December 7, 2018, 03:45 PM

Политическая колонка Александра Пирогова: Соблазн и грех единоросса

Блаженны нищие духом

«Единая Россия» приняла «заповеди» поведения для своих членов. Кодекс с морально-этическими ограничениями. О том, что это произойдет, говорили еще с начала года как о назревшей необходимости. За лето плод сильно перезрел. Пенсионная реформа, проигрыш единороссов в ряде регионов, каскад циничных откровений чиновников и депутатов показали всю глубину пропасти между властью и обществом, абсолютное непонимание ими своего избирателя и частичную потерю дееспособности.

 

Блаженны плачущие

И если XVII съезд ВКП(б) в 1934 году, например, был съездом победителей, то сегодняшний форум ЕР о победителях если и говорит, то исключительно в психотерапевтических целях: снять тревогу, вдохнуть уверенность и оптимизм. А то в воздухе уже витает угроза массового дезертирства партийцев, оказавшихся один на один с «новой искренностью и новой политической реальностью».

 

Уместно ли сейчас предъявлять новые требования? И так ведь сложный период, а тут еще и эти заповеди, за нарушение которых последует наказание. Какое, кстати? Товарищеский суд или божий?

Блаженны кроткие

Лидер партии Дмитрий Медведев, например, советует обличенным властью просто «включать мозги», прежде чем делать спорные заявления о прожиточном минимуме или о том, что государство никому ничего не должно. Но добавляет, что не у всех это получается. Может быть этого совета достаточно и не нужны боле никакие заповеди?

Правда не очень понятно, зачем партии нужны члены, чьи мозги большей частью находятся в режиме Off, но это уже другой вопрос.

Мозги надо включать: Медведев высказался по поводу казуса Глацких

Блаженны алчущие

Вся мировая история - это история косяков, ошибок и благоглупостей. Такое ощущение, что из поколения в поколение человечество движется мелкими перебежками по дороге, выложенной коварными граблями. И если удается подолгу не наступать – это нереально круто. Но бывает редко.

Впрочем, без косяков история была бы скучна, как речи Андропова, и пресна, как церковная просфора. Нечего было бы обсуждать, не над кем смеяться: ни анекдотов тебе, ни комедий, ни демотиваторов.

Глупости и ошибки нужны. Лучше чужие. Полезней - свои. Главное, чтобы ошибки были не фатальные. И чтоб след от граблей на лбу хотя бы иногда заживал.

Лучшим оберегом от болезненных ударов становятся своды правил - заповеди и разнообразные кодексы. И появляются они всегда в ответ на вызов. Когда угрожает опасность, когда значительная часть общества переходит незримую границу. 

 

Заповеди не нужны, когда большинство соблюдает неписанные, но принятые в обществе нормы. Нормы адекватности, если хотите. Когда люди ведут себя прилично. Не унижают чужое достоинство, не говорят потенциальным избирателям, что «государство не просило вас рожать», не бегают «как в 90-е голыми и убивают друг друга».

Когда самые сознательные поощряются – к примеру, красными революционными шароварами.

Блаженны милостивые

Когда фильтр адекватности ломается, когда возникает острая нужда объяснять заново «что такое хорошо и что такое плохо», что нельзя возжелать у избирателя своего ни вола его, ни осла его, на выручку приходят заповеди. Как защитный механизм системы от срыва в пике ненормальности. Так что, этический кодекс единоросса появляется вполне своевременно.

Так же как Законы Ману, Хамурапи, Пятикнижия Моисея, Нагорной проповеди и слизанного с нее Морального кодекса строителей коммунизма. «Если кто не хочет трудиться, то и не ешь» (2-е Фесс. 3: 10).

Блаженны миротворцы

Иисус, по мнению Юнга, появляется на сцене прежде всего в качестве иудейского реформатора и пророка какого-то исключительно доброго Бога. В противовес достаточно жестокому и прагматичному Яхве. Тем самым он спасает грозящую разрушиться религиозную связь с Богом.

Законы Ликурга в древней Спарте, иначе называемые законами против роскоши, появились перед угрозой гражданской войны. Законы Солона в Афинах (законы против бедности) также возникли как отклик на рост социального и имущественного неравенства. Эллинская идеал «меры во всем как добродетели» сменяется римским идеалом - благочестия и притворной скромности.

Блаженны изгнанные за правду

Под каждый новый вызов рождаются свои моральные кодексы: раннехристианский, бенедектинский, иезуитский, рыцарский, феодальный, мещанский, прав человека и прочие. Как попытку предотвратить, не допустить большее зло.

 

Но люди все равно отчаянно косячат. Особенно отличаются политики - таких во все времена хватает. К тому же страсти, соблазны и пороки всякий раз оказываются сильнее любых заповедей. Правила и запреты как будто создаются, чтобы их нарушать.

«Если бы Закон не сказал: «Не пожелай...», я бы и не знал такого желания. Грех, воспользовавшись заповедью как орудием, пробудил во мне разные желания»,- сетовал апостол Павел (Рим. 7: 8-12).

Блаженны поносимые

Новые предписания для единороссов, явившиеся именно сегодня: не допускать высказывания, унижающие и оскорбляющие народ, поддерживать скромный публичный образ, бороться с фальсификацией истории и выполнять предвыборные обещания - фиксируют несколько важных моментов.

Во-первых, партийцы сами признают и перечисляют те грехи, в коих повинна часть партийцев. А признание, как и у алкоголиков – первый шаг к исцелению.

Во-вторых, как когда-то большевики пытались искоренить коммунистическое чванство (высокомерие, зазнайство, отрыв от народа) из своих рядов, единороссы предлагают конкретные критерии для самоочистки.

В-третьих, как показала история, новые заповеди формулируются в переломные моменты (угрозы волнений, критичный рост неравенства) и, возможно, ЕР не так уж и безнадежна, если еще способна отрефлексировать те вызовы и проблемы, что стоят перед партией.

Так что, если «включить мозги» всем по завету Медведева не удастся, то следовать новому кодексу – не такая уж плохая идея. Хуже не будет точно.

Комментировать
Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
18+