May 22, 2018, 06:43 AM

Политическая колонка Александра Пирогова: Ройзман. Актер первого плана

О Ройзмане писать и сложно, и легко. Сложно, потому что о нем написано больше, чем обо всех уральских политиках вместе взятых, - как тут сказать что-то новое? Легко, потому что он очень киношный персонаж. Очень выпуклый, яркий, драматичный.


Александр Викторович Пирогов

Политконсультант, политолог

Родился 4 июля 1981 года в Каменске-Уральском Свердловской области. Окончил философский факультет Уральского государственного университета имени А.М. Горького.

С 1998 года руководитель группы политического консультирования «Пирогов и партнеры».

В активе более 100 успешных избирательных кампаний различного уровня. 2015-2016 гг. начальник Информационно-аналитического департамента администрации города Екатеринбурга.

Пирогов - член РАСО, Российской ассоциации политической науки, Уральской гильдии политических консультантов, учредитель музея истории выборов

Всю свою жизнь он играет. Играет множество ролей. Причем всегда главных. Иногда получается так, что хочется дать «Оскар». Иногда, по Станиславскому, хочется сказать: «Не верю!» Но он гарантированно блестящ и непременно собирает аншлаги. Будь то в роли «опереточного злодея», «героя–любовника» или «мессии–спасителя». Одна половина зрителей его обожает, другая - ненавидит. Каков он на самом деле – не знает никто. Возможно, даже он сам.

Роль первая

«Джокер», или мальчиш-плохиш. Бурная молодость Ройзмана известна всем. Он с трудом заканчивает восемь классов, учится то в одном техникуме, то в другом. Бросает. Не до учебы. Красавец-мужчина любит красивую жизнь и красивых девушек. За эту роль в 19 лет его награждают двумя годами колонии. Кража и мошенничество при пикантных обстоятельствах. Потом ювелирный бизнес, «золото-доллары», связи с ОПС «Уралмаш».

Война с цыганами, «Город без наркотиков».

 

Синий дельфинчик (эмблема фонда) многими клеится на машину как оберег «Под защитой братвы».

Озорной гуляка, разухабистый повеса, романтик, поэт. Образ рубахи-парня, пацанчика с района пройдёт через всю его жизнь и навсегда склеится с другими сыгранными ролями, приправив их неподражаемым колоритом и уральской самобытностью.

«Было дело, вышел суд По новой в дорогу

Больше пули не дадут Дальше леса не пошлют Да и слава богу...»

Роль вторая

«Брюс Уэйн». Филантроп. Поэт. Искусствовед. С образованием у Ройзмана не просто не ладится. Ройзман и здесь отличается от всех. В Уральском государственном университете он ставит абсолютный рекорд продолжительности обучения. 18 лет от поступления до диплома.

Зато с самообразованием все в порядке. У любого героя должна быть суперспособность. Есть она и у Ройзмана. Абсолютная память. Ройзман один из немногих людей, кто от природы помнит все, что прочитал. Стихи, книги по истории искусств, биографии сотен художников и писателей… Ему не нужно зубрить. Единожды прочтенное навсегда остается в его памяти. И в подходящий момент является восторженным зрителям в виде длинной цитаты, умной мысли или целого куска текста.

 

Когда «пацанчик с района» рассказывает об особенностях звуковой пластики стихов Чичибабина или о синтезе традиций допетровской Руси в иконописи, это производит впечатление.

Ройзман использует свой дар на полную катушку. Дружит с творческой интеллигенцией, известными писателями, художниками, поэтами. Особенное впечатление этим сочетанием дворовой романтики и академических познаний он производит на москвичей. Создает уникальный Музей невьянской иконы, дарит Екатеринбургу свою коллекцию наивного искусства, планирует открыть Музей художников Урала, становится почетным членом Российской академии художеств. Награждается за вклад в российскую культуру, а песня «Жили-были» на стихи Ройзмана в исполнении Юты занимает 64 место в списке 500 лучших песен «Нашего радио».

Эта роль Ройзману по душе. Она дополняет и раскрашивает его первый образ. Он может играть по-разному, и у него получается. Так же, как Ди Каприо убедителен и в роли трудного подростка в «Дневниках баскетболиста», и в роли тонкого поэта Рембо в «Полном затмении». Но Готэму нужен герой, и Брюс Уэйн надевает костюм Бэтмена.

Роль третья

«Бэтмен». Последний герой. В 1999 году Ройзман становится учредителем фонда «Город без наркотиков». На экране появляется одна из самых популярных его ролей – народного мстителя. Ройзман с товарищами громит цыганский поселок, разворачивает масштабную войну с наркоторговцами, открывает центры по реабилитации наркоманов.

Он становится заметной фигурой, быстро завоевавшей любовь жителей и известность в СМИ. Кое-кто, конечно же, «включает Станиславского», заверяя, что эта общественная деятельность не что иное, как ширма в борьбе за передел рынка наркоторговли в интересах ОПС «Уралмаш». Но факты говорят об обратном: по словам фондовцев, с 1999 по 2003 год смертность от передозировок в Екатеринбурге упала почти в 12 раз. В 2001-м становится советником губернатора Росселя. В этом же году масштабирует работу фонда на всю Россию – создает проект «Страна без наркотиков». В 2003-м, на волне популярности, Ройзман избирается в Госдуму.

К 2012 году харизматичный борец за правду и справедливость победит практически всех. Но

 

Бэтмен всегда должен иметь достойного и сильного противника. И такой враг появится. В 2013 году Ройзман выступает против губернатора Куйвашева

и выигрывает выборы главы Екатеринбурга. Победа стала его персональным «Оскаром» за блестяще сыгранную роль главного городского супергероя.

Роль четвертая

«Глава Готэма». С этой ролью что-то пошло не так с самого начала. Да, Ройзман стал самым известным в России главой после Собянина. Кто, например, назовет фамилию главы Самары или Новосибирска?

Да, он стал этаким необычным символом вольного Екатеринбурга. В каком еще городе есть глава, сидевший в тюрьме, пишущий стихи и сражающийся с наркотиками? Но став главой, он начал терять себя. Перестав концентрироваться на чем-то одном, распыляясь на различные важные, но банальные служебные обязанности, он лишился ореола героя. Борьба с губернатором стала его личной вендеттой, которую мало кто понимал и тем более поддерживал. Простой и понятный большинству, его черно-белый мир, где есть добро и зло, сменился невнятной мозаикой из калейдоскопа. От него отвернулись близкие друзья и соратники. Или он отвернулся от них. Зазвучали обвинения в предательстве, обмане. «Город без наркотиков» перешел к другим людям.

Потом эта несчастная бабушка. Обвинения силовиков. Ройзман встраивается в систему власти. Комфортно сосуществует с мэрией. Председательствует в думе, проводит приемы граждан, общается с дипломатами, занимается музеем, защищает горадминистрацию от областных атак и нападок гражданских активистов. Разбирается в природе уличной грязи.

 

Делает так много всего, что рядовые жители на фокус-группах затрудняются ответить, чем именно он занят.

Репутация борца с наркотиками, принесшая ему славу, постепенно размывается.

И впервые, занимая главную роль, он играет роль второго плана. Он честно пытается себя найти. В противостоянии патриотов и либералов Ройзман, не задумываясь, выбирает вторых. Выступает против Крыма, за бойкот федеральных выборов, но за сохранение местных, против сноса башни и «тюменских оккупантов». Но не имеет ни полномочий, ни команды, ни ресурсов. Возникает ощущение, что он, как Нео из «Матрицы», выбрал не ту таблетку и теперь видит то, что не видят другие. Сражается с механическими захватчиками, а обычным горожанам до этого и дела нет. Талантливый политик и интуитивный пиарщик, мастер формирования повестки, он не смог вытянуть этот странный фильм только на своей игре.

Впрочем, и у Ди Каприо тоже бывали провалы: «Джон Эдгар» и «Кровавый алмаз», например.

Роль пятая

Не сыгранная. Ройзману 55. Он в прекрасной форме, бодр, крепок, полон сил. В этом году роль главы завершится. Будет ли она последней в его карьере? Что дальше? Штурмовать городскую думу в сентябре? Лишиться лидерства, став одним из?

Что-то мне подсказывает, нет. Переждать, заняться музейными и культурными проектами? Или придумать, как вернуть себе растраченную героику и снова в бой? Только вот с кем или чем?

Следующие 6 лет во власти будут востребованы все те же технократы и наставники. Но не бунтари, герои и одиночки. Евгений – нарциссическая личность. Он не может без внимания. Без софитов, без главных ролей. Уверен, что он еще удивит, блеснет нераскрытой гранью.

Шон Коннери и Энтони Хопкинс сыграли свои лучшие роли в 60+. Так что…

Политическая колонка Александра Пирогова: Якоб и якобинцы

Политическая колонка Александра Пирогова: гордума, смотр основных сил перед битвой

Политическая колонка Александра Пирогова: «Рюриковичи мы!»

Комментировать
Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
18+