Еще и на создание новых произведений время остается. Просто порой не удается отложить деньги на «черный день», накопить на какие-то гастроли в другие страны. Да и ситуация с рублем непростая. Немножко страшновато, честно говоря.

— Вы первые в Екатеринбурге начали новый театральный сезон в этом году. Какие у Вас планы на ближайший год?

— У нас очень много всего запланировано. После окончания репетиций 7 сентября состоялась премьера спектакля по пьесе Теннеси Вильямса «Кошка на раскаленной крыше», в середине месяца в польском городе Катовице представлю «Женитьбу» Николая Гоголя. Это давно запланированный серьезный проект. Поездка кроме заработка для театра, даст профессиональные контакты. Гастроли отнимают много времени — организация, везти 50 «гавриков», контролировать их в гостинице. Им то что? Сели в самолет, прилетели, суточные получили, сыграли. Ну, а на мне колоссальная ответственность за каждого.

Сейчас нас зовут на Сахалин, в Сочи. Я им сказал об этом. Они сразу в ответ: «Ой, поедем, поедем!». А мне работать надо, а не кататься без перерыва по городам.

Вернусь 24 октября и сразу же на гастроли в Тюмень. Представим в этом году новогоднюю сказку «Кот в сапогах». Также сначала со студентами, а потом отдельно со своими актерами сделаем масштабную постановку «Война и мир» по Льву Толстому.

Я раздал своим студентам, занимающимся драматургией куски произведения, чтобы прописали свое видение постановки. Всего в проекте поучаствует 15 — 20 драматургов. Ставить будем на большой сцене в гранатовом зале, паркетный пол, колоннада — все это подходит для такого произведения. К тому же все актеры будут одеты в исторические костюмы.

Хотим порадовать зрителей концертной опереттой, у которой пока нет названия. Дело в том, что в театре много хорошо поющих и танцующих актеров. Их и подключу к постановке.

— Сколько вообще спектаклей сегодня в вашем репертуаре?

— Полсотни. Да, это много, но с другой стороны, если они пользуются успехом у зрителя, то зачем их снимать? Смотрите, «Клаустрофобия» идет 14 лет, «Ревизор» 9 лет. Поэтому нам сильно и не требуются новые постановки. Репертуар и так богатый.

— Как работается в новом помещении на проспекте Ленина, где раньше располагался кинотеатр «Искра»?

— Со старым на улице Тургенева, 20, конечно, не сравнить — тут 1200 «квадратов». Обживаем потихоньку. Есть, конечно, бытовые проблемы, здание 1957 года постройки, поэтому подвал иногда подтапливает. Обратились к коммунальщикам, они клятвенно пообещали до холодов все исправить.

Мне нравится обустраивать наш дом. Люди помогают, буквально каждый день приносят какие-то интересные вещи. Когда мы только заехали, я через Интернет попросил принести цветы в горках для «гранатового» фойе. Сколько всего принесли! Ставить некуда было, даже пальмы какие-то, березы. Теперь растим, поливаем.

Театр — не сарай, зрителю должно быть уютно и интересно. Разные «фишки» продолжаем придумывать. На первом этаже у нас есть стол с открытками «Коляда-почты». Перед спектаклем обращаюсь к залу: «Подпишите, бросьте в наш фирменный ящик», мы завтра отправим через почту России». Подписывают, а потом в Интернете появляются отзывы из разных стран о весточках из Екатеринбурга.

в театре

— Николай Владимирович, этой осенью открывается ваша частная театральная школа. Расскажите подробнее об этом проекте? Кто сможет попасть в учебное заведение?

— Попасть может каждый при наличии таланта и денег. Обучение будет стоить не дешево, потому что это престижно и качественно. У меня много друзей среди режиссеров, драматургов, педагогов, театральных критиков из Екатеринбурга, Москвы, других стран. Он и могут дать отличные мастер-классы, но и стоит в условиях рыночной экономики это недешево. Сразу скажу, что бюджетных мест у нас не будет.

Обучение в школе — это не хобби, а получение профессии. Люди должны понимать, что, инвестируя в образование деньги, они потом могли их вернуть. Хотя никаких гарантий по трудоустройству мы давать не будем — только сертификат. Если, конечно, попадется супер-гениальный парень или девушка, тогда, безусловно, поможем.

— Сколько человек возьмете на курс?

— Да Бог его знает, как карты лягут. Может 10, может 25, а может и 40. Желающих то много, но кроме денег нужен еще и талант.

— Когда стартует работа?

— С 20 октября начнутся вступительные экзамены, а уже с 1 ноября непосредственно занятия. Работать будет в интенсивном режиме, скучать не придется. Сейчас готовим Устав, учебный план, поурочные разработки, ищем помещение отдельное, хотя вполне возможно, что начнем у нас в «гранатовом» зале.

— Вы на протяжении многих лет публикуете свои произведения. Как в журналах, так и в отдельных книгах? В ближайшее время что-то будете издавать?

— В этом году начал издавать двенадцатитомное собрание своих сочинений. В июне к началу фестиваля «Коляда-Plays» вышел первый том, куда вошли мои ранние рассказы, которые раньше не печатались.
Началось все с того, что я переехал в квартиру, расположенную в одном доме с театром. Перебирал рукописи и подумал, а почему я их до сих пор прячу? Все-таки мне удалось зафиксировать то время, когда были популярны произведения Шукшина, Белова, Распутина, этакие «деревенщики». Писал я тогда в их стиле о простых людях с их маленькими радостями и проблемами. Но в редакциях, где печатали тонны барахла, мне говорили, что моя проза — это обочина жизни, которая никому не нужна. Я попросил своих студентов перепечатать эти тексты с желтых листочков, а потом передал рукопись в редакцию и летом рассказы вышли в свет. Посетители театра отзываются положительно.

В ближайшее время выйдет второй том, в мой день рождения, 4 декабря, третий, будущей весной — четвертый.

Лев Истомин. Европейско-Азиатские Новости.

Комментировать
Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
18+