07 сентября 2017, 11:10

«Ужас, летящий в ночи»: о ком снимают кино на Урале

Поделитесь с друзьями
Мария Трускова

В последние годы документальное кино не рекламируется и не показывается по телевидению, о нем не знает молодежь, и порой кажется, что этот вид кинематографа медленно умирает. Екатеринбургские кинотеатры не выпускают в широкий прокат ленты без «звездных» имен и раскрученных сюжетов. Так есть ли будущее у неигрового кино, как, о чем и на какие деньги его снимают сегодня, - в интервью агентству ЕАН рассказывает режиссер-документалист, обладательница более 20 профессиональных наград Марина Чувайлова.

 - Марина, я знаю, что вы закончили филологический факультет УрГУ и долгое время работали в сфере рекламы. Как так получилось, что вы решили стать режиссером, и почему выбрали именно документальное кино? Ведь кажется, что игровые фильмы более востребованы у современного зрителя…

Александр Виленский, родился в Свердловске. Работал на Свердловской киностудии режиссером и сценаристом неигрового кино. Работал редактором и продюсером программ на Образовательном ТВ, шеф-редактором службы новостей на Русском ТВ в Израиле.

- Я поняла, что хочу стать режиссером, в 29 лет. Мой друг по знакомству устроил меня на Свердловскую киностудию, в киножурнал «Советский Урал». Тогда так просто, без блата туда было попасть практически нереально. Начинала с администратора. Потом мои друзья Саша Виленский и Леша Балабанов уехали учиться на высшие курсы сценаристов и режиссеров, а мне передали эстафетную палочку, и я стала сначала ассистентом, а потом исполняющим обязанности режиссера. Сняла 12 спецвыпусков киножурнала. 

Потом Леша Балабанов из документалиста вырос в большого художника и занимался только игровым кино. А я всегда понимала, что хочу снимать документальное. Каждому - свое.

Игровое кино сегодняшнего дня в большинстве случаев неинтересно, а документальное – интересно всегда. В нем показана настоящая человеческая жизнь, происходит художественное осмысление какой-то проблемы. Я давно убеждена, что сложнее и интереснее документального кино нет ничего.

Алексей Балабанов, родился в Свердловске, советский и российский кинорежиссер, сценарист и продюсер. Среди наиболее известных работ «Брат», «Брат2», «Жмурки», «Груз 200», «Морфий».

- Помните, как снимали свой первый фильм?

-  Первая серьезная работа – это фильм «Моя прекрасная леди». Его снимали в 2000 году на студии, которой сейчас нет. Была только идея, а денег не было. Но помогли друзья, нашли камеру, операторов, и получилась эта картина. Именно с нее все и началось, и тогда я поняла, что буду заниматься именно документальным кино.

- Насколько я знаю, именно эта картина и принесла вам первую серьезную награду?

-  Да, и самую ценную для меня. Это приз «За лучший дебют» на Открытом фестивале неигрового кино «Россия». До сих пор помню: мой фильм поставили на утро. А так как я по своей натуре сова, то из-за такого раннего показа очень расстроилась, думаю: «Ну кто утром пойдет кино смотреть?» Прихожу, а там полный зал народу.

«Моя прекрасная леди». В 2000 году приз «За лучший дебют» на Открытом фестивале неигрового кино «Россия». В 2001 - Гран-при за лучший фильм, Приз зрительских симпатий на Фестивале российского телевидения «Женская тема-4». Главная героиня – бывшая учительница музыки, поклонница Аллы Пугачевой, которая и сама всегда хотела стать певицей, но время ушло, и мечты так и остались мечтами.

 

 

Фильм идет, люди хохочут, плачут, в конце встали все, аплодируют, кричат: «Браво!» Было по-настоящему классно! Когда ты видишь, какую реакцию у людей вызывают твои фильмы, то понимаешь, что не зря топчешь землю эту.

- А где вы находите своих героев?

- Я ищу не героев, а темы. Если говорить именно о конкретном человеке, то я безумно хотела снять фильм про Николая Коляду -   талантливого драматурга и невозможно харизматичного человека. Коля согласился, и получился фильм «Ужас, летящий в ночи». Кстати, эту картину зрители очень любят. Еще очень хочу снять фильм про Сашу Аксенову – нашего народного поэта. Надеюсь, что все получится.

А так тема всегда приходит сама, общаешься с людьми и понимаешь: так это же кино! Например, взять фильм «В людях». На работе у мужа моей подруги была женщина, у которой жила Раиса Николаевна. Я узнала ее историю, муж с подругой съездили к ней в гости, поговорили, рассказали о том, что я хочу снять о ней кино, и она с радостью согласилась. Ей нужно было вылить всю ту боль, которая накопилась в ее сердце. (В 2000 году пенсионерка Раиса Николаевна продала свой дом в Оренбургской области и переехала жить к дочери в Екатеринбург. Но оказалась, что она не нужна своим детям. Обездоленная женщина все дни проводила одна на улице, пока не нашлись люди, которые подарили ей дом и тепло, – прим. ЕАН.)

- Над чем работаете сейчас?

- Объяснять словами - бесполезно. Вот скажу я вам, что один фильм - о дворах нашего детства, который будет называться «А у нас во дворе», а второй - о тренере детской школы самбо «Уралмаш», и что это вам скажет? Ничего. Надо посмотреть, посмеяться, поплакать. Так что приходите на премьеру в Дом кино, которая состоится в ноябре.

- Марина, всем известно, что документальное кино некоммерческое, в нем, как правило, нет рекламы. Не могу не спросить: откуда берутся деньги на съемку?

- Практически все производящие студии сегодня работают с минкультом РФ. Каждая студия, которая заинтересована в получении денег на свой фильм, высылает туда сценарную заявку. Полтора-два листа текста, но такого, чтобы было видно, каким будет кино. Это как экзамен, результат которого ждешь три месяца, постоянно нервничаешь и переживаешь. Если заявка проходит, то государство субсидирует 70% затрат на создание фильма. Как правило, в год одобряется по 1-2 заявки на студию. 

У меня в этом году прошло две заявки - я о тех фильмах, премьера которых состоится в этом году в ноябре. Несведущий человек скажет: две заявки – одному человеку? Да это же мало! Но на самом деле это - нонсенс, это - очень много!

И, кстати, на создание получасового кино в среднем уходит полгода, из них на монтаже приходится сидеть 2-3 месяца. 

За фильм «Ужас, летящий в ночи» Марина Чувайлова была награждена дипломом киножурнала «Кинопроцесс» на Открытом фестивале неигрового кино «Россия».

 

 

- Можно сделать вывод, что работа режиссера нестабильна в материальном плане: в этом году заявку утвердят, в следующем – нет…

- Да, были времена, когда приходилось сидеть совсем без денег. Поэтому все и подрабатывают: кто-то снимает рекламу, кто-то занимается чем-то еще. Я, например, сотрудничаю со студией «Ералаш». Многие удивляются: «Документалист? "Ералаш"? С детьми?» А на самом деле это нормально. Ведь режиссеру должно быть все подвластно, вплоть до работы с детьми на площадке. И когда ты доносишь им основной смысл роли, объясняешь, учишь, показываешь, то результат видишь впечатляющий. 

- Я так понимаю, что, несмотря на финансовую нестабильность, вы не собираетесь отказываться от документального кино. Но не обидно ли, что многие екатеринбуржцы просто о нем не знают и не в курсе, где его можно посмотреть?

За фильм «В людях» Марина Чувайлова получила приз и диплом в номинации «Лучший документальный фильм» МКФ «Золотой Бубен» (г. Ханты-Мансийск)

- Да, действительно, сегодня телевидение категорически не пускает документальное кино в эфир, переживают за рейтинги. Даже по каналу «Культура» перестали его показывать. А ведь еще в 90-е годы неигровые фильмы постоянно шли по телевизору, люди сидели, не отрываясь от экрана – так их захватывали документальные истории! Сегодня во всем мире, как и в нашей стране, в нашем городе, кстати, тоже, снимается очень много хорошего документального кино, но никто не знает об этом, потому что телевидение об этом не информирует. Бывает, зрители мне говорят: «Какое у тебя классное кино, какая же ты молодец!» А я говорю: «Я не одна такая, у нас много классных фильмов, настоящих, которые щиплют сердце, цепляют душу, только вы о них ничего не знаете».

Но, несмотря на отсутствие рекламы, на фестивале документального кино «Россия», который проводится у нас в Екатеринбурге, всегда аншлаги. И это не может не радовать.

А сегодняшнее поколение молодых кинематографистов более мобильно, чем мы. Они делают рекламу в Интернете, снимают фильмы путем краудфандинга, и у них все получается. Так что, я думаю, что документальное кино живо и будет жить. Приходите осенью на фестиваль в Дом кино и убедитесь сами! Вход там традиционно бесплатный. Приходите и открывайте для себя такой вид искусства, как документальное кино. А уж заряд положительных эмоций вам будет обязательно гарантирован.

Беседовала Мария Трускова.

Мария Трускова
Поделитесь с друзьями

Комментарии (2)

Юлия / 07.09.2017 в 13:36

Фильм про Надежду нереально крут

ответить

Татьяна / 18.09.2017 в 22:32

Люблю картину Марины Чувайловой о Николае Коляде. Снято очень тонко и глубоко. Все по настоящему, все по правдашнему!

ответить

Вам есть что сказать?

Оставьте комментарий
Дополните новость


поиск по сайту О сайте
Карта сайта
навигация
18+
рассылка
рассылка
мы в соц сетях
мы в соц сетях
Отправить новость
Отправить новость
ваш рид-лист (0)
ваш рид-лист (0)

Что случилось?

И раз в неделю мы будем радовать Вас тёплой рассылкой лучших материалов сайта.

вся лента новостей
вся лента новостей
Только что

Настрой новости и регионы

Темы новостей

Экономика

100%

Политика

100%

Общество

100%

Происшествия

100%

Культура

100%

Спорт

100%

Регионы

Сохранено

Вам есть что сказать?



Все комментарии проходят модерацию редактором сайта. Мы не публикуем комментарии, в которых содержится ненормативная лексика, клевета или иные данные, нарушающие законодательство Российской Федерации.

Что Вы знаете об этой новости больше нас?



Мы никогда не передаём контактные данные наших инсайдеров третьим лицам. Журналисты проверяют каждый инсайт, присланный нашими читателями. При опровержении отправленной информации ложный инсайт переносится в комментарии..

ЕАН - интерактивные новости

Мы определили ваш город как

Сегодня
21 января 2018