January 13, 2009, 06:20 AM

Сергей Канаев: «Поднятием пошлин на автомобили был принесен в жертву Дальний Восток»

На вопросы корреспондента ЕАН в Москве ответил председатель Федерации автовладельцев России Сергей Канаев.
На вопросы корреспондента ЕАН в Москве ответил председатель Федерации автовладельцев России Сергей Канаев.

По мнению председателя Федерации автовладельцев России Сергея Канаева, поднятием таможенных пошлин не решить проблемы отечественного автопрома.

- 12 января вступили в силу новые таможенные пошлины на автомобили, ввозимые в Россию. Это решение вызвало общественные протесты по всей России и особенно на Дальнем Востоке. Какую роль сыграл экономический кризис в росте таких протестных настроений?

- Я могу сказать, что, если бы не было кризиса, то правительство, скорее всего, не приняло бы этих мер. Насколько мне известно из моих источников, сегодня дыра в бюджете огромная, и был приказ собирать деньги любым образом. Поэтому и было принято решение о повышении ввозных пошлин, и, тем самым, был принесен в жертву Дальний Восток.

- Но официальная версия — это поддержка российского автопрома, который действительно очень сильно пострадал от кризиса...

- Дело в том, что поднятием пошлин мы не поднимем российский автопром. Мы уже были свидетелями запретительных протекционистских мер, которые были приняты в 2003 году. Но прошло шесть лет, а качество отечественного автопрома осталось на том же уровне.

Если мы на самом деле хотим поднимать отечественный автопром, мы должны думать, прежде всего, о его конкурентоспособности. Протекционистские меры никогда еще не шли во благо конкурентоспособности. Можно вспомнить Рейгана в США, когда тот отказался от ограничения ввоза японских автомобилей, когда к нему с такой просьбой пришли американские автопроизводители. Потому что качество автомобилей можно поднять только тогда, когда у производителей есть заинтересованность в поднятии этого качества. А у нас сложилась совершенно обратная ситуация! Отечественный автопром, не скрывая, заявляет, что для них производство автомобилей не так выгодно, как производство запчастей. То есть, вы покупаете один автомобиль, а потом работаете на запчасти, и именно на этом и зарабатывают и поставщики, и автозаводы.

Мы, на самом деле, имеем свои предложения, как можно повысить качество российских автомобилей. Например, одно из наших предложений заключается в том, что, если, допустим, автомобиль прошел 30000 километров без ремонта, то давайте доплачивать производителю по тысяче долларов, чтобы они были заинтересованы. Это один лишь пример тому, как автопроизводителей можно заинтересовывать.

- Но все-таки в условиях кризиса отечественному автопрому грозит падение. А введение новых пошлин на подержанные иномарки компенсирует падение этой отрасли, в которой заняты миллионы россиян...

- Это не совсем так. Действительно, отечественному автопрому обязательно грозит падение в условиях кризиса, но влияют на это падение не подержанные иномарки, а те новые машины, которые ввозятся. В Россию ввозится и производится на российских заводах один миллион семьсот тысяч иномарок в год. Из них ввозимые новые автомобили – это 55 процентов рынка. Доля подержанных автомобилей, включая и Дальний Восток, и левый и правый руль – всего-навсего 12 процентов. А хотят виноватым сделать Дальний Восток, что там не патриоты и отстаивают интересы автодилеров и так далее. Люди просто отстаивают свой бизнес, который они сами создали и отстроили, а теперь у них все забирают, конечно, они будут бороться за свои права.

- Сейчас есть мнение, что повышение этих пошлин усилит сепаратистские тенденции на Дальнем Востоке.

- Сепаратистских настроений на Дальнем Востоке все-таки нет, это просто некие политические силы хотят воспользоваться этими протестными акциями для разжигания сепаратизма. И если говорить про автомобилистов, то если у них и есть такие лозунги, как «Правительство в отставку», то это скорее попытка обратить внимание правительства на себя. И не правильно считать, что это есть сепаратистские настроения.

Пока на Дальнем Востоке нет сепаратистских настроений, но люди не хотят, чтобы из них делали жертву отечественному автопрому. Да, отечественному автопрому нужна помощь, но не такая, как нулевые железнодорожные тарифы для Дальнего Востока. Потому что там люди на отечественные автомобили нынешнего качества никогда не пересядут.

Надо понимать, что около 25-30 процентов экономики Дальнего Востока напрямую или косвенно связаны с автомобильным бизнесом – переправки, покупки, продажи, обслуживания подержанных импортных иномарок. И прежде чем предпринимать запретительные меры, нужно сначала было продумать, чем это можно было бы заменить, не нарушать социальный баланс Дальнего Востока.

Но об этом нужно было думать раньше, когда были возможности строить там те же автомобильные заводы, менять структуру бизнеса, переключать порты, железные дороги и так далее. Но ничего этого не сделано, а вместо этого были введены чисто запретительные меры.

- Вы считаете, что общественным давлением, протестными акциями можно поколебать позицию Белого Дома по этому вопросу?

- Я не думаю, что позицию Белого Дома можно поколебать. Но я считаю, что если акции продолжатся в дальнейшем и будут проходить конструктивно и организованно, то речь пойдет не о колебании позиции Белого Дома, а о неком взаимодействии. Необходимо вывести людей из правительства на переговоры. Просто необходимо, чтобы правительство, принимая такие важные решения, подходило к этому более ответственно. Как заявляет правительство, эти пошлины будут введены на 9 месяцев, но если не будут проходить протестные акции, то они могут запросто это все тихо, мирно продлить. Наша задача отстаивать свои интересы, если не получится через суд, то проводить борьбу до тех пор, пока правительство не пообещает отменить эти пошлины.

Сергей Морозов, Европейско-Азиатские новости.
Комментировать
Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
18+