14 марта 2017, 10:02

Автоюристы атакуют екатеринбургских страховщиков

Сможет ли новый закон очистить рынок от мошенников, в интервью рассказывает директор Екатеринбургского филиала «Югории» Сергей Орлов.

Поделитесь с друзьями

Законопроект о натуральном возмещении в ОСАГО на днях (15-17 марта) пройдет второе и третье чтение в Государственной думе РФ. Поправки предполагают, вместо денежной выплаты автовладельцам, направлять пострадавшие в ДТП автомобили на ремонт. Как нововведение отразится на страховых компаниях и поможет ли защитить их от «расплодившихся» недобросовестных автоюристов, в интервью агентству ЕАН рассказал директор Екатеринбургского филиала страховой компании «Югория» Сергей Орлов.

 

- Сергей Николаевич, начнем с того, что в последнее время многие страховые компании называют ОСАГО убыточным направлением деятельности, и многие уходят с этого рынка. Как вы оцениваете ситуацию?

- Действительно, за последние два года на ряде территорий нашей страны ОСАГО стало убыточным. Всего проблемными признаны на текущий момент 26 регионов. Наибольшее влияние на ситуацию оказали два решающих фактора. Первый фактор – рыночный: произошло  удорожание запасных частей автомобилей, импортных материалов, обусловленное падением курса рубля и инфляцией. Второй фактор - нерыночный, и он признается наиболее значимым: деструктивное влияние на рынок деятельности так называемых автоюристов, которые, представляясь защитниками прав страхователей, на деле преследуют собственные, часто исключительно корыстные цели.

Об этом 15 февраля текущего года говорила в своем выступлении на заседании Совета Федерации председатель Банка России Эльвира Набиуллина.

По последним данным Российского союза автостраховщиков, на долю теневого сектора автострахования приходится примерно 30 млрд рублей в год! То есть на эту сумму, на сумму изъятых автоюристами из страховых компаний денежных средств, уменьшился собственный капитал компаний со всеми вытекающими последствиями и для финансового рынка страны (страховая компания является важным инвестиционным институтом, обеспечивающим социальную стабильность общества), и для консолидированного государственного бюджета.  Это привело к потере финансовой устойчивости ряда страховщиков: за последние два года рынок покинули 183 страховых компании, и большая их часть - вследствие утраты реальных активов, необходимых для продолжения своей уставной деятельности.

- Насколько активно так называемые автоюристы действуют в Свердловской области?

- В Свердловской области и в Екатеринбурге ситуация пока не столь критичная, как в соседней Челябинской области, но и здесь в последние месяцы страховые компании испытывают значительную активизацию как непрошенных гостей из соседней области, так и местных их последователей. Фактически мы также находимся  в зоне повышенных правовых рисков. После того, как на Южном Урале криминальные автоюристы фактически разрушили систему функционирования рынка ОСАГО, они активно разворачивают свою деятельность в Свердловской области. За последние три месяца количество судебных исков на страховые компании кратно возросло.

Автоюристы арендуют офисы в непосредственной близости от офисов страховых компаний и ГИБДД, буквально на улицах и дорогах весьма настойчиво предлагают страхователям свою так называемую «защиту». Также они распространяют объявления с рекламой через Интернет и СМИ, настойчиво обзванивают людей, попавших в ДТП, только им известными способами узнают их телефоны и другие персональные данные.

Методы их работы очень напоминают методы некоторых агентов похоронных бюро: человек только скончался, а к его родственникам уже через считанные минуты приходят или звонят по телефону неизвестные люди и предлагают ритуальные услуги. Так же и в случаях с ОСАГО: ДТП только произошло, а автоюристы уже приезжают к попавшему в ДТП автолюбителю (нередко на место происшествия) или звонят ему по телефону и весьма активно предлагают продать (передать, уступить) свой страховой случай…

- Как именно работают автоюристы?

- Их деятельность, как и абсолютное большинство видов криминальной деятельности, не отличается большим разнообразием. Есть несколько основных схем, но главная цель одна – выбить как можно больше денег из страховой компании. Часто имеет место банальное «страховое мошенничество». То есть страхового случая фактически не было, но автоюристы пытаются доказать обратное. К сожалению, бытовое мошенничество часто не воспринимается как преступление и должным образом не осуждается обществом. Это в полной мере относится к мошенничеству в сфере страхования.

Или другой пример. Страхователь пару лет назад попал в ДТП, отремонтировал автомобиль при помощи страховой компании и продолжает его эксплуатировать. Ему звонят или пишут автоюристы и спрашивают: «А вы получили  полную компенсацию на ремонт Вашего автомобиля? Давайте мы  поможем Вам ее дополнительно взыскать со страховой компании!» Суды, заваленные подобными делами, принимают решения под копирку -  действуют в интересах потребителя…

Часто автоюристы судятся даже из-за одной тысячи рублей, выставляя страховым компаниям огромные счета за судебные издержки. В них, к примеру, цена ксерокопии одной страницы документа на порядок превышает аналогичную услугу в копировальном центре, также значительно завышаются цены на проведение экспертизы автомобиля и другие сопутствующие  расходы.

Вспоминаю разговор  со страхователем: девушка, которая  воспользовалась услугами автоюристов год назад, отсудила у страховщика деньги и съездила на них в Таиланд.

Но известны и другие случаи, когда страхователей элементарно  обманывают. Таких случаев значительно больше. Говорят клиенту, что деньги взыскать не удалось, а на самом деле забирают их себе. Через какое-то время человек получает уведомление из налоговой инспекции, что в его пользу все же были взысканы денежные средства и что он должен уплатить подоходный налог с определенной, взысканной со страховой компании суммы.

Следует также иметь в виду, что в случаях, когда человек судится с компаниями под различными предлогами и наносит им значительный ущерб, у него автоматически формируется определенная история взаимоотношений с данной компанией. Думаю, вряд ли в перспективе такая компания захочет работать с ним по КАСКО или другим добровольным видам страхования.

- Все знают, банки неохотно кредитуют заемщиков с плохой кредитной историей, то есть выходит, что в страховании действует аналогичная практика?

- Страховщик, безусловно,  владеет информацией и историей  взаимоотношений со страхователями, и он может использовать эту информацию при принятии  решений о сотрудничестве по добровольным видам страхования.

- Сергей Николаевич, если поправки в закон об ОСАГО примут и денежные выплаты заменят фактическим ремонтом машин, это поможет избавиться от мошенников на этом рынке?

- Трудно рассчитывать, что с принятием правильного закона теневой сектор самостоятельно ликвидируется. Скорее всего, могут возникнуть новые схемы, включая попытки использования криминальными лицами персонала станций технического обслуживания. Нужен специальный закон о страховом мошенничестве и страховом омбудсмене, а также эффективный надзор за его применением. Насколько я обладаю информацией, профильный комитет Госдумы готовит обращение к правоохранительным органам с призывом к активной борьбе с мошенниками в автостраховании.

Некоторые страховые компании отказываются от лицензии по ОСАГО, но большинство компаний занимают консервативную позицию и не спешат уходить с рынка, надеясь, что ситуация стабилизируется. В этом смысле оптимистично прозвучало  выступление Эльвиры Набиуллиной, о котором мы говорили  в начале нашего разговора. Председатель Банка России очень четко расставила акценты и приоритеты: необходимо  бороться с автоюристами, «выкачивающими» деньги из страховых компаний.

- Возвращаясь к готовящимся поправкам – некоторые автомобилисты опасаются того, что с их принятием в автосервисах возникнут огромные очереди. Если сейчас они, получив деньги, могут обратиться в любой сервисный центр, то потом пойдут туда, куда их направит страховая компания…

- Не думаю, что возникнет серьезная проблема очередей. В настоящее время ситуация на рынке ремонта автомобилей благоприятна для страхователей. Продажи новых автомобилей значительно уменьшились, и дилеры находятся в поиске новых возможностей и разработке новых предложений для авторынка. Одна из таких возможностей – предложение ремонта по ОСАГО. Несмотря на то, что при определении стоимости ремонта по ОСАГО действует единая методика расчета цен, утвержденная Банком России, большинство СТОА заявляют о готовности активно работать в этом направлении. Это если говорить о дилерах, а ведь еще есть универсальные станции, очень многие из которых не только имеют желание работать, но и способны обеспечить качественный ремонт автомобиля.

- Еще один важный вопрос, который волнует автомобилистов, какие запчасти будут ставить на автомобиль: новые или уже использованные. Какого мнения придерживаетесь вы?

В проекте закона оговаривается, что при ремонте автомобиля, побывавшего в ДТП, предполагается обязательное использование новых запасных частей и деталей. В случаях, когда автомобиль был произведен много лет назад и модель снята с производства, допускается использование по согласованию со страхователем качественных запасных частей, ранее бывших в эксплуатации.  

Кроме того, закон является компромиссным и предполагает определенную постепенность перехода к натуральной форме возмещения по ОСАГО. При этом если на территории отсутствуют сервисы, отвечающие необходимым требованиям, страховщики будут выплачивать возмещение в денежной форме. Следует обратить внимание, что на уже оформленные полисы вводимые нормы не распространяются – закон не имеет обратной силы. В целом, как мы уже говорили, утверждается приоритет натуральной формы возмещения. Потерпевший может выбирать СТОА из списка партнеров страховой компании. Ремонт должен быть проведен в течение 30 дней, не считая праздничных дат.

Резюмируя наш разговор, подчеркну - практика направления застрахованных автомобилей на ремонт является цивилизованной, она применяется в различных странах. Уверен, приживется она и в нашей стране.

В заключение призываю страхователей решать все спорные вопросы, возникшие при урегулировании страхового случая, непосредственно со страховой компанией. 

Беседовала Мария Трускова, Европейско-Азиатские Новости.

Фото avtoexperts.ru

 

 

 

Поделитесь с друзьями

Комментарии (0)

Читатели еще не оставляли комментариев.

Вам есть что сказать?

Оставьте комментарий
Дополнить новость
поиск по сайту О сайте
Карта сайта
навигация
рассылка
рассылка
мы в соц сетях
мы в соц сетях
Отправить новость
Отправить новость
ваш рид-лист (0)
ваш рид-лист (0)

Что случилось?

И раз в неделю мы будем радовать Вас тёплой рассылкой лучших материалов сайта.

вся лента новостей
вся лента новостей
Только что

Настрой новости и регионы

Темы новостей

Экономика

100%

Политика

100%

Общество

100%

Происшествия

100%

Культура

100%

Спорт

100%

Регионы

Сохранено

Вам есть что сказать?



Все комментарии проходят модерацию редактором сайта. Мы не публикуем комментарии, в которых содержится ненормативная лексика, клевета или иные данные, нарушающие законодательство Российской Федерации.

Что Вы знаете об этой новости больше нас?



Мы никогда не передаём контактные данные наших инсайдеров третьим лицам. Журналисты проверяют каждый инсайт, присланный нашими читателями. При опровержении отправленной информации ложный инсайт переносится в комментарии..

ЕАН - интерактивные новости

Мы определили ваш город как

27 мая 2017
26 мая 2017