October 7, 2016, 05:49 AM

Заброшенный Екатеринбург: старый корпус лестеха

Первый выпуск спецпроекта ЕАН о разрушенных зданиях Екатеринбурга.

Уральская столица полна заброшенными зданиями. Некоторые из них стоят на виду, другие спрятаны от взглядов пешеходов. В них тусуются подростки, устраивают вечеринки сталкеры, прячутся от полиции наркоманы, переживают холода бомжи, сводят счеты с жизнью отчаявшиеся люди. Некоторые объекты известны и за пределами Екатеринбурга. Например, из других регионов приезжают бейсджамперы, чтобы прыгнуть с недостроенной телебашни, и обычные любители «заброшенной» романтики – чтобы погулять по больнице скорой помощи в Зеленой роще.



Судьба части объектов остается непроясненной, другие собственники готовят к сносу или реставрации. Агентство ЕАН решило обратиться к истории самых интересных заброшенных зданий уральской столицы и узнать, что их ждет в обозримом будущем. Первый выпуск спецпроекта мы посвящаем зданию, расположенному на Ленина, 79.

Буквально накануне трехэтажное строение фигурировало в новостных лентах всех екатеринбургских СМИ. Повод печальный – ночью в здании произошел крупный пожар, на тушение которого МЧС было вынуждено отправить аж 18 единиц техники и 56 человек личного состава. По данным ГУ МЧС России по Свердловской области, на площади 500 квадратных метров загорелись второй этаж и кровля неэксплуатируемого здания. Причина возгорания пока не названа, но известно, что спасатели эвакуировали из полыхающего здания бездомного, – не исключено, что он развел костер, чтобы погреться.

Корреспондент агентства ЕАН побывал в здании спустя примерно сутки. Интересно, что попал он туда без проблем - здание никем не охраняется. Внутри увидел все то, что ожидал: залитые водой и заваленные мусором коридоры, хлипкие перекрытия, исписанные стены.

Между тем объект является объектом культурного наследия областного значения и значится в реестре под названием «Здание химико-технологического факультета Уральского лесотехнического института, где в 1930-1967 гг. работал ученый лесохимик В.Н. Козлов». Однако студенты не учатся в трехэтажном корпусе уже очень давно.

«В 90-е годы здание сдавали в аренду. Например, там располагался салон известного стилиста Владимира Мотчаного. Потом арендаторы оттуда съехали. Я помню, что вопрос поднимался во время одного из объездов в середине нулевых мэром города Аркадием Чернецким. Тогда он заговаривал о продаже здания с торгов с целью его последующего сноса и застройки. Возможно, тогда оно еще не входило в список памятников. Покупателей не нашлось», - вспоминает член транспортного совета Екатеринбурга Андрей Старцев.

Так или иначе, но пользователем памятника остается Уральский государственный лесотехнический университет, а собственником – федеральная структура, скорее всего, министерство образования. В управлении госохраны объектов культурного наследия сообщили, что в конце августа на лестех уже был составлен административный протокол за нарушение требований сохранения, использования и государственной охраны объекта культурного наследия областного значения. Материалы направлены в суд, на сегодняшний день дело еще не рассматривалось. Отметим, КоАП предусматривает для нарушителей-физлиц штрафы в размере от 15 до 200 тысяч рублей, для должностных лиц – от 20 до 400 тысяч, для юрлиц – от 200 тысяч до 5 миллионов рублей. Кроме того, собственника обязали законсервировать объект и впоследствии провести ремонтно-реставрационные работы.

Скорее всего, после вчерашнего инцидента управлением будет организована новая проверка, и меры взыскания по ее итогам будут уже более серьезные. «Согласно ФЗ 73, за объект культ наследия полностью отвечает пользователь либо собственник. Он должен обеспечить сохранность объекта – например, установить охрану. Возгорание объекта произошло – то есть сохранность не обеспечена», - заявила начальник отдела правовой и организационной работы управления Евгения Игнатова.

По словам ректора вуза Андрея Мехренцева, лестех в меру своих возможностей пытается устроить судьбу здания. В федеральное министерство образования направлено предложение о варианте государственно-частного партнерства. После того, как ведомство вынесет свой вердикт по нему, будет объявлен конкурс на подготовку проекта реконструкции. «Мы хотим привлечь частного инвестора, чтобы он оплатил приведение здания в порядок. На его базе хотим создать научно-образовательный центр. Партнерам будет предложено использовать площадку совместно с нами до тех пор, пока не отобьются их затраты. Стоимость реализации проекта составит порядка 200 миллионов рублей», - пояснил руководитель вуза.

Однако, по оценкам экспертов, только на реконструкцию здания требуется около 70 миллионов рублей. И сейчас здание вряд ли может заинтересовать потенциальных инвесторов – непонятно, какой функционал должны нести площади, чтобы отбить затраты в приемлемые сроки. «Этот памятник гипотетически может быть интересен, если инвестору разрешат снести пристрой во дворе и возвести многоэтажное здание. Не знаю, возможно ли это с точки зрения закона и практической выполнимости», - считает Андрей Старцев.


По мнению источника, близкого к управлению, лестех мог бы заказать новую историко-культурную экспертизу, которая, не исключено, привела бы к снятию объекта с охраны. Тогда его можно было спокойно продать или снести, а землю использовать по усмотрению собственника.

«Нынешние памятники ставились под охрану массово, иногда для этого не было особых оснований. Например, становится ОКН дом, где когда-то располагался склад оружия. Ну хорошо, была такая деталь в прошлом Екатеринбурга. Но утверждение, что по этому случаю объект надо хранить вечно – спорно», - считает источник ЕАН.

Однако с такой постановкой вопроса в корне не согласны защитники исторического наследия Екатеринбурга. По мнению архитектора Марины Сахаровой, здание имеет безусловную ценность и должно быть возрождено.

«Во-первых, это проект Константина Бабыкина (основатель уральской школы архитектурного образования, – прим. ЕАН). Во-вторых, здание отражает определенный этап в развитии высшего образования на Урале – когда от УПИ стали отделять узкоспециализированные вузы. Объект надо сохранять, но это возможно только в том случае, если он не будет пустовать. К слову, мы с движением «Реальная история» делали мониторинг: обошли 432 из 445 ОКН и выяснили, что сохранились только 376, остальных уже просто нет в природе. Из 376 90 или пустуют, или находятся под угрозой сноса», - рассказала Сахарова.

Глава общественного совета при управлении и директор екатеринбургского центра по охране и использованию исторического и культурного наследия Леонид Генин говорит, что пока не слышал о заявках на проведение «культурной переоценки» здания. Он также отметил, что в городе действительно много заброшенных памятников, хотя надзорные органы постоянно пытаются как-то повлиять на нерадивых владельцев.

«Владельцы все разные. За заброшенную больницу скорой помощи, например, теперь отвечают региональные власти. Но нужно учитывать, что долгое время она находилась на балансе минобороны. Проблема, как мы знаем, очень давняя. Есть запущенные объекты, находящиеся в частной собственности. Например, владельцы здания на Розы Люксембург, 3 только затянули объект выцветшим баннером и на этом остановились. Удалось достучаться прокуратуре до владельцев памятника на 8 Марта, 30, и ООО «Зеленстрой» снес падающий пристрой, оградил объект. ОКН на Шейнкмана, 18 числится на балансе Духовного управления мусульман, с ними тоже было недопонимание, сейчас достигнуты определенные договоренности (в конце сентября на объекте был проведен субботник, летом там должны начать работы по восстановлению объекта и созданию на его базе религиозно-просветительского центра, - прим. ЕАН).

Работа ведется, сейчас делать выводы об эффективности или неэффективности управления по госохране ОКН преждевременно. Напомню, оно было создано лишь в феврале 2016 года», - заявил Генин.

Александра Коновалова, Европейско-Азиатские Новости.

Комментировать
Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
18+