December 9, 2011, 08:50 AM

Стенограмма пресс-конференции «Екатеринбург - столица российской моды»

7 декабря в пресс-центре информационного агентства «Европейско-Азиатские новости» состоялась пресс-конференция на тему «Екатеринбург - столица российской моды». Собравшиеся эксперты обсуждали проблемы индустрии моды и попытались найти ответ на вопрос «Может ли Екатеринбург стать столицей российской моды?». В ходе пресс-конференции были затронуты такие важные и актуальные темы, как подготовка молодых специалистов в сфере дизайна, наличие предпосылок для формирования уральского модного кластера, а также реальные проблемы, которые встают на пути владельцев модных домов России.

Мы предлагаем вашему вниманию полную расшифровку прошедшей пресс-конференции.

Участники пресс-конференции:

- Людмила Кокорева, заведующая кафедрой дизайна одежды УралГАХА;

- Светлана Петракова, директор конкурса красоты «Мисс Екатеринбург»;

- Владимир Гридин, эксперт моды, редактор отдела моды федеральной сети журнала Shopping Guide «Я Покупаю»;

- Наталия Соломеина, дизайнер одежды, Модный дом «СОЛО Дизайн».

Ведущий: Добрый день, дорогие коллеги, мы рады приветствовать вас в этом зале. Сегодня наша встреча посвящена искусству - искусству дизайна одежды. И на этой пресс-конференции мы постараемся ответить на вопрос «Может ли Екатеринбург стать российской столицей моды?». Гости нашей пресс-конференции: Людмила Кокорева - заведующая кафедрой дизайна одежды УралГАХА, Светлана Петракова - директор конкурса красоты «Мисс Екатеринбург», Владимир Гридин - эксперт моды, редактор отдела моды федеральной сети журнала Shopping Guide «Я Покупаю», Наталия Соломеина - дизайнер одежды, Модный дом «СОЛО Дизайн».

Первое слово предоставляем Людмиле Кокоревой. Как вы считаете, может ли Екатеринбург стать российской столицей моды? Что для этого необходимо?

Людмила Кокорева: Например, в Италии Рим - столица Италии, а Милан - столица моды. В Германии Берлин - столица страны, а Дюссельдорф - столица моды. То же самое в Америке. Как видите, это распространенная практика, и у Екатеринбурга есть все шансы перенять международный опыт. Но для начала необходимо ответить на вопрос «Что для этого нужно сделать?». Наша кафедра образовалась 19-20 лет назад, Наталия Соломеина одна из первых людей, которые выпустились и на данный момент успешно работают дизайнерами. Дизайнер - это отправная точка индустрии моды. Например, будет промышленность, инфраструктура, но не будет никакой идеи и концепции, и «столицей» город назвать уже будет нельзя.

Какие проблемы сейчас стоят перед индустрией моды в нашей стране? Это, прежде всего то, что после перестройки, вся легкая промышленность, которая, возможно, является основой для индустрии моды, была разрушена. Ведь мода имеет несколько блоков. Блок производителя и творца, которые производят продукт, затем этот продукт нужно продвигать на рынке и этим занимаются уже реклама и СМИ, а потом уже блок успешности потребителя. Все эти блоки должны быть развиты. А мы на данный момент имеем только талантливых дизайнеров, которые способны создать новый продукт. С потребителем тоже есть некоторые проблемы. Ведь наш потребитель воспринимает не моду, а одежду, так как основная масса нашего населения не имеет возможности тратиться именно на «моду». У нас очень большая конкуренция на рынке. Ведь зачастую получается так, что товары, которые привозят нам из других стран, получаются дешевле товаров собственного производства. Это уже проблема правительства нашей страны. Что касается блока дизайнеров, которые могут создать свои небольшие компании, блока СМИ и торговли, все это есть для успешного развития индустрии моды. Сейчас все это находится на бытовом уровне, на уровне ателье. То, что во Франции было в середине XVIII века, и то, что исторически во всем мире создавалось сотню лет, мы в нашей стране можем создать гораздо быстрее. Но для этого нужна помощь государства. Как финансовая, так и законодательная, чтобы люди имели возможность для творческого и профессионального роста. Поэтому если собраться и подумать всем хорошенько, то, безусловно, можно сделать рывок.

Ведущий: Можете пару слов сказать про самых заметных выпускников УралГАХА? В каких модных брендах им удалось поработать и каких успехов достичь?

Людмила Кокорева: Один из ярких примеров - Наталия Соломеина, которая своими силами создала модный дом здесь, в Екатеринбурге. Никита Баранов, который закончил 4 года и тоже успел создать свой модный дом. Все остальные наши выпускники работают на уровне индивидуальных предпринимателей, у которых есть небольшие творческие студии, но, к сожалению, неименные. А ведь это очень важно. Именных студий в Екатеринбурге всего четыре: Соломеина, Селянина, Пашевич, Баранов, хотя дизайнеры работают везде.

Нам нужно создавать дизайнерскую среду, которая могла бы выдавать что-то новое и создавать «лицо» Екатеринбурга. Все это делают именно дизайнеры. Что касается других людей, то они уехали в Москву, Санкт-Петербург и успешно работают там, так как там есть развитая индустрия моды.

Есть и те, которые уехали и работают в других странах. Есть девушка, которая работает в Турции и работает успешно уже 11 лет с охватом по всему миру. Фирма Kenzo - Настя Лосева, которая занимается там аксессуарами (Париж), Nina Ricci (Париж), Calvin Klein (Нью-Йорк). Есть и множество неименных зарубежных компаний, в которых наши выпускники нашли себя, что говорит о качестве образования нашей академии.

Ведущий: Спасибо, Людмила. Теперь разрешите предоставить слово Наталии Соломеиной. Как Вы видите будущее Екатеринбурга в роли столицы российской моды?

Наталия Соломеина: Первым делом хотела бы сказать, что я закончила УралГАХА, кафедру Людмилы Владимировны, и выразить ей свою благодарность.

Это было больше 15 лет назад, но множество навыков я приобрела именно там. После того как я закончила академию, сначала я работала на предприятии легкой промышленности, но, отработав там 3 года, я ушла в свободное плавание, во фриланс и сделала совершенно стандартную модель европейского модного дома, как учили в нашей академии.

На практике все оказалось гораздо сложнее, потому что за 15 лет российский бизнес пережил как минимум 2 кризиса. И наш модный дом прошел через подобные испытания. Я оглядываюсь назад и рада, что в свое время не уехала работать ни в Дубай, ни в Москву. И сейчас с удовольствием работаю и одеваю Екатеринбург, его горожан.

С тех пор, за 15 лет, мы продвинули интересные проекты, которые работают сейчас не только в Екатеринбурге, но и за его пределами. Наши дизайны носят такие проекты как Hyatt, две арабские авиакомпании одеты нашим модным домом. Более того, «Уральские авиалинии» летают в наших костюмах. Несколько мировых отелей на территории региона одеты в нашу одежду. И таких примеров очень много.

Раньше основной упор мы делали на мелкосерийные продукты, одевали рестораны, бары, небольшие отели. То есть, в общем-то, не боялись никакой работы и сейчас имеем и вип-ателье, и дизайн студию, которая не просто производит дизайн-проекты, но и занимается авторскими принтами на ткани, которые можно наблюдать и на наших собственных проектах, и на аксессуарах крупных компаний. Это очень интересное направление, хотя априори оно не могло возникнуть в нашем городе, так как не было легкой промышленности, упомянутой выше.

Наша Уральская государственная архитектурно-художественная академия на самом деле выпускает хороших специалистов. И хочется, чтобы они не уезжали из города, а решали проблемы индустрии моды в Екатеринбурге. Так или иначе, за 15 лет нам удалось создать предприятие, которое занимается и крупными корпоративными заказами. Это очень серьезный, очень интересный бизнес, который выходит за рамки нашей страны. Это не может не радовать, потому что это является доказательством того, что дизайн нашей уральской школы моды очень востребован. Международные компании пользуются нашими услугами.

Ведущий: К нам присоединился Владимир Гридин. Владимир, здравствуйте. Хотелось бы услышать ваши комментарии как человека, который работает в столице. Чем отличается мода Екатеринбурга от моды Москвы?

Владимир Гридин: Здравствуйте. Есть ли мода на Урале? Должен сказать, что я читаю курс «Индустрия моды в России» в одном из московских вузов, который готовит специалистов в области маркетинга на курсы MBA. И на своих лекциях я сразу же им говорю о том, что они приходят в сферу, где нет никакой индустрии. Нет, и никогда не будет. Нужно четко понимать, что у нас нет производства ткани, нет сырья и нет швейных предприятий, которые смогут создавать массовую моду. Есть отдельные модные дизайнеры, которые работают в формате модных домов, ателье. Они способны обслуживать тех людей, которые восхищаются их творчеством. Наталья Соломеина - яркий пример такого дизайнера. Я последние 3 дня внимательно наблюдал за тем, что изменилось на улицах Екатеринбурга, и увидел только 2 вывески, на которых написано «модный дом»: Соломеина и Пашевич. И если я вижу, что у Наталии Соломеиной происходит какая-то работа, активная деятельность, показы, то я не знаю, к сожалению, чем занимается Пашевич и другие дизайнеры в этом городе.

Мой взгляд на вопрос, который мы сегодня обсуждаем, несколько пессимистичен. Возвращаясь к своим лекциям, если в начале лекция я говорю, что индустрии моды в нашей стране нет, то в конце я говорю о том, что самое главное - это человеческий фактор. И этот человеческий фактор позволяется существовать отдельным очень маленьким островкам моды в нашей стране. Они не представляют собой даже платформы для возникновения индустрии, но позволяют надеяться на то, что что-то похожее на российскую моду все-таки сформируется, и будет существовать в отдаленном будущем.

Когда дадут свои результаты государственная стратегия по поддержке легкой промышленности, разработанная до 2020 года, когда возникнут налоговые послабления и арендные таксы будут снижены для людей, которые занимаются производством моды, когда государство обратит внимание на среднего и малого предпринимателя, к которым относятся люди, работающие в моде. Когда государство поймет, что в стране есть не только сырая нефть и газ, но есть и люди, которые производят интеллектуальный продукт. И этот продукт должен быть сосредоточен не только на территории кластера типа Сколково, в который сейчас вкладываются реальные деньги, но отдача от которого пока неизвестно какой будет. А нанотехнологии в тканях между прочим уже существуют.

Ведущий: Светлана Петракова - директор конкурса красоты «Мисс Екатеринбург» - представляет здесь армию екатеринбургских потребителей моды. Светлана, расскажите с точки зрения потребителя - как индустрия моды Екатеринбурга выглядит сейчас, и чего от нее хотелось бы в будущем?

Светлана Петракова: Я не люблю одеваться в магазинах, может, мне не повезло, что я не езжу в Италию в поисках распродаж. Но я люблю прийти к Наталии, полистать журналы, выпить кофе, пощупать тряпочки, что-нибудь еще приобрести, обязательно что-нибудь придумать на будущее. И убегаешь оттуда женщиной, которая уделила внимание себе любимой. Ведь в модном доме есть атмосфера, там, помимо таланта, конструктива, праздников и обучения, есть душа.

А в плане проектов, которыми мы занимаемся - все делаем с Модным домом Соломеиной, потому что у нас в городе, к сожалению, нет дизайнеров, которые способны взять и сделать коллекцию на 30 человек. И работать с такими людьми - это честь для таких крупных проектов как «Мисс Екатеринбург». Потому что конкурс этот городской, финансовые возможности ограничены, значит нужно искать оригинальные и в тоже время яркие решения для моделей, а сделать это могут далеко не все дизайнеры одежды.

Ведущий: Спасибо, Светлана. Мы переходим к вопросам. Коллеги, ваши вопросы.

- У нас есть шанс сделать столицей российской моды Екатеринбург. Раз этого нет нигде, то это отличный шанс для нас. Стать столицей моды. Почему этот шанс не использовать?

Наталия Соломеина: Сейчас в Екатеринбурге сложно работать, но мы с удовольствием это делаем, ищем различные варианты проведения проектов, показов. Задача ведь не только оплатить аренду, манекенщиц и так далее. Поэтому складываются партнерские отношения, которые помогают нам печатать книги, показывать женскую красоту, которой в городе очень много. Но, несмотря на это, надежда есть. Ведь, например, за уральским хребтом одежды вообще нет. Приезжаю в один известный город, ближе к Тюмени, и спрашиваю: «А есть ли у вас дизайнерская одежда и дизайнеры?». На что мне отвечают: «Конечно, есть «Mango».

Владимири Гридин: Хотел сказать, что моды наверно долгое время не будет еще и потому, что пишут и рассказывают о моде в минимальных количествах. Я искал материалы, которые можно использовать в книге о моде на Урале. И вот что я обнаружил. За 15 лет только 3 оригинальных материала, инициированных прессой. Это значит, что за 15 лет только 3 журналиста решили подумать о том, что происходит в этом городе с модой и прийти за комментарием, за рассказом, за интересной информацией, по своей воле, самостоятельно. Эта цифра крайне показательна не только для Екатеринбурга, но и для российской прессы. Мы привыкли к тому, что мода - это просто часть шоу-бизнеса. Так было поставлено где-то в 90-х с недели моды в Москве, и мнение прессы до сих пор не изменилось. Именно поэтому на показах даже самых известных российских дизайнеров в Москве в первом ряду сидят от силы 5 редакторов моды. Такого просто невозможно представить себе, например, на американской неделе моды, где показывают около двухсот дизайнеров. Все редактора всего глянца, пишущего о моде, сидят и смотрят, что делают их соратники и соотечественники, для того, чтобы представлять и повышать уровень национальной моды. Если не увижу журналистов, присутствующих здесь и сейчас, на показе Соломеиной в эту пятницу, то будет совершенно очевиден уровень интереса к проблеме того, что происходит с модой в нашем городе.

Я пропустил много показов в Екатеринбурге и боюсь, что очень мало людей приходит на них для того, чтобы потом что-то написать. И вопрос в том, что такое это «что-то» - или «были симпатичные зеленые платья в черную крапинку», или же это внятный анализ того, что произошло, и что вы увидели, то, что интересно прочитать. Потому что любой дизайнер - и Людмила, и Наталья, и все, кто связаны с модой, скажут о том, что мода это зеркало того, что происходит у нас в обществе. Если мы посмотрим на творчество Соломеиной, то мы увидим здесь простые рациональные формы, женственность в образах, вещи-трансформеры и много черного. Эти 4 вещи и есть 4 базовых архетипа в ее творчестве - это отражение города, в котором она работает. Надо быть динамичной, надо все быстро менять, чтобы успеть с Химмаша в центр на вечеринку через пробки, надо не испачкаться, надо быть выглядеть привлекательной при том, что ты все время работаешь. И когда пресса умеет это считывать и видит, что здесь мы смотрим на непонятные рюшки. Мало того, что непонятные, да еще и некрасивые, и которые нет возможности истолковать кроме как «да это же красиво». А здесь мы видим уже коллекцию мастера, способного сказать двадцатью женскими нарядами, которые можно носить, а не просто смотреть, когда мы можем истолковать коллекцию и можем понять, что это про тебя, и мы можем это написать, то в этом случае начинается тот рост моды. Неважно, на каком уровне - городском, региональном или федеральном. В этом я вижу самую важную задачу людей, которые пишут о моде. В основном о ней пишут девушки. Это прекрасно, значит, они должны тоньше, глубже и умнее интерпретировать и чувствовать то, о чем говорит дизайнер, чем те мужчины, которые этим занимаются.

- Владимир, вы ведете работу над созданием книги о моде Екатеринбурга. Как возникла сама идея книги, и какие материалы вошли в ее основу?

Владимир: Работа над книгой сейчас ведется. Вот здесь макет нашей книги. Что будет внутри? Очень хотелось написать книжку про дизайнеров, исходя из тех позиций, о которых я говорил. Там будет анализ стиля, подборка коллекций Наталии Соломеиной, подробный рассказ о том пути, который она успела пройти и все, что связано с работой ее модного дома. Эта книжка станет не первой все-таки, но одной из интересных монографий, посвященных одному конкретному дизайнеру.

В будущем, я надеюсь, случится именно то, что написано на табличке, и я подготовлю книгу о моде Урала, но это сделать будет крайне сложно, так как такого явления как региональная школа еще не сложилось. Общей базы здесь, к сожалению, нет. И если говорить широко об Урале, то дизайнеры есть в разных городах, но все они, во-первых, очень разные. А во-вторых, существует очень неприятный тренд, который многие стараются не замечать. Многие люди, добившиеся успеха и признания в моде на национальном уровне, очень быстро отказываются от этой индустрии. В регионах этот выход из моды замечается еще сильнее. Человек пробует заниматься любимым делом, но потом понимает, что нужно вкладывать слишком много денег, закрывает свой модный дом, забывает о том, что был дизайнером и идет работать флористом, условно говоря. Так, к примеру, было с Андреем Шаровым, который закрыл свой дом моды, ушел из моды и сейчас занимается живописью.

Поэтому в таких условиях говорить и писать серьезно о моде на Урале достаточно проблематично. Скорее эта книга об уральской моде будет представлять собой сборник портретов дизайнеров, которые живы в творческом смысле и до сих пор работают, проявляя свою активность.

- Владимир, когда запланировано издание вашей книги и какие портреты, на ваш взгляд, были бы достойны книги об уральских модельерах?

Владимир: Сейчас мы активно работаем над сборкой макета, до конца недели эта работа должна быть завершена. Нужно сказать, что этот проект уникален для России. Сначала книга будет именной и будет выпускаться определенным тиражом в начале 2012 года. Но затем, когда все моменты будут до конца проработаны, будет выпущена уже тиражная книга. Это произойдет в конце следующего года.

- Уважаемые эксперты, как вы считаете, возможно ли создать в Екатеринбурге некий центр поддержки молодым дизайнерам, который помогал бы им осваиваться в суровых реалиях отечественного модного бизнеса?

Людмила Кокорева: Предпосылки для этого, безусловно, есть. Есть архитектурно-художественная академия, в которой преподаватели стараются передать молодым дизайнерам все знания. Но что со специалистами происходит после вуза, очень сложно отследить. Элементарно сложно начать бизнес, сложно даже взять помещение в аренду. Например, в Италии существует государственная поддержка молодых дизайнеров. Первые 5 лет они не платят налоги, они получают помещения для работы с гигантскими скидками, практически бесплатно. Но я не думаю, что в ближайшее время наше правительство задумается над этим и займется решением этого вопроса.

Светлана Петракова: Я, например, вижу очень много ходов. Люди, которые ничего не умеют, в них даже деньги не будут вкладывать. В Англии все выпускники и специалисты в сфере моды в определенный день собираются, делятся идеями. Берут идеи, если они свежие, и сразу же выбрасывают их на рынок. В другом университете есть бизнес-инкубатор, который предоставляет бесплатные помещения, оборудование и мощности. И выпускники в течение двух лет работают и налаживают связи с коллегами. Мы знаем, что для этого надо, но нужно, чтобы наше правительство тоже активно принимало участие и обращало внимание на нас.

Владимир Гридин: Это прекрасно звучит со стороны опыта других государств, но у нас ведь нет ни производства, ни фабрики. Этот опыт не применим в наших условиях. У нас есть бюджет, но его недостаточно, так как мы находимся в стране не социалистической, а капиталистической, и развивать частные предприятия государство не собирается.

У нас есть триллионные программы, в которые уходит огромный бюджет. Другое дело в законодательной базе. Нужно чтобы были преференции, для выгодности бизнеса. К сожалению, государство не занимается и не будет этим заниматься. Как только вы заглянете на сайт министерства промышленности РФ, вы обнаружите, что у нас есть Департамент лесной и легкой промышленности, который управляет всеми предприятиями легкой промышленности. Вся легкая промышленность, по мнению нашего правительства, занимается производством, в первую очередь, ваты, марли и брезента. И это не шутка, потому что нет в принципе понятия у наших чиновников о том, что существует мода в России. Организаторы Московской недели моды звали их на брифинг с журналистами полтора года. И только через полтора года, когда сменился начальник и появился человек, который просто не смог сказать «нет», брифинг все-таки состоялся. Чиновник пришел, но ничего не смог сказать о том, как развивается мода.

Наше правительство создает в Вологодской области льняной кластер. Приглашают туда журналистов и показывают, как чудесно там налажено производство. Но журналист, имеющий текстильное образование, смотрит на этот лен, на это предприятие и видит, что на заводе просто нет отделочного цеха, в котором наносят цвет и принты на ткани. А ткани с принтами есть. Что это значит? Что наши чиновники просто поехали и купили льняные ткани по метру, повесили их там и сказали: «Мы освоили 25 миллиардов рублей и теперь можем шить километры одежды». Не надо верить в то, что государство придет и даст. Единственная вещь, которую мы можем сделать - это основываться на собственных силах.

- Сформулируйте, пожалуйста, 5 составляющих, необходимых для того, чтобы в нашем городе зародилась настоящая индустрия моды.

Владимир Гридин: Пожалуйста. Первое - необходимо сырье (хлопок, шерсть), производство которого просто отсутствует на территории РФ. Второе - производственные мощности, которые у нас тоже отсутствуют. Третье - потребительский рынок, который у нас сильно развит. Четвертое - наличие дизайнеров, способных производить конкурентоспособные недорогие продукты. Эта составляющая у нас тоже есть. И пятое - развитые сети ритейла. Ведь сейчас сетей, необходимых в объемах, для индустриального масштаба просто нет. В Бразилии их 800, а у нас в России - 5-10. Соответственно из пяти точек у нас только две пригодны для сотрудничества.

Вот и получаем, что из пяти пунктов у нас есть только два. Дизайнеры и потребительский рынок. Остального нет.

- Наталия, сколько стоит в российских условиях раскрутить бренд и вывести его на такой уровень как «Соло Дизайн»?

Наталия Соломеина: Вы знаете, подсчитать это невозможно. И каких-то конкретных рецептов и формул в этом бизнесе нет. Могу сказать только то, что это титанические усилия. Срок окупаемости такого бизнеса - пять лет. То есть, если вы вложили пятьсот рублей, то они вернутся к вам только через пять лет. И то не факт.

- Уважаемые коллеги, на этом пресс-конференция закончена. Предлагаем вам посмотреть элементы коллекции Модного Дома «СОЛО Дизайн» и пообщаться в более неформальной обстановке. Спасибо за внимание.

Комментировать
Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
18+