October 26, 2018, 07:50 AM

Политическая колонка Александра Пирогова: iВысокинский

Прошел ровно месяц после избрания Александра Высокинского главой Екатеринбурга. Месяц не срок для подведения итогов. Месяц – это время для осмысления и постановки вопросов. Каким он будет мэром? Что ждут от него горожане? Оправдает ли ожидания?


Александр Викторович Пирогов
Политконсультант, политолог. Родился 4 июля 1981 года в Каменске-Уральском Свердловской области. Окончил философский факультет Уральского государственного университета имени А.М. Горького. С 1998 года руководитель группы политического консультирования «Пирогов и партнеры». В активе более 100 успешных избирательных кампаний различного уровня. 2015-2016 гг. начальник Информационно-аналитического департамента администрации города Екатеринбурга. Пирогов - член РАСО, Российской ассоциации политической науки, Уральской гильдии политических консультантов, учредитель музея истории выборов

 

За четыре недели на посту Высокинский неплохо освоился – серьезно почистил команду, навел мосты с думой. Но все эти действа были кабинетными. Невидимыми для простых смертных.

В публичном же пространстве Александр Геннадьевич проявил себя несколько странно. С одной стороны, обозначил свою готовность к диалогу (с активными общественниками на «Горсовете»), с другой - пообещал встретиться с жильцами дома, запланированного под снос в пользу филармонии, но так и не встретился. Начинать работу с нарушенного слова как-то не комильфо.

Никаких заявлений по поводу своего плана развития города новый глава не делал. Вероятнее всего, он, как и все крупные руководители, выжидает, получит Екатеринбург "Экспо" или не получит, и лишь затем возьмется за создание собственного публичного образа.

Если город победит - это одна стратегия. Позитивная повестка, проектирование ожиданий. Гигантские вливания создадут крепкий фундамент, на который хорошо ляжет все что угодно: и благоустройство, и транспортная реформа, и легендирование себя как инициатора и организатора фактической перестройки города. При таком сценарии работа на посту главы будет комфортной и радостной, а необходимость налаживания общественных связей с вольной городской общественностью и СМИ, уже сейчас возлагающих на Александра Геннадьевича повышенные ожидания, - не такой уж обязательной.

Но вот если "Экспо" не будет… Тут придется постараться.

 

А ожидания у людей, повторюсь, завышенные. Разочарование от очарования отделяют всего три буквы. И здесь уже без тонких настроек не обойтись.

Ожидания

Чего хотят жители от главы?

Разные группы хотят разного. Есть и вполне оригинальные ожидания, например, чтоб Высокинский сыграл на фоно с Мацуевым или сделал из мэрии open space c прозрачными стенами. Кто-то видит его smart-мэром и ждет умных и технологичных решений, этакой уберизации городской власти, когда одной кнопкой на смартфоне можно и яму во дворе закопать, и за снос башни проголосовать, и врача на дом вызвать.

Активисты жаждут от мэра прогрессивного взаимодействия с общественностью: уважения, либерального мышления, различных движух и культурных пространств. Чтоб их воспринимали как равных, разговаривали без менторского тона, без вот этих вот: «Проверочное слово какое?» - ну вы поняли.

Екатеринбург превратят в «семь маленьких муниципалитетов» 

При этом все, понятно, хотят, чтоб было тепло в домах, безопасно на улицах, нормальные дороги, чистый город, врачи в поликлиниках. Работа, зарплата, пенсии, в конце концов.

И все хотят, чтоб город развивался. Не скатился в глухой провинциализм. Чтобы столичный лоск не нужно было постоянно отскребать от грязи.

Идеальный глава

Каждый новый руководитель неизбежно обречен на сравнение со старыми.

 

В отсутствие выпуклого публичного образа велик соблазн пытаться сконструировать идеальный портрет главы: «Вот бы открытость и неформальность Ройзмана приставить к жесткости и системности Чернецкого, взять человечности Якоба да, пожалуй, прибавить к этому еще и умище Высокинского - вот это был бы мэр!»

Ориентироваться на фантастику, супергероев и романтические фантазии девушек пубертатного возраста не стоит. Достаточно быть собой, но работать так, как будто тебя не назначили, а выбрали. И каждый день готовиться к следующим выборам.

Главная проблема

Сегодня главная опора Высокинского – это губернатор.

Поддержка губернатора важна, но недостаточна. Она не дает главного - легитимности. Говорить от имени всех горожан Высокинский еще не может, как и рассчитывать на всенародную поддержку.

Куйвашев и Высокинский летят в Нью-Йорк вместе 

Во-первых, потому, что жители за него не голосовали. Во-вторых, его попросту не знают. Нет известности – нет и рейтинга. Но и антирейтинга тоже нет.

 

На одном губернаторе, в принципе, можно уехать далеко, но ведь и он когда-нибудь устанет. Высокинскому предстоит искать свой путь, свой источник легитимности.

Параллельно - кропотливо нарабатывать авторитет и завоевывать уважение и одобрение горожан.

Мое мнение, что таким стартовым источником может быть налаживание диалога с активной частью общественности.

Точки роста

Непросто заручиться поддержкой тех, кто разрознен, самобытен и не имеет единого лидера. Тут и журналисты, и общественники, и блогеры, и предприниматели, и политтехнологи. Разношерстное, противоречивое, имеющее свое мнение по всем вопросам меньшинство очевидно влияет на политические настроения элит, запускает темы в соцсети, СМИ, дает оценки, превозносит, клеймит, вешает ярлыки, порой – довольно удачно. Не единое, а лоскутное и раздробленное. Но активное, любящее свой город и требующее уважения.

Интересным решением может стать попытка временной институциализации. Не превращения активных граждан в новых членов Общественной палаты, а создания временных площадок. По типу того «Горсовета», что собирает Дмитрий Колезев.

На них глава мог бы делиться своим видением будущего, рассказывать о том, что делается, какие решения готовятся, выслушивать мнения, может быть, даже черпать идеи. Открыто объяснять логику принятия решений, предоставляя возможность высказаться.

Такие инструменты, как «Активный гражданин» и «Наш город», в Москве отлично зарекомендовали себя с точки зрения легитимизации принятых властью решений. Даже самые непопулярные решения (а их не избежать) удавалось провести, значительно снизив градус раздражения в обществе. Просто за счет возможности высказаться.

В ту же корзину «Тайные проверки органов власти» - оценка сервиса бюджетных учреждений «тайными покупателями», с дальнейшим рейтингованием руководителей и улучшением обслуживания.

Высокинский использует мэрский опыт Куйвашева 

Или, может быть, помните старый, но очень успешный сервис: «Обманули, обсчитали? Пейджер 002 «Позвони Контееву»»? Тогда еще были пейджеры. А сейчас инструментов гораздо больше.

 

Все технологические решения понятны, можно просто брать и делать. Любые шаги в направлении открытости, диалога, гармонизации отношений с горожанами пойдут на пользу.

Образ

Быть хорошим главой не значит быть популярным главой. Даже самая качественная рутинная работа на благо города далеко не всегда адекватно монетизируется в политический капитал.

Ройзман, полюбившийся горожанам как отважный борец с наркотиками, очень быстро растерял значительную часть популярности, растворившись в рутине административного многотемья.

Хороший, запоминающийся образ на самом деле поддерживается буквально двумя тезисами. Понятными и востребованными большинством. Например, в порядке бреда: Екатеринбург – город двух «Ч»: честный город и чистый город. Здесь и благоустройство, и лоск, открытость и обратная связь. Ну и берет Че Гевары бонусом.

Новый мэр Екатеринбурга вышел из кабинета: Высокинский обещает избавить город от «несвежего вида»
 

Подытожим на сегодня:

Минусы Александра Высокинского

1. Зависимость от губернатора.

2. Зависимость от депутатского корпуса.

3. Зависимость от бизнес-групп.

4. Крайне низкая легитимность. Низкие узнаваемость и рейтинг.

5. Завышенные ожидания активных горожан.

6. Отсутствие внятного образа.

Плюсы

1. Чистый лист - возможность создавать любой образ.

2. Молодость. Открытость новому. Гибкость.

3. Интеллект.

4. Отсутствие антирейтинга и грубых ошибок.

5. Независимость от старого клана.

6. Возможность перезагрузки системы отношений власть-общество.

Задачи

1. Выстраивать собственный публичный образ, концентрируясь на 2-3 пунктах, обязательных для выполнения в течение первого года работы.

2. Нарастить за следующие 5 лет уровень известности до 95%, электорального рейтинга - до 60%, избегая фатальных ошибок, не допустить взрывного роста антирейтинга.

3. Готовиться к прямым выборам главы уже сейчас. Ситуация в стране непредсказуемая. Кто хочет жить в мире – готовится к войне.

4. Заложить основы легитимности. Институциализировать взаимоотношения с активными горожанами.

5. Создать систему прямой коммуникации с жителями по типу «Активного гражданина» и других электронных сервисов.

Комментировать
Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
18+