October 22, 2009, 06:20 AM

Владимир Милов: «Проблема российской экономики не в нефти, а в ее нерыночном наследии»

<EM>На вопросы корреспондента ЕАН в Москве ответил президент Института энергетической политики Владимир Милов.
На вопросы корреспондента ЕАН в Москве ответил президент Института энергетической политики Владимир Милов.

По мнению эксперта, цена нефти в 80 долларов за баррель спекулятивна и может в любой момент рухнуть.

- Владимир Станиславович, какие, с вашей точки зрения, выводы сделало российское правительство из кризиса особенно в отношении экономики, которая практически полностью зависит от нефти и газа?

- Во-первых, я против спекуляций на том, что наша основная проблема – это сырьевая экономика. Ещё со времен СССР в программах КПСС можно было увидеть, что нам надо снижать сырьевую зависимость. Но вообще сырьевой сектор сделал очень много, чтобы Россия росла в последние годы, и мы знаем примеры стран, где сырьевая экономика, но которые живут хорошо – Норвегия, Канада, Австралия.

- Да и многие арабские страны живут не плохо…

- Я скажу даже больше! Если вы сравните падение ВВП в России и в Саудовской Аравии в первом полугодье, то вы увидите, что в России ВВП упал больше чем на 10%, а в Саудовской Аравии – меньше чем на 1%. Хотя Саудовская Аравия, больше зависима от нефти, чем Россия. В России нефтегазовый сектор официально составляет около 20% ВВП, в отличие от Саудовской Аравии, где он доминирует. Но там экономика не упала так сильно.

- Почему она не упала, с чем это связано?

- У Госкомстата есть такая табличка «Падение добавленной стоимости по отраслям», и можно увидеть, что падение в России больше всего в строительстве, в обрабатывающей промышленности, в операциях с недвижимостью. Вовсе не в нефти и газе, где практически все это около нуля. Проблема не в нефти, проблема в том, что у нас экономика ещё не избавилась от нерыночного наследия, что у нас есть огромный нерыночный сектор, который тянет её эффективность и производительность вниз, и не дает никакого роста.

А вторая проблема состоит в том, что те ростки рыночного сектора, которые у нас существуют, они неустойчивы, они не имеют возможности пользоваться хорошей инфраструктурной базой, институтами, налоговой, судебной системой, и что является огромной проблемой – банковской системой, поскольку мы так реформу банковской системы толком и не провели.

Она не способна кредитовать экономику. Она в предыдущие годы была промежуточным звеном по передаче реальному сектору дешевых кредитов с запада, а сейчас это все остановилось. И она сегодня вообще не является никаким звеном. Она паразит на теле российской экономики, который выполняет только расчетно-платежную функцию.

- Сейчас цена нефти опять достаточно высокая. Какой ваш прогноз – она может снова рухнуть?

- Совершенно очевидно, что цена нефти в 80 долларов за баррель спекулятивна. Международное энергетическое агентство в сентябре опубликовало очередную версию Oil Market Report. Давайте посмотрим: спрос – на историческом минимуме за более чем четверть века. Эффективная свободная добывающая мощность в странах ОПЕК без учета Ирака, Венесуэлы и Нигерии – 5.5 миллионов баррелей в день – опять рекорд. Это те мощности, которые можно в течение месяца задействовать. Прогноз спроса на нефть на следующий год – плюс 1,7% в 2010 году. Но это – очень умеренно. Даже если будет рост спроса на нефть в 2010 году, он будет очень умеренным, и он может быть покрыт только частью свободных мощностей. Складские запасы нефти в странах запада были на 4 дня больше, чем год назад. Я не вижу, что заставляет нефть расти на 80 долларов.

В итоге те, кто покупает нефтяные фьючерсы, платят за ожидания инвесторов, а не за реальный дефицит нефти, которого нет, так как есть избыток. Поэтому очевидно, что это пузыри, и это все может рухнуть. Как это бывает – мы уже видели.

Сергей Морозов, Европейско-Азиатские новости.
Комментировать
Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
18+