February 3, 2017, 06:45 PM

Екатеринбургский музей изобразительных искусств захватили «пришельцы»

Выставка современной печатной графики Японии открылась 3 февраля

В день японского праздника встречи весны Сэцубун – отдаленный аналог нашей Масленицы – 3 февраля в Екатеринбургском музее изобразительных искусств открылась новая экспозиция «Пришельцы: «аномальные явления» современной печатной графики Японии», сообщает корреспондент агентства ЕАН.

На выставке представлена графика двух современных мастеров из Страны восходящего солнца – Юдзи Хирацуки и Норимасы Мидзутани. Их работы можно увидеть в таких знаменитых галереях, как Британский и Токийский национальные музеи.

Экспозиция называется «Пришельцы», потому что, с одной стороны, художники как представители японской культуры являются пришельцами для нашего европейского мировоззрения. С другой стороны, оба автора, несмотря на то, что они очень разные, тяготеют к созданию невероятных, нелепых образов, напоминающих инопланетных существ.

Представленные на выставке 66 работ – это эстампы, изображения, оттиснутые с заранее подготовленной авторской формы. При этом художники работают в разных техниках. Юдзи Хирацука совмещает интаглио (комбинированные методы глубокой печати) с шин-колле (печать на тончайшей рисовой бумаге). Это придает изображению особую яркость, потому что рисовая бумага хорошо принимает краску с печатной формы и усиливает звучание цвета. Норимаса Мидзутани использует офорт – разновидность гравюры, при создании которой происходит травление поверхности металла кислотами, а также ксилографию – это гравировка по дереву. У мастера уходит примерно месяц на создание одной работы.

Юдзи Хирацука в остроумном ключе продолжает традиции укие-э, что дословно переводится как «картины изменчивого мира». Он исследует современный динамичный мир, в котором его главным образом интересуют парадоксы. «В мегаполисах на крышах небоскребов сейчас разбивают сады; люди, которые привыкли есть гамбургеры, смотрят борьбу сумо», – приводят слова автора организаторы.

Творчество Норимасы Мидзутани – это художественный примитив, на первый взгляд, наивное искусство. Его графические работы населяют какие-то несуразные, нереальные, инопланетные существа. Например, персонаж картины «Лунный червь» напоминает эмбрион, клетку или какой-то простейший организм. Почему именно «лунный червь», не совсем понятно, но таким образом художник размышляет на тему научно-технических разработок. В 80-е годы НАСА пыталось осуществить одноименный проект, в рамках которого разрабатывало луноход, способный передвигаться, как червь. Однако проект потерпел неудачу. Работу автора можно расценить как своеобразную постмодернистскую иронию.

Еще одна картина с космической тематикой – «Бедствие Ikaros». Название содержит в себе игру смыслов, поскольку в аббревиатуре отчетливо угадывается название японского космического аппарата, который перемещался при помощи солнечного света. Одновременно аббревиатура отсылает нас к мифологическому персонажу Икару, которого погубило солнце. Видимо, художник решил спрогнозировать, насколько успешными будут испытания аппарата, и создал эту картину в 2008, хотя позднее, в 2010, спутник успешно справился со своей миссией.

Оба художника любят обращаться к известным сюжетам и образам, например, одна из картин Норимасы Мидзутани напоминает «Крик» Мунка, а в «Роковой женщине» Юдзи Хирацуки можно увидеть «Любительницу абсента» Пикассо. Также в их творчестве любопытным образом присутствуют библейские мотивы. Так, на картине «Благовещение» Норимасы Мидзутани изображена женщина в положении, а над ней парит какое-то существо. В этих образах при желании можно узнать Деву Марию и архангела Гавриила. В работе Юдзи Хирацуки «Урок авиации» через некоторые детали: раскрытую книгу, перо, облачение – угадывается образ евангелиста, а крылышки за его спиной дают возможность предположить, что это – Иоанн Богослов.

На выставке много работ большого формата, все они очень выразительны, изобилуют яркими красками. Зрители точно получат эстетическое удовольствие от экспозиции, а те, кто любят разгадывать ребусы, смогут провести много времени за расшифровкой авторской мысли.

Сами художники выставку посетить не смогут, но организаторы планируют устроить телемост уже в процессе работы экспозиции, чтобы зрители смогли задать свои вопросы напрямую. Некоторые интерпретации зачастую навязаны современному искусству, поэтому лучше будет услышать версию авторов. Европейско-Азиатские Новости.

Комментировать
Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
18+