April 2, 2021, 06:00 AM
Сергей Беляев

«Непонятно, почему органы власти не обращают на нас внимание»: интервью с пастором церкви «Адвентистов Седьмого дня»

На прошлой неделе митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Евгений (Кульберг) заявил, что получил приглашение на молитвенный праздник от протестантской «Церкви Христиан — Адвентистов Седьмого Дня». В этой связи архиерей устроил в своем telegram-канале опрос: идти ему или нет на это мероприятие. В итоге глава Екатеринбургской митрополии все-таки отказался от приглашения, хотя в чем суть молитвенного завтрака, так и осталось непонятным. За разъяснениями по этому мероприятию ЕАН обратился к пастору «Церкви Христиан — Адвентистов Седьмого Дня» Евгению Екимову. В подробном интервью он рассказал о смысле молитвенного завтрака, а также о взаимоотношениях протестантских общин с РПЦ и властями.

— На прошлой неделе митрополит Евгений (Кульберг) рассказал, что ему поступило приглашение от «Адвентистов Седьмого дня» на молитвенный завтрак. Что это за мероприятие?

— На молитвенный завтрак, как правило, приглашают представителей разных религиозных течений — руководителей и лидеров. К примеру, однажды нас посетил священник римско-католического прихода в Екатеринбурге. Также на нашем молитвенном завтраке выступил председатель Духовного управления мусульман Свердловской области Абдуль-Куддусс Ашарин. Шесть лед назад организаторами этого мероприятия в Екатеринбурге была организована встреча с митрополитом Кириллом (Наконечным). Ее инициировал один из руководителей Евро-Азиатского Отделения нашей церкви Олег Гончаров. Поскольку он входит в состав совета при президенте РФ, он же член Общественной палаты и Генеральный секретарь Российской ассоциации защиты религиозной свободы, то с его участием такие встречи организуются.

В этом году в качестве спикера был приглашен митрополит Евгений. Он уже дал ответ в своем telegram-канале, что не может быть на этом мероприятии по причине особого богослужения в этот день.

— Но в Москве и других регионах Центральной России можно увидеть, что представители РПЦ все-таки участвуют в совместных молитвах с инославными?

Евгений Екимов С 1998 года пастор церкви христиан Адвентистов седьмого дня. С 2013 года директор отдела общественных связей и религиозной свободы Уральского объединения церкви АСД. С 2015 года председатель регионального отделения Российской ассоциации защиты религиозной свободы в Свердловской области. Аспирант богословия. Автор и ведущий телепрограммы «Суть мужчины».— Если говорить о молитвенном завтраке в Москве – там действительно присутствуют представители православия, в том числе священнослужители. Но они приходят как частные лица, по своей инициативе. Хотя на последнем молитвенном завтраке был руководитель секретариата по межхристианским отношениям отдела внешних церковных связей МП РПЦ иеромонах Стефан (Игумнов). Он выступил с приветственным словом от имени митрополита Илариона (правда, в молитвенных мероприятиях он не участвовал). Замечу, что в Москве молитвенный завтрак уже сформировался не только как религиозное мероприятие. Там выступают представители общественности, деятели культуры и органов власти.

— Тогда такой вопрос. Сильно ли отличается отношение со стороны православных к протестантам в Свердловской области и Москве? Помнится, в «нулевые» годы миссионеры Екатеринбургской епархии нередко относили протестантские общины к сектам.

— Действительно, когда миссионерские отделы возглавляли скажем очень рьяные руководители, они иногда провоцировали неприятные ситуации. Они влияли и на СМИ, и на представителей органов власти. Как следствие, к примеру, появлялись очерняющие публикации. Мне лично приходилось с этим сталкиваться, когда в одном из СМИ появилась негативная публикация о том, что наша церковь якобы представляет для кого-то опасность. 

Я обратился к журналисту, и он сказал, что ему так сказал некий батюшка. Я ему предложил обратиться за разъяснениями к религиоведам или представителям власти, взаимодействующим с конфессиями, но он отказался. Ему достаточно было того, что сказал батюшка.

— То есть сказывался недостаточный уровень понимания религиозных деноминаций?

— В то время да. Но когда руководитель миссионерского отдела Екатеринбургской епархии сменился, я с ним познакомился, побеседовал. Я также вполне коммуникационно пообщался с руководителем отдела внешних связей, протоиереем Максимом Миняйло. И с того времени я не слышал, чтобы с их стороны были поползновения с негативом в наш адрес.

В итоге сейчас по большому счету РПЦ не обращает внимание на евангелистические церкви, считая их незначительными. Поэтому на диалог с нами не идут, но и не конфликтуют с нами.

— А как вы охарактеризуете отношения протестантов с властями?

 Государство должно определиться, куда мы идем: протоиерей Максим Миняйло о протестах, Навальном и системе образования— В Москве есть целый ряд союзов и советов межконфессиональных, в том числе совет при президенте РФ по взаимодействию с религиозными объединениями. В его состав входят в том числе «Адвентисты Седьмого дня», представитель пятидесятников и лютеранский пастырь. И туда же входит патриарх Кирилл. То есть на высшем уровне есть площадки, где представители различных деноминаций взаимодействуют.

В Свердловской области на уровне региональной власти такого нет. Я несколько раз писал письма на имя губернатора Евгения Куйвашева с предложением создать региональный совет по образцу Совета при президенте. Впоследствии мы беседовали по этому вопросу с директором департамента внутренней политики, но они считают, что в этом нет необходимости.

— Как они это обосновывают?

— Практически никак. Говорят, что открыты для диалога, но в создании отдельной площадки необходимости не видят.

— А на уровне администрации Екатеринбурга какие взаимоотношения?

— Городская администрация с нами вообще не взаимодействует. Раньше лет 7-8 назад они участвовали в совместных мероприятиях, содействовали в решении вопросов. Сейчас же на все письма никакой реакции.

Было время в 90-е годы, когда религиозные организации могли арендовать помещения, находящиеся в муниципальной или государственной собственности. Сейчас на это, по всей видимости, сверху наложено табу. Если придти в какой-нибудь ДК или госучреждение для аренды помещений и сказать, кто мы – нам говорят: «У нас все занято». Хотя по закону запрета нет. «Церковь — не религия»: уральские пятидесятники — кто они? — В целом интересно, как много протестантов проживают в Свердловской области? Местные религиоведы говорят, что они не поддаются учету, поскольку часть общин не зарегистрированы.

— Нужно сразу сказать, что есть зарегистрированные Минюстом РФ религиозные организации, а есть религиозные группы, на которых это требование не распространяется. По официальным данным, в Свердловской области у РПЦ имеется 580 зарегистрированных организаций, у ислама – 90, у евангельских объединений – 106. В процентном соотношении у РПЦ 71,78% от всех зарегистрированных организаций, ислам – 11,13%, евангельские – 13,11%.

Получается, что евангельских церквей на Среднем Урале больше, чем мусульманских общин. По России немного другая картина. У РПЦ – 60%, у ислама – 19,27% (за счет республик, где проживает преимущественно мусульманское население), у евангельских церквей – 11,26%.

— По приходам судить о многочисленности верующих сложно, поскольку есть приходы, где насчитывается небольшая группа прихожан.

— В этой статистике не учтены религиозные группы, которые не зарегистрированы.

— Почему?

— Религиозные группы, как правило, создаются в небольших населенных пунктах. В них насчитывается немного человек: 10-15. А регистрация требует полной отчетности: налоговая, пенсионная и так далее. Для этого нужны бухгалтеры и юристы которые могли бы обеспечить эту работу. Нужно понимать, что в отличие от РПЦ у протестантов нет единой централизованной вертикали.

Поэтому малочисленным приходам проще объединиться в религиозные группы. Они могут подать уведомление раз в год. Если же вступит в силу законодательная инициатива, которая обяжет их регистрироваться, тогда им придется собирать полный пакет отчетности. Вот тогда мы увидим реальную картину.

Хотя, если судить по имеющейся статистике, то видим, что в Свердловской области евангельские церкви занимают второе место по численности. При таком соотношении непонятно, почему органы власти не обращают на нас внимание. Может, дело в том, что протестанты сами по себе миролюбивы, не создают проблем и аполитичны.

— Вместе с тем, именно протестантские общины вызвали повышенный интерес надзорных органов, когда вступил в силу так называемый пакет законов Яровой. Известно, что в первые годы закон об ограничении миссионерской деятельности применяли чаще всего к евангельским общинам. К настоящему времени ситуация каким-либо образом изменилась?

— Действительно, за время существования этого закона было более сотни судебных дел в разных регионах России. Подавляющее количество решений было не в пользу евангельских церквей и отдельных верующих. В принципе, когда принимают какой-то закон, касающийся деятельности религиозных организаций, то его применение зависит от личности представителей надзорных органов. Кто-то, например, хочет показать свое рвение и начинает его применять, не вдаваясь в детали.

Я был на нескольких таких заседаниях и в ситуациях конкретных людей. Например, человек раздавал газеты, религиозной организации. Эти газеты ему понравились, и он решил поделиться ими с людьми. Его остановили полицейские и спросили, где он взял газеты. Он ответил: «В церкви». Но он не был членом религиозной общины. А существует 28 статья Конституции РФ, которая гарантирует человеку делиться с другими своей верой. Однако полиция составила протокол об административном правонарушении, и суд оштрафовал его на 5 тысяч рублей. А за что? За то, что человек делился своими убеждениями. Подобных решений было очень много.

 Открыл Библию – получил штраф: как работает «закон Яровой» — За что чаще всего составляли протоколы?

— За отсутствие маркировки на религиозной литературе и таблички на зданиях церкви с полным наименованием религиозного объединения. Органы власти требовали даже, чтобы эта табличка была на воротах перед зданием, хотя закон не оговаривает, где должна располагаться эта табличка. В судах из-за этого юристам очень часто приходилось биться с правоприменителями.

Также суды выносили решения о штрафах за проведение богослужений в жилых домах. В итоге отдельным людям и отдельным религиозным организациям удалось дойти до Конституционного суда РФ, где были даны разъяснения по поводу этих законов. Например, было объяснено, что маркировка литературы касается изданий, предназначенных для миссионерской деятельности. Литература, находящаяся на территории здания, предназначенного для деятельности религиозного объединения, не нуждается в маркировке, если она не предусмотрена для миссионерских целей. То есть Библия, песенник или литература, находящаяся в продаже, не должны маркироваться.

После дачи этого разъяснения с 2017 по 2019 годы количество таких дел в отношении протестантских общин стало сокращаться. К правоприменителям начало приходить понимание, что заниматься такими проверками бессмысленно.

При поддержке Славянского правового центра мы начали организовывать ликбез для протестантских пастырей. Своего рода юридическое религиоведение, где разбирались самые основные законы и права для религиозных организаций. К примеру, если представители надзорных органов приходят во время богослужения, они ограничены в действиях. Потому что за срыв богослужения предусмотрена уголовная ответственность (часть 2 статья 148 УК РФ). Все уже научены – и та и другая сторона, потому таких судов стало меньше.

— Недавно в России был принят так называемый закон о просветительской деятельности. На ваш взгляд, он может повлиять на религиозные объединения?

— Этот закон касается образовательной, а не религиозной деятельности. Более того, религиозное образование прописано в законе о свободе совести. Поэтому религиозных организаций это не должно коснуться, если только речь не идет о лицензированных учебных заведениях, например, духовная академия университет. У них в уставе могут произойти изменения. Что касается проведения, к примеру, библейских уроков, я думаю, тут не стоит переживать представителям религиозных объединений.

 Счетная палата забраковала скандальный законопроект о просветительской деятельности — В тоже время недавно Госдума приняла законопроект, который напрямую относится к религиозной деятельности – обязательная переаттестация для священнослужителей, которые получили образование за рубежом. А известно, что с 1990-х годов восстановлением протестантских общин занимались пасторы, приехавшие из-за рубежа. Как этот законопроект повлияет на положение евангельских сообществ?

— На сегодняшний день практически все евангельские церкви имеют свои учебные заведения на территории России. У вуза Адвентистов седьмого дня, к примеру есть государственная аккредитация.

Да, есть пастыри, которые получили образование за рубежом, но в законе есть оговорка, что те кто является действующими священнослужителями, они не нуждаются в переаттестации. А те, кто захотят получить образование после принятия закона, им придется пройти переаттестацию. Я пока не представляю, как это будет реализовываться. Посмотрим каким будет окончательная редакция документа. 

Другой вопрос в том, что наши правоприменители иногда слишком усердствуют, о чем я говорил выше. Они могут воспользоваться пробелами законодательства, как в случае с «пакетом Яровой». У нас есть опасения, что и с этим законом может произойти тоже самое в правоприменении.

 Есть новость — поделитесь! Мессенджеры ЕАН для ценной информации

+7 922 143 47 42

Источник фото: pixabay.com, архив Евгения Екимова
Комментировать
Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
18+