18 ноября 2008, 16:00

Режиссер Харийс, которого много!

В конце недели в Екатеринбурге откроются гастроли Даугавпилсского драматического театра, которые Союз

Поделитесь с друзьями

В конце недели в Екатеринбурге откроются гастроли Даугавпилсского драматического театра, которые Союз театральных деятелей России проводит в рамках Программы государственной и общественной поддержки русских театров стран СНГ и Балтии под патронатом Президента РФ совместно с Министерством иностранных дел России.

Художественный руководитель режиссер Харийс Петроцкис рассказывает о том, как театральная жизнь Латвии свела его с этим уютным театром.

Источник – латвийский сайт «Наша газета» http://www.nasha.lv/
Елена ГЕДЮНЕ

- Есть ли принципиальная разница между рижскими театрами и латвийскими провинциальными, как, например, Даугавпилсский?

- Действительно, два-три года назад такое ощущение имело место. Но это не только наш театр «обижают», это относится ко всем провинциальным театрам. К сожалению, разговоры о децентрализации культуры, которые ведут наши министры культуры, пока остаются только разговорами. По большей части вся культурная — и художественная, и театральная жизнь — концентрируется в столице. Но в последнее время уже почувствовались позитивные изменения. Даугавпилсский театр теперь живет нормально. Нас существенно поддерживает Фонд капитала культуры, который выделяют нам деньги на наши постановки.

— Расскажите, как Вы стали режиссером?

— О, это целая история. Это случилось двадцать лет назад. Когда я оканчивал школу, то в моей жизни было два момента: меня очень интересовали литература и биология. Дома у меня был гербарий, коллекции бабочек и насекомых. Я сомневался: в какую сторону пойти... Но дело решил случай: мой одноклассник поступал на актерский факультет и позвал меня за компанию. И я пошел. Хотя, когда я занимался в драмкружке, мне сказали, что у меня неправильный выговор буквы «р» (на французский манер). Но я все-таки пошел на экзамены. Конкурс был очень большой, быть актерами тогда считалось престижным. Тут ко мне подошел один из экзаменаторов и сказал, что прочитал мое сочинение, посмотрел на меня во время конкурса и пришел к выводу, что я не актер, что мне нужно идти в режиссеры. И эти слова засели мне в душу. На следующий год я поступил на режиссерский факультет. Причем это был уникальный курс. У меня в дипломе фактически два образования — я режиссер не только театра, но и телевидения. Десять лет я проработал на телевидении в Риге. Поставил много актерских постановок, снял много фильмов. А потом судьба привела меня в Даугавпилсский театр. Но с телевидением я не порвал. Хоть я и суеверный, но скажу — этой осенью намечается один интересный проект на латвийском телевидении, где будут задействованы и актеры нашего театра.

— Как Вас пригласили работать в Даугавпилсский театр?

— Это опять целая история. 12 лет назад тогдашний художественный руководитель Даугавпилсского театра Марис Клетниекс пригласил меня сделать постановку «Плохие родители» Жака Кахто для латышской труппы. И тут я познакомился со своей будущей женой — Инессой Лайзане, которая тогда была актрисой нашего театра. Постановка вышла довольна хорошей. И параллельно я работал на телевидении. А потом латышская труппа театра распалась. И мы с Инессой переехали в Ригу. Три года прожили там. А потом какой-то голос позвал что ли... Инессу пригласили вернуться в труппу Даугавпилсского театра, она стала здесь работать. А я разрывался между Ригой и Даугавпилсом. И продолжалось так довольно долго. Потом грянули большие перемены в театре. Инесса стала директором театра, причем самым молодым за всю историю Латвии. Вскоре я пришел к выводу, что это ненормально — один день проводить в Риге, потом ночными поездами ехать в Даугавпилс. И получается, что я физически не мог заняться своей профессией в полную силу. Нужно было выбирать. Ведь я не мог даже нормально выспаться... И я решил полностью работать в нашем театре, чтобы меня здесь было МНОГО. Но контакты с Ригой я не потерял.

— Это правда, что Вы ученик самого Марка Захарова?

— Да, так и есть. Когда я начал активно работать в Даугавпилсском театре, то понял, что мне не хватает некоторых моментов. И потом — всю жизнь надо учиться, совершенствоваться... И тут у меня появилась возможность попасть на высшие режиссерские курсы. Я считаю, что это была судьба: попал на курс к Марку Анатольевичу. Хотя к нему очень сложно попасть, он очень требователен. Два года так прожил — месяц в Москве, два — в Даугавпилсе. Смотрел, как Марк Анатольевич работает, учился. Захаров — удивительный режиссер и педагог, грандиозная личность. Это была замечательная школа. Потом Марк Анатольевич доверил и мне немножко поработать с ленкомовцами. И вообще, чаю попить с такими грандиозными актерами, как Александр Абдулов, Инна Чурикова, Олег Янковский — такое не забывается. За эти два года я посмотрел без преувеличения около ста спектаклей. Каждый свободный от занятий вечер я смотрел спектакли, и не только Ленкома. В Москве есть множество самых разных театров. Театральная жизнь там буквально кипит!

— Режиссером быть трудно?

— Самое трудное — это почувствовать материал будущего спектакля. Нужно, чтобы тебя что-то в нем сильно зацепило за живое. Ведь это на долгое время — жить им, переживать.

А когда наконец-то материал найден, то важно набрать хорошую и точную творческую команду. И это не только актеры и распределение ролей — это и композитор, и сценограф, и художник по костюмам. Ну а потом уже начинается процесс с актерами. Тут самое главное — понимать, что режиссер должен быть и психологом, потому, что каждый актер — это личность. Нужно убедить актера поверить твоей идее, принять ее.

А режиссер я добрый: дипломатичный и демократичный. Но иногда бывает и кричу. Опять же — режиссер должен быть немножко психологом. Я знаю своих актеров — с одним нужно быть поласковее, а на другого порою полезно и наорать. Люди разные, актеры разные. Искусство...

— Комедии в вашем театре более востребованы?

— Да. У публики всегда идут на «ура» музыкальные спектакли, детские спектакли и комедии. На этом театр может зарабатывать. Но в сезон мы стараемся два-три серьезных спектакля поставить. Есть зрители, которым это необходимо — они хотят не только развлечься и посмеяться, но и о смысле жизни подумать. Участие в серьезных постановках необходимо и актерам, чтобы они не потеряли форму. По большому счету, наступает время, когда зритель возвращается в театр. Один замечательный японский режиссер (к сожалению, я не помню его фамилии) сказал, что в наше время высоких технологий, когда люди общаются даже друг с другом все больше с помощью компьютеров, осталось два вида чистого и качественного живого контакта от человека к человеку — спорт и театр. Люди все больше и больше хотят живого общения.

— Что дает жизненные силы для творчества?

— Семья, конечно! Семья! Друзья настоящие! Хотя и встречаюсь с ними редко, пару раз в месяц, но это большая поддержка: встретиться и поговорить по душам. А еще люблю рыбалку! Но, к сожалению, все меньше и меньше времени на нее остается. Я сам не знаю, откуда берутся силы — могу очень устать с вечера, но проснуться в пять утра и идти на рыбалку. Обожаю это утреннее ощущение: когда солнышко встает, а кругом еще туман, и все в полутонах, птички начинают петь... Мне если рыба есть — хорошо, если нет — то ничего страшного. Не это главное. Главное — в ощущении от самого процесса утренней рыбалки. Очень большой отдых. Летом обязательно на недельку или даже две стараюсь вырваться к реке или озеру. Так и накапливаю силы на весь творческий год!

Поделитесь с друзьями

Комментарии (0)

Читатели еще не оставляли комментариев.

Вам есть что сказать?

Оставьте комментарий
Дополнить новость
поиск по сайту О сайте
Карта сайта
навигация
рассылка
рассылка
мы в соц сетях
мы в соц сетях
Отправить новость
Отправить новость
ваш рид-лист (0)
ваш рид-лист (0)

Что случилось?

И раз в неделю мы будем радовать Вас тёплой рассылкой лучших материалов сайта.

вся лента новостей
вся лента новостей
Только что

Настрой новости и регионы

Темы новостей

Экономика

100%

Политика

100%

Общество

100%

Происшествия

100%

Культура

100%

Спорт

100%

Регионы

Изменения сохранены

Вам есть что сказать?



Все комментарии проходят модерацию редактором сайта. Мы не публикуем комментарии, в которых содержится ненормативная лексика, клевета или иные данные, нарушающие законодательство Российской Федерации.

Что Вы знаете об этой новости больше нас?



Мы никогда не передаём контактные данные наших инсайдеров третьим лицам. Журналисты проверяют каждый инсайт, присланный нашими читателями. При опровержении отправленной информации ложный инсайт переносится в комментарии..

ЕАН - интерактивные новости

Мы определили ваш город как

Сегодня
29 марта 2017