July 12, 2017, 08:48 AM

«Нам неинтересно, как в Мельбурне»: Екатеринбург опять меняет стратегию

Сегодня на полях «Иннопрома» прошел открытый градсовет Екатеринбурга. Обсуждали стратегию пространственного развития, которая призвана заменить устаревший Генплан. Два часа обсуждения показали: как и в случае с новой транспортной схемой или балконной реновацией, всех может ждать большой сюрприз. О том, почему больше не надо изучать мировой опыт и как подменять упорство общественным мнением, — в материале ЕАН.

Дискуссия вызвала интерес. Во всяком случае, свободных мест на стенде Екатеринбурга не было. Представлял документ замначальника департамента архитектуры мэрии Сергей Косенко.

«Это основа стратегических документов будущего поколения», — уважительно представили его на суд слушателей.
В это же время экс-главному архитектору СО Григорию Мазаеву не хватило места, чем он оказался немало обескуражен. К счастью, его все-таки пристроили с краешку. Как оказалось позже — и в прямом, и в переносном смысле.

Ответственный за строительство в городе Алексей Белышев упомянул, что такие документы есть во многих городах мира. Что же касается уральской столицы, то для ее стратегии общественное мнение собирали в разных форматах. Каких — осталось невыясненным.

Хотя Сергей Косенко попытался это сделать со всей честностью разработчика. По его словам, в прошлом году авторы выявляли ценности Екатеринбурга, чтобы понять, какие из них будут с чем гармонировать.

«Дискуссия идет не только в органах власти, но и среди экспертного сообщества. Этот документ придуман не администрацией, а общественностью. Просто была создана площадка», — зачем-то педалировал автор.
Примерно через 15 минут к стенду подошел Евгений Ройзман. Пообщавшись с симпатичной блондинкой, он удалился с улыбкой на устах. Возможно, потому, что конкретики в разговоре не было.

«Напрочь. Упор делался на некую дискуссионность и формирование комфортной среды. Почему эти критерии, мы расскажем позже», — пообещал создатель документа.

Дальше опять началась «вода» о размытых ценностях и «компактном развитии территории». Многим показалось, что за этой формулировкой спрятали точечную застройку, но Косенко просил не делать таких сравнений. Он также заметил, что принцип сохранения природных ландшафтов не требует объяснения — это постулат.

А вот слайды к стратегии были ненастоящими. На них были просто надерганные откуда-то счастливые люди. Их поместили на фоне каких-то новостроек, «чертовых колес» и газонов с красно-кричащими цветами. Видимо, чтобы картинки больше понравились. Впереди было еще 1,5 часа Градсовета.

Но уже было видно, что все укладывались в нынешнюю парадигму мэрии. Минимум общественного транспорта с куцым екатеринбургским метро, пропаганда пешего перемещения и «размытие границ закрытых дворовых и общественных территорий». «Транспортный каркас», который всем показали на мониторе, это и означал.

Но автор зачем-то облек эти простые и бесконечно обсуждаемые (что не делает их ближе) идеи в пафосные и громоздкие термины.

«Чтобы разомкнуть порочный круг транспортной сети», — примерно так говорил он. Из-за чего Михаил Вяткин нервничал. Почти так же сильно, как Мазаев, которому не хватило места.

Новое слово — многофункциональные территории. Хотя чем новые, неясно — ведь уже давно есть район Ботанический, Академический, активно строятся ЖК, концепт которых предполагает все это.

«Пространство должно быть интересно с точки зрения событийной повестки», — словно маститый импрессионист, довершал крупные мазки Косенко. Вяткин все чаще посматривал на часы.

Красивые слайды и схемы кончились и фоном пустили «варежку» — памятник танкистам-добровольцам, танцующих уральцев и ступени Плотинки.

«Стратегия обречена на успех, спасибо за внимание».


Вяткин повеселел и напомнил: все-таки идет совет, и приоритеты должны быть отданы его членам на обсуждение.

«Среди профессионалов эта тема не обсуждалась», — также заметил он.

Как раз тут подоспела критика со стороны членов Градсовета. Мол, в отличие от иностранцев, местный документ не учел сохранение экосреды.

«Да, что-то пока не прописано. Да и не надо — мы Америку не открываем», — ответил Косенко.

Примерно то же усмотрел Григорий Мазаев и некоторые другие члены Градсовета.

«Вы привлекали международные рейтинги?» — спросили из зала.

Алексей Белышев

«Нет, нам неинтересно, что в Тюмени или Мельбурне. Мы — самодостаточные».

Это походило на гайдаевскую нетленку: «Не знаю, как там в Стамбуле...» После чего появились некоторые сомнения в тщательности проработки схемы. Что и как с транспортной схемой — никто не изучал мировой опыт, примеры других муниципалитетов и прочие практики.

Будто «Иннопром» тому и учит: провозгласив самодостаточность, изобретать велосипед. Или открывать Америку. Ну или придумывать ход с реновацией балконов.

Только уже без учета задекларированного сегодня общественного мнения. Кстати, про проект агломерации «Большой Екатеринбург» почему-то никто ни разу тоже не вспомнил.

Комментировать
Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
18+