May 13, 2009, 11:01 AM

Екатеринбургский хор «Доместик» покорил известных мировых импрессарио

<P>Пресс-центр ИА «ЕАН»: Добрый день, уважаемые коллеги! Спасибо, что откликнулись на наше предложение принять участие в сегодняшней пресс-конференции.

Пресс-центр ИА «ЕАН»: Добрый день, уважаемые коллеги! Спасибо, что откликнулись на наше предложение принять участие в сегодняшней пресс-конференции. Как вы, наверное, уже знаете, в апреле этого года Екатеринбургский муниципальный хор «Доместик» по приглашению его святейшества папы Римского Бенедикта XVI принял участие в 39-м Международном фестивале духовной музыки «Virgo Lauretana». «Доместик» - всего лишь второй за всю историю существования фестиваля хор из России. Подробнее о фестивале и поездке расскажут наши сегодняшние гости: руководитель и бессменный дирижер хора «Доместик» Валерий Копанев и музыковед Ирина Заволжанская. Им слово.

Валерий Копанев: Месяц назад мы говорили о предстоящей поездке, а теперь она завершилась. Прошла она очень хорошо. Даже лучше, чем я ожидал. Очень интересное творческое общение с коллективами: из Польши, Венгрии, четыре коллектива из Италии и был даже из Тайваня. Все это коллективы консерваторий и музыкальных академий. Каждый день мы занимались терпимым делом – хоровым пением. Это были небольшие выступления в рамках больших концертов с другими коллективами, сводные репетиции. Были и большие концерты. Место, в котором проходил фестиваль – чрезвычайно интересное. Оно интересно тем (и свято даже), что в нем находится дом Девы Марии. Его привезли в XII веке крестоносцы, и над этим домом построили храм. Каждый из хоров пел по произведению в этом доме в одну из служб. Концерты были в соборах города Лорето, в театре, близлежащих местах – одно из которых город Мочерате, где находится известная оперная арена. Там пели все самые знаменитые итальянские певцы. Чрезвычайно хорошо все организовано. Мы побывали на Адриатическом море, и даже многие из наших певцов купались. Пели в монастыре для монашек, которые издалека слушали нас из отдельной комнаты, и мы пообщались с ними только после выступления через решетку. В одном из городов мы пели «Мезереро», которое Моцарт вынес из храма, прослушав один раз. Интересная деталь: в этом городе многие слушатели пришли специально для того, чтобы послушать именно наш хор, это произведение – нам сказал об этом музыкальный руководитель храма.

Ирина Заволжанская: Это очень популярное в Италии произведение, и местными музыкантами оно исполняется очень редко, а если и исполняется, то в упрощенном варианте. К сожалению, мы не услышали упрощенный вариант, но можем предположить. Во всяком случае, оригинал XVI века нам хотелось донести. Это было в наших силах, оно было исполнено очень прилично и достойно, что выразилось в аплодисментах и слезах благодарной итальянской публики. Не хочу быть очень сентиментальной, но было то самое «попадание в десятку», которого мы каждый раз, как артисты, ждем.

Программа фестиваля была очень насыщенной. Фестиваль был прекрасно организован. У нас сложилось такое впечатление, что нас очень ждали, и мы, готовясь полтора или даже два года, приложили все усилия. Мы попали в заочный отбор прослушивания, и, видимо, произвело впечатление исполнительское мастерство и заявленная программа, и мы прошли дальше. Конечно, за 39 лет существования фестиваля быть вторым участником из России – это очень почетно и значимо. Я уже неоднократно говорила о том, что такое приглашение от Италии обязывает во многих отношениях: Италия – это колыбель музыки, страна невероятных оперных голосов, легенд...

Фестиваль предусматривал представление духовных произведений, хотя были и фольклорные встречи. Концертов было очень много. У нас было заявлено восемь выступлений, из них три – большие сольные программы. В одном из них звучало и как раз 12-минутное «Мезереро». Мы иногда будем на него переключаться, потому что это, в какой-то степени, музыкальный символ нашего коллектива недавнего времени (мы поем его вот уже третий год), и далеко не все коллективы осмеливаются его исполнять. Вот такое у нас репертуарное приобретение.

В.К.: Я хочу еще отметить чрезвычайную доброжелательность коллективов, которые собрались на фестивале. Подружились, например, с поляками – удивительно доброжелательные люди: дарят ноты, просят в обмен какие-то из наших. Очень хорошие отношения завязались с неаполитанским хором. С ними мы обменялись нотами: они попросили «Калинку», «Очи черные», некоторые грузинские вещи, а в обмен они нам прислали целую пачку неаполитанских песен в хоровой обработке.

Пресс-центр ИА «ЕАН»: Когда мы встречались в прошлый раз, перед вашей поездкой, вы рассказывали об уникальном совместном выступлении – когда все хоры поют вместе. Могли бы вы рассказать, как это происходило?

В.К.: С первых часов нашего пребывания в Лорето мы репетировали эту программу, которую пели все девять хоров, которые там были. Это происходило в главном соборе под управлением главного дирижера фестиваля. Сначала возникали проблемы, потому что акустика с очень большой реверберацией, и вместе, порой, никак не получалось. Зато в конце был великолепный концерт, который проходил во время службы, и транслировался на всю Италию.

И.З.: Это был заключительный, пятый, день фестиваля. Предварительно каждый день с полудня проходили репетиции. Все было очень строго организовано. И все коллективы участвовали в исполнении этой мессы по партиям. Это было грандиозно: представьте, сводный хор из 400 человек в храме огромного масштаба с идеальной акустикой. Нужно сказать, что все коллективы работали с той отдачей, которой иногда не бывает на будничных концертах.

СМИ: Не возникало ли языкового барьера при общении?

В.К.: Нет, один из наших басов абсолютно свободно говорит по-итальянски.

И.З.: Мне хочется особо сказать о нашем переводчике и возглашателе – это Вячеслав Прутских. Он бас-октавист, обладатель уникального голоса. Вячеслав стал самым заметным участником нашего коллектива. Заметным во всех отношениях: во-первых, он просто огромный, и, конечно же, просто великолепный голос. Первый концерт по уральскому времени состоялся в половину третьего ночи. И в тот момент, когда запел «Доместик», вступление наших русских басов – это было нечто. И Вячеслав, безусловно, стал нашей визитной карточкой. Вообще, сложилось такое впечатление, что певческий регистр сродни разговорному, потому что итальянцы говорят достаточно высоко, и то же самое произношение во время выступления хора. Италия – страна теноров, а таких басов, как у нас там не встречаются ни в разговорной речи, ни в музыке.

В.К.: Помимо отличия в звуке мы также выгодно отличались внешне – у нас были костюмы, выполненные в венецианском стиле.

Пресс-центр ИА «ЕАН»: Еще одним итогом фестиваля стало приглашение хора «Доместик» различными импресарио на гастроли. Какие впечатления у вас по этому поводу и когда ожидаются поездки?

В.К.: Да, например, сицилийский хор очень хочет, чтобы мы приехали, и они стараются сделать все возможное, чтобы организовать выступление.

И.З.: Президент фестиваля и артистический директор неоднократно приходили к нам на обеды, выражали свое восхищение, и приглашали приехать еще раз. В том числе, пригласили на следующий, 40-й фестиваль. Это было очень приятно, мы поняли, что нас приняли и оценили. Также мы получили от них приглашение выступить в Бали.

В.К.: А чем еще запомнился фестиваль – это то, что все выступления были театрализованы. Так, например, после выступления хора остальные хоры подносили подарки выступающим. Сицилийский хор, например, на меня надел белый цилиндр – своеобразный ритуал награждения.

Пресс-центр ИА «ЕАН»: Предлагаю перейти к вопросам. Уважаемые коллеги, вам слово.

СМИ: Валерий Анатольевич, какие отношения у вас с духовенством? Вы воцерковленный человек?

В.К.: Прежде всего, меня музыка привела в церковь. Это произошло еще в 60-е годы, когда я учился у Юрлова – он первый начал исполнять русскую духовную православную музыку, до него никто не осмеливался. Вероятно, он и заложил стремление исполнять такую музыку и даже петь в церкви. Будучи студентом, я пел дважды в церкви. Правда, тайно, потому что тогда за это выгоняли из учебных заведений.

СМИ: Какие сувениры вы привезли из поездки?

В.К.: Прежде всего, это подарки от каждого хора. Нам дарили вино, мед, еще что-то.

И.З.: Во-первых, каждому участнику дали сертификат довольно внушительного размера, серебряные иконы, брелочки дарили – все, что связано с Девой Марий.

СМИ: Как появилось стремление исполнять духовную музыку?

В.К.: Стремление к этой музыке появилось в советское время. Руководитель минского хора, когда я был еще с театром на гастролях в Минске, сказал: «Берутся исполнять духовную музыку, а сами не понимают, о чем поют». Сейчас так уже не сказать, потому что все исполнители прекрасно понимают, что за песнопение что символизирует.

СМИ: Впечатления, привезенные с фестиваля, останутся только в памяти, или есть какие-то записи?

И.З.: У нас сейчас ведется монтаж тех видеонаблюдений, кто брал с собой видеокамеры. Есть фотографии. Сейчас мы находимся в стадии накопления и наработки материала. По итогам фестиваля будет также выпущен диск.

СМИ: Когда можно будет увидеть выступление хора в Екатеринбурге?

И.З.: 21 мая у нас будет очень интересный концерт совместно с оркестром «В-А-С-Н». Это американский проект, он называется «Летняя прелюдия» (это второе название, первое было другим). Дело в том, что год назад, весной 2008 года, у нас состоялась премьера проекта под названием «Just love». Мы немного расширяем свой репертуарный горизонт. И наряду с духовной музыкой осваиваем разные стили. Мы прикоснулись к песенной классике XX века, к джазовой музыке. Все это в специальной хоровой обработке. 21 мая концерт будет состоять из двух частей. В первом отделении состоится презентация программы камерного оркестра «В-А-С-Н», а во втором отделении совместно с оркестром будет выступать наш хор.

СМИ: То, что было в Италии, прозвучит на этом концерте?

И.З.: Нет. Дело в том, что нас перед поездкой состоялся концерт в музее изобразительных искусств, и нам было приятно услышать мнения некоторых слушателей, которые спрашивали, почему мы так редко готовим концерты духовной музыки. У нас было такое ощущение, что этой музыкой в какой-то мере насытились. Сейчас у нас довольно универсальный репертуар. Если мы почувствуем потребность слушателя в духовной музыке, мы всегда с удовольствием.

В.К.: Эту программу мы планируем показать в ноябре. Представление будет в «Щелкунчике» и в музее изобразительного искусства. Правда, органа не будет.

СМИ: Вы получили приглашения выступить во многих городах и странах на фестивале. А с вашей стороны были ли приглашения коллегам?

В.К.: Был разговор, но это сложно сделать. В 2000 году к нам приезжал хор из Германии. Он был у нас дважды. Да и мы ни раз у них выступали.

Пресс-центр ИА «ЕАН»: Возвращаясь к подаркам, что «Доместик» подарил иностранным хорам?

В.К.: Мы подарили очень хорошо изданный буклет «Город Екатеринбург», набор открыток о городе, свои диски (у нас их издано 14).

И.З.: Подходило много слушателей и хотели приобрести наши диски. Эта проблема не была решена организационно, и мы не имели права торговать дисками, поэтому мы дарили, на сколько это было возможно, а потребность у слушателей была.

В.К.: Обычно мы много дисков берем в свои поездки, и пытаемся их продать. Надо сказать, их покупают на концертах. А здесь коробки две мы раздарили.

Пресс-центр ИА «ЕАН»: Если у коллег больше нет вопросов, предлагаю закончить нашу пресс-конференцию. Спасибо нашим гостям.

Комментировать
Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
18+