March 19, 2012, 10:01 AM

Реализация проекта ВСМ-2 - под большим вопросом

Проект высокоскоростной магистрали между Екатеринбургом и Москвой (ВСМ-2), на который уже активно выделяются бюджетные средства, могут «завернуть».

Проект высокоскоростной магистрали между Екатеринбургом и Москвой (ВСМ-2), на который уже активно выделяются бюджетные средства, могут «завернуть». Надобность его реализации была поставлена под сомнение правительственными экспертами, которые на днях представили федеральному тандему (Дмитрию Медведеву и Владимиру Путину) финальный доклад рабочих групп по коррекции Стратегии 2020. В нем, как сообщает газета «Коммерсант», 864 страницы с «практическими рекомендациями правительству РФ по нерадикальным экономическим реформам без существенных изменений в политической системе».

ВСМ считается одним из самых крупных и амбициозных проектов губернатора Свердловской области Александра Мишарина. Реализуется он через «Корпорацию развития Среднего Урала» и предполагает освоение 1,5 триллиона рублей на строительство 1500 километров железнодорожных путей, скорость движения по которым сможет достигать 350-400 км/ч. Еще в прошлом году про проект активно рассказывали самые разные СМИ. Планировалось, что магистраль свяжет восьмичасовым сообщением Москву, Владимир, Нижний Новгород, Казань и Екатеринбург. Изначально утверждалось, что строительство трассы необходимо к Чемпионату мира по футболу, который пройдет в 2018 году, в том числе и в Екатеринбурге.

Впрочем, все это активно обсуждалось в 2011 году, когда проект «Стратегии 2020» еще дорабатывался. В 2012 году в окончательном варианте программного документа на этот счет сказано следующее:

«Существенная развилка транспортной политики состоит в выборе способа скоростного сообщения в сфере межрегиональных пассажирских перевозок на расстояниях до 700-800 километров: либо развитие аэропортовой инфраструктуры и местных авиалиний, либо развитие высокоскоростного железнодорожного сообщения. Для каждого устойчивого транспортного направления этот вопрос должен решаться индивидуальным экономическим расчетом, но очевидно, что реалии финансовых ограничений не позволят вводить оба варианта заново на одних и тех же маршрутах.

На расстояниях более 800 километров или при отсутствии альтернативных видов транспорта целесообразно приоритетным порядком рассмотреть развитие (сохранение, предотвращение деградации) внутренних воздушных линий и местных аэропортов. Во многих регионах, не обеспеченных альтернативными видами транспорта, сокращение местных перевозок, закрытие авиалиний, развал авиатранспортной инфраструктуры, эксплуатирующей самолеты региональной авиации, может привести к созданию кризисной ситуации, увеличению транспортной и социально-экономической разобщенности территорий».

Впрочем, сомнения в том, что проект ВСМ между Москвой и Екатеринбургом будет реализован, появились еще за полмесяца до того, как правительственные эксперты заявили о нецелесообразности такого строительства. В начале марта газета «Ведомости» со ссылкой на свои источники в РЖД рассказывала о том, что камнем преткновения при обосновании инвестиций в проект строительства ВСМ стал пассажиропоток. Перспективным показателем считается 10-13 миллионов человек в год, однако на РЖД усомнились в том, смогут ли они достичь такого результата.

Еще одним «гвоздем в гроб» проекта ВСМ косвенно можно назвать и реконструкцию аэропорта «Уктус» (ОАО «Второе Свердловское авиапредприятие»). Что интересно, проработку этого вопроса в октябре прошлого года поручил областному правительству сам губернатор Свердловской области Александр Мишарин. Проект, за реализацию которого взялся холдинг УГМК, соответствует не только описанной в Стратегии 2020 целесообразности, но и следующему пункту, касающемуся развития местного авиационного сообщения:

«Для ввода предлагаемого механизма имеется перспективная рыночная ниша, в рамках которой местные аэропорты и местные авиаперевозки в зонах освоения крупных месторождений, например, в Тюменской области и Красноярском крае, развиваются за счет поддержки заинтересованных сырьевых корпораций».

Впрочем, если ВСМ Москва-Екатеринбург так и не будет поддержана федеральной властью, когда та ознакомится с обновленной Стратегией 2020, то ее проект может вызвать массу вопросов у тех, кто тщательно следит за расходами бюджета - депутатов и Счетной палаты. Ведь средства на «изучение вопроса строительства ВСМ» - 500 миллионов рублей - были заложены еще в бюджете 2011 года.

Европейско-Азиатские Новости.

Комментировать
Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
18+