October 17, 2017, 04:41 AM

Василий Обломов: «Если бы в России сажали за идиотизм - вся страна сидела бы в тюрьме»

Музыкант Василий Обломов, имя которого прогремело на всю страну после песни «Еду в Магадан», отыграл большой концерт в Екатеринбурге. Буквально только-только спустившись с самолетного трапа, поэт и мелодист дал единственное интервью. Есть ли в России журналистика, ждут ли страну перемены и станет ли Россия по-настоящему бедной, – об этом Василий рассказал корреспонденту ЕАН.

- Начнем со свежих новостей. Режиссер Юрий Быков, снимающий острые картины, ушел из кинематографа. К чему, на ваш взгляд, приведет культурная эмиграция прогрессивных?

- Не знаю, что у него за проблема. Он в трезвом уме и здравом рассудке снял сериал, который после показа не понравился каким-то пользователям в Интернете и журналистам нескольких изданий, и теперь своим потоком сознания в виде поста в Интернете то ли открещивается от своей работы, то ли оправдывается за нее, то ли непонятно, что вообще хочет. Я думаю, никуда он не уйдет, и у этого режиссера все будет нормально. Государство не даст ему пропасть, и телезрителей ждет много увлекательных фильмов от Быкова.

- У вас есть песня «Wi-Fi», где вы намекаете на то, что вай-фай лишь разъединяет людей. Депутаты Ирина Яровая и Андрей Луговой предлагали его запретить, а кто-то предлагал сделать доступ к нему только через паспорт. Как вам такие инициативы?

- Это очень полезные жизненные и актуальные инициативы избранников народа России. Приведет, как обычно, к улучшению жизни россиян. Это очевидно же!

- Принято считать, что лишь Борис Ельцин из первых лиц СССР и России не был рабом власти. По другой версии, первый президент в 1996 году отчаянно не хотел с ней расставаться. Как сделать так, чтобы сменяемость первых лиц у нас стала реальностью?

- Нужно, чтобы законы и права человека соблюдались не только на бумаге, но и в реальной жизни. Как только это начнет происходить, перемены в стране не заставят себя долго ждать. Потому что, если мы пишем на бумаге «демократия», «честные выборы» и так далее, а живем мы так, будто бы у нас всего этого нет, то зачем тогда об этом писать? Перемены наступят, когда закон начнет действовать. А сами перемены должны произойти в умах граждан. Для этого нужна политическая воля.

- Вас слушают много школьников и молодежи. Президент и многие чиновники после всплеска митинговой активности молодых людей стали больше уделять им внимания. Опасаются повторения событий на Украине? Обеспокоены тем, что молодое поколение стало высказывать свое мнение?

- Наши страны находились и находятся в разных условиях на момент осуществления как первой, так и второй революции в Украине. И сейчас условия существования народа в наших странах разные.

Я думаю, что администрация Путина может спать спокойно. Ничего такого в нашей стране не произойдет. Делают ли они все возможное для того, чтобы предотвратить майдан? Конечно. Только этим изо дня в день и занимаются.

 - Вы недовольны журналистикой в России. В вашей песне «Нести херню» есть фраза: «Мне бы предложили вести передачу. На первый гонорар я купил бы дачу». Вот у Владимира Соловьева она в Италии, например. Может, нам ввести налог на ложь?

- Если в России ввести налог на ложь, то тогда все обеднеют и страна вообще станет абсолютно нищей. Да и нет у нас журналистики. Журналистика должна напоминать власти об обязанностях, а гражданам - об идеалах. А те люди, которых почему-то называют «журналистами», этим не занимаются, а занимаются пиаром власти и объясняют населению, почему те или иные поступки власть имущих - мудрые и правильные, даже если они таковыми не являются. Деятельность таких пиарщиков - это совсем другая работа, и почему-то ее называют журналистикой. Причем это касается не только Владимира Соловьева с его дачей. Это касается всех журналистов. У нас нет журналистики.

Никого, например, не интересует, что происходит в Омске. Даже жителей Омска. В каждом отдельном городе никто не пишет про власть без причесываний. Убогие пресс-релизы сплошные. По-хорошему для журналистов имеет смысл писать только то о власти, что она хочет скрыть от народа. А все остальное - это же пиар. Открываешь региональное издание, например, а там пишут, что прошла встреча каких-то колхозников с главой района. Он сказал, что удои увеличились. Вот такие у нас новости. С другой стороны, кого вообще волнует, правду наши СМИ говорят или нет?  

Журналистика должна выполнять задачу еще одной ветви власти. А она ее не выполняет, а только поддерживает все остальные, которые сплелись. Она их еще больше скрепляет.

- Как можно оздоровить журналистику в нашей стране, по вашему мнению?

- Для того чтобы провести радикальные перемены в нашей стране, нужна политическая воля. Такой пример: врач и перед ним пациент, который очень давно к нему не ходил. Он очень болен, у него болят почки, например, печень, остеохондроз, где-то сломаны пальцы, сгнили зубы, вросли ногти, барахлит сердце, он не стрижен, грязный и нечесаный, а в крови алкоголь. Тут раздается вопрос его родственников, какие пилюли надо принять, чтобы сердце работало хорошо?

Дело в том, что тут нужно полностью лечить пациента. Это метафора, конечно. Необходима политическая воля. Власть должна этого хотеть сама. Объяснять людям, что они не рабы, что у них есть права, и научить их ими пользоваться, не нарушая закон. Чтобы все институты были разделены и чтобы все работало так, как и должно работать, и так, как задумано. А то у нас нет Советского Союза, а мы живем так, как будто он у нас есть. У нас типа нет цензуры, но все всё понимают. Полицейские не знают законов, а депутаты Госдумы не представляют интересов своих избирателей, да и вообще перед выборами уже ничего особо и не обещают.

- В песне «Живи» есть отрывок, где вы поете: «Главное - взлететь, а потом разберемся». Не считаете ли вы, что это про всех россиян и вообще про Россию? Мы часто поднимаемся, а вот какого-либо долгосрочного проекта развития у нас нет….

- Эти слова – отрывок из фильма «Призрак», саундтреком к которому стала песня. По поводу развития я согласен. Образ будущего неясен, и абсолютно непонятно, куда идет страна, каким у нее будет будущее и чего ждать. Я считаю, что было бы здорово, если бы Госдума, когда заканчивала свою работу, подводила итог. За свое время парламент такого-то созыва и в таком-то составе принял следующие законы. Чтобы, если в следующий раз они будут баллотироваться, человек посмотрел, что вот эти люди запретили мне это, это и это. И из-за них я не смогу делать то, то и то. Чтобы человек понимал, что вообще было сделано и к чему ведут те или иные решения людей, которые предлагают ему за них голосовать. А то сидят одни и те же люди, и непонятно, чем они занимаются.

То же самое касается, например, выборов президента. Если тебя не выбрали два раза, должно быть так, что ты не можешь больше баллотироваться. Зачем на тебя тратить деньги, время? У нас ведь не только бессменный президент, у нас бессменны все. Хотя если вы считаете, что выбор между Зюгановым, Жириновским и Путиным на протяжении 18 лет - это выбор, то можете не переживать и дальше смотреть телевизор.

- В ваших песнях много иронии. Часто она заставляет улыбаться, часто - грустить. Можно ли сказать, что это инъекция от совковости, которая нас придавливает до сих пор?

- Просто когда смеешься над чем-то жутким или страшным, оно уже кажется не таким жутким и страшным. Возможно, что в этом и есть смысл. Когда умирал СССР, его уже никто особо всерьез не воспринимал, а Высоцкий и Жванецкий вполне открыто шутили на тему советского идиотизма.

- Навальный пытается как-то зацепиться за президентские выборы. Если он вас позовет выступить в свою поддержку, пойдете?

- Проблема не в том, позовет ли Навальный Васю Обломова или Глеба Самойлова поддержать себя в Интернете или на площади. Главный вопрос в другом: почему нынешняя власть, имеющая в руках армию, полицию, суды и все федеральные СМИ, должна внезапно допустить его участие в качестве кандидата в президенты России? Независимо от того, будут ли его поддерживать Алла Пугачева или Филипп Киркоров. Все те, кто этого хочет, как технически это себе представляют? Что должно случиться? Мне кажется, что этот вопрос намного важнее и отвечать на него нужно не Васе Обломову, а читателям самим себе.

Навальный делает то, что может позволить делать в условиях, когда ему все запрещено. Поскольку до выборов осталось полгода, уже понятно, кто у нас станет президентом, но никого в нашей стране это особо не тревожит, я думаю, что вопросы, которые вы поднимаете в этом интервью, вряд ли будут интересовать широкие массы.

- Недавно верующие предложили канонизировать Наталью Поклонскую при жизни за активную позицию в вопросе запрета «Матильды».  Не планируете сочинить песню обо всей этой истории?

- Я правильно понял, что это предложила часть из верующих организации, которую признали террористической? Они предложили бывшую гражданку Украины, экс-прокурора в погонах с иконой наперевес, фанатку Николая II назвать святой при жизни? Наверное, это был бы живой памятник эпохи. Красивый и молодой памятник. Даже какой-то смелый акт современного искусства.

- Когда я услышал вашу совместную с Глебом Самойловым песню «Жить всегда», у меня побежали мурашки. Будут ли какие-то новые проекты у вас с экс-лидером «Агаты Кристи»?

- Не знаю. Если я скажу, что будут, то совру. Если скажу, что не будет, то тоже могу наврать, потому что вдруг что-то появится. Но пока совместных творческих проектов у нас нет.

- Отталкиваясь от строчек вашей песни «Ритмы окон», все же время изменило людей или люди изменили его?

- Неизвестно точно. Это как у Дэвида Линча спрашивать про концовку «Твин Пикса».

Павел Пивоваров

Фото: LOCUS Photo Agency (Илья Хамов)

ЕАН благодарит за организацию интервью Дмитрия Непокрытого

Комментировать
Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
18+