June 7, 2017, 04:37 AM

Руководитель проекта «Город без фальсификата»: в магазины Екатеринбурга льется «мутный поток» подделок

Количество фальсифицированного сливочного масла на прилавках ряда свердловских магазинов может достигать 100 процентов. К таким выводам пришли эксперты Свердловской региональной общественной организации «Комитет общественного контроля», которые с февраля 2017 года реализуют на Среднем Урале проект «Город без фальсификата».  В каких торговых сетях продают подделку, чем кормят детей в школах и как отличить фальсификат от оригинала, в интервью ЕАН рассказал президент комитета, руководитель проекта Александр Подуст.

- Александр Николаевич, какая работа была проведена с момента создания проекта «Город без фальсификата» и какого результата вы планируете достигнуть?

- В конце 2016 года наша деятельность по борьбе с фальсификацией пищевых продуктов получила государственную поддержку на высоком уровне, мы получили президентский грант на реализацию проекта «Город без фальсификата». Его конечная цель - обеспечить безопасность потребителей, убрать фальсификат с полок магазинов на Среднем Урале. 

Начали работу мы со сливочного масла: к настоящему времени проверили уже десятки магазинов на наличие фальсификата этого продукта. Как показала практика, недобросовестные изготовители заменяют в этом продукте ценный в физиологическом отношении молочный жир на дешевые жиры немолочного происхождения, чаще всего на пальмовое масло. А недобросовестные продавцы реализуют такой товар.

- Какое количество поддельного масла обнаруживается на прилавках свердловских магазинов. Насколько для нашего региона вообще актуальна проблема фальсифицированной продукции?

- Она актуальна для всей России. Данные о количестве фальсифицированной продукции в стране разнятся: по «Первому каналу», например, представители Россельхознадзора называли цифру 50-60%, а Роспотребнадзора – 6-7%. Почему данные отличаются – это другой вопрос. Но наша оценка более близка к оценке Россельхознадзора.

 

Мы проанализировали уже около 300 образцов сливочного масла в магазинах Екатеринбурга и области, и можем сказать, что в крупных торговых сетях доля фальсификата в среднем составляет порядка 15%, а в небольших торговых точках может достигать 100%.

- Почему так происходит?

- По-видимому, причина в том, что недобросовестные изготовители все же опасаются поставлять свою продукцию в крупные сети, боятся, что их «выкинут» из сети, не будут с ними сотрудничать. А это большие потери для их бизнеса. Поэтому на мелкие розничные рынки они выходят охотнее, неслучайно в такие павильоны очереди потребителей выстраиваются за дешевым и якобы «натуральным» товаром. Как нам искренне и простодушно сказали продавцы в одном из таких магазинов шаговой доступности: «мы продаем социальное масло».

Что касается крупных сетей, то там фальсификата меньше, но он есть. Мы его обнаруживаем, к сожалению, в большинстве сетевых магазинов. Исключение, пожалуй, пока только «Пятерочка» и «Ашан» - там, видимо, отделы качества работают лучше. В остальных сетевых магазинах, где мы побывали, фальсификат есть практически везде. Например, у нас есть вопросы к «Кировскому», «Магниту», «Звездному», «Магниту». Бывало и так, что сегодня мы его не видим, а при очередном посещении магазина выявляем. Это означает, что продавцы не контролируют, какой товар они выкладывают на полки.

- Что делаете, когда обнаруживаете такую продукцию?

- В первую очередь ведем предупредительную работу, это, кстати, отличительная особенность нашего проекта. Каждому продавцу и изготовителю фальсификата передаем протоколы лабораторных испытаний и официально требуем привести свою деятельность в соответствие с требованиями закона. Однако, если видим, что нарушения прав потребителей и требований технических регламентов продолжаются, тогда переходим к применению жестких мер: подаем иски в суды, вносим материалы в органы прокуратуры и Роспотребнадзора, в полномочия которых входит привлечение недобросовестных изготовителей и продавцов к административной ответственности. Кроме того, в отношении наиболее злостных правонарушителей применяем и такой острый инструмент, как публикация «черных списков».

По закону, за реализацию некачественной, а значит, опасной продукции юридическое лицо может получить штраф до 1 млн рублей. И в отечественной практике уже есть прецеденты, когда за повторную продажу фальсификата, на продавца накладывали административный штраф в 700 тыс. рублей. Мы считаем, что все продавцы должны знать про такие убедительные примеры.

- Откуда на прилавках появляется фальсификат: производители сами подделывают продукцию или это делают какие-то другие фирмы, выдавая свой товар за чужой и подделывая этикетки?

- Происходит по-разному. Есть предприятия-изготовители, которые работают, так сказать, на два фронта. Они одновременно могут выпускать как фальсификат, так и хорошую продукцию. Например, в крупные магазины поставляют настоящий продукт, а в небольшие торговые точки от них идет фальсификат, который они делают чаще всего из пальмового масла, указывая на этикетке, что это сливочное масло из коровьего молока. Да еще корову нарисуют для убедительности.

Бывают и такие случаи, когда фальсификат производят в «подпольных» цехах, а на этикетке указывают адрес производства, которого на самом деле не существует. В таких случаях уже подключаются правоохранительные органы.

Бывают и курьезные случаи, как, например, с челябинским производителем масла ИП Лифанов. Этот завод, когда его проверяли по нашему заявлению, обосновал изготовление и выпуск в обращение фальсификата тем, что у них кладовщик якобы чего-там напутал и недосмотрел. Однако такие «объяснения» все равно не помогли этому заводу избежать административного штрафа.

Должен отметить, что есть и производители, которые, по нашим данным, никогда не производят подделки. В качестве примера можно указать на масло, которое производят на ирбитском, красноуфимском, кунгурском заводах.

- Александр Николаевич, вы сказали, что сливочное масло входит в перечень социально значимых продуктов. А вы не проверяли качество того продукта, который поставляется в больницы, детские сады, школы? 

- Это, пожалуй, самая острая сегодня проблема. В СМИ было много публикаций о поставках, например, в детские сады и дома-интернаты фальсифицированных молочных продуктов. Об этом же свидетельствуют данные Роспотребнадзора и Россельзознадзора. В связи с этим мы направили официальное письмо на имя заместителя главы администрации Екатеринбурга Владимира Боликова с предложением об общественной поддержке муниципальных заказчиков в их работе по проверке качества продукции, поставляемой по заключенным муниципальным контрактам. Мы готовы взять на себя практическую работу по выявлению фальсификата, в том числе готовы оплачивать из своих средств соответствующие исследования в аккредитованных лабораториях. Рассчитываем, что наши предложения будут приняты.

 

Сегодня есть много данных о том, что фальсификат идет мутным потоком в такие учреждения, как детские сады, школы, больницы, дома престарелых и др.

Объясняется все просто: согласно Закону N 44-ФЗ о федеральной контрактной системе такие учреждения объявляют конкурс на поставку продуктов, и его всегда выигрывает те поставщики, кто предлагает наиболее низкую цену.  Как правило, это индивидуальные предприниматели, т.е. так называемый малый бизнес.

А дальше происходит следующее: например, нужно этому мелкому бизнесмену поставить масло в пачках по 200 граммов каждая, он идет на мелкооптовый и розничный рынок где, по нашим данным 100% фальсификата, и покупает там то, что подешевле. Например, приобретает пачку за 30 рублей, а продает ее садику за 120 рублей, остальное кладет себе в карман. Кто его сегодня проверяет? Если говорить прямо, то практически никто. У муниципального заказчика средств в бюджете на эти проверки нет. Роспотребнадзор проводит такие проверки только по специальным распоряжениям или по требованиям прокуратуры. А мы в этом вопросе готовы реально помочь, работая в систематическом плане. Проверим продукцию экспресс-методом, отдадим в лабораторию, поможем составить списки изготовителей и поставщиков, у которых продукты брать не рекомендуется.  

- Как же отличить качественную продукцию от фальсификата?

- Обычному потребителю советую прислушиваться к своему организму. Если вам какой-либо продукт, который вы купили, почему-то не понравился – не тот запах, вкус, не надо его есть. И в следующий раз продукцию от этого изготовителя не берите или к этому продавцу больше не ходите. Ведь организм вам ясно и недвусмысленно сам подсказывает: мне этот продукт не нужен

Мы же для своих исследований используем люминоскоп, и еще не было случая, чтобы аккредитованная лаборатория официально своим протоколом не подтвердила бы его показания. Этот прибор мы несколько образно называем «всевидящим оком», своеобразным рентгеном. При люминесцентном освещении хорошо видно, фальсифицированное сливочное масло или нет. Если поместить в прибор небольшой кусочек спреда или фальсификата, он одинаково будет светиться бело-голубым светом, если продукт качественный – желтым. Прибор также может определять свежесть мяса, рыбы. В последующем мы будем расширять спектр разных видов продукции для исследований.

В завершении интервью Александр Подуст наглядно показал корреспонденту ЕАН люминоскоп в действии. В прибор мы положили настоящее сливочное масло «Ирбитское» и рядом с ним поместили фальсифицированное сливочное масло, на этикетке которого было, однако, написано «Крестьянское». Для еще большей наглядности здесь же положили также растительно-жировой спред и растительно-сливочное масло с массовой долей растительного жира 10% и 20% (указано на этикетке).

Оказалось, что при люминесцентном освещении только масло «Ирбитское» светилось желтым цветом, а все остальные образцы - бело-голубым. Это означает, что только «Ирбитское» состоит из молочного жира, а все остальные содержат жиры немолочного происхождения. Но если к спреду растительно-жировому здесь вопросов не появляется (это честный продукт), то в отношении фальсифицированного сливочного масла такие вопросы к его изготовителю и продавцу неизбежно возникают.

[photos]

Комментировать
Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
18+