August 13, 2018, 03:30 AM

Бей грушу, рви бумагу: как спасти первоклассника от стресса

До 1 сентября остается меньше месяца. Традиционно в этом году за парты сядут тысячи екатеринбургских первоклашек. Как подготовить малышей к школе, что делать, если ребенок не хочет туда идти или если отношения с детьми сразу не заладились? На вопросы, которые сегодня волнуют многих родителей, отвечает психолог клиники «УГМК – Здоровье» Елена Долбина.

- Елена Викторовна, многие родители перед школой учат будущих первоклассников читать, писать. А нужна ли какая-то психологическая подготовка?

- Конечно, и она не менее важна, чем педагогическая. Психологическая готовность - это и уверенность в себе, и умение общаться, и учебная мотивация. В последние несколько лет участились случаи обращений родителей, дети которых не хотят идти в первый класс. Тут свою роль играет и большая нагрузка – малыши одновременно ходят и в детский сад, и в интеллектуальные кружки, и даже к репетиторам. Впоследствии им скучно в школе. Зачастую дети не социализированы. А чаще всего родители не уделяют им должного внимания, не обращают внимания на жалобы, по несколько часов в день ребенок один сидит за компьютером и смотрит мультики.

Поэтому очень важно развивать в будущем первокласснике уверенность в себе, коммуникативные навыки. Такая подготовка в идеале должна начинаться за год-два до школы.

Можно походить на психологические тренинги – они бывают как продолжительные (например, раз в неделю в течение учебного года), так и двух- или трехнедельные. За это время можно успеть подкорректировать детско-родительские отношения  - исключить, например, гиперопеку или авторитарный стиль воспитания, который понижает самооценку ребенка. Вообще хорошая самооценка – это одно из самых важных качеств, которые помогают добиться успеха в школе. Поэтому ребенка важно часто хвалить.

- Не опасно ли перехвалить?

- Перехвалить ребенка невозможно, если мы говорим о качественной похвале, которая дается за какое-то конкретное действие. А если просто без повода обобщенно говорить «молодец», то и самооценка не поднимается -  ребенок в это не поверит.

Ни в коем случае нельзя критиковать малыша - критика убивает самооценку, задевает личность. Нужно общаться в форме пожеланий: «Неприятно, когда грязная комната, пожалуйста, прибери игрушки», а не говорить: «Ты - неряха». Если родители научатся общаться через пожелания, самооценка ребенка страдать не будет.

Уже до школы нужно искать деятельность для малыша, где он будет делать успехи, за которые его можно похвалить. То есть за год-два до школы отдать ребенка в секции или кружки, которые ему интересны и в которые он продолжит ходить, когда пойдет в школу. Одновременно отправлять ребенка в первый класс и отдавать в кружок не рекомендуется, так как иначе ему придется адаптироваться сразу к двум новым обстановкам, а это довольно трудно психологически. Новые кружки лучше добавлять уже во втором и последующих классах.

- Что делать, если ребенок застенчив и не может сам знакомиться с другими детьми, а в школе это необходимо?

- Нужно развивать коммуникации, учить ребенка знакомиться на детских площадках. В первый раз мама или папа могут сами подойти к какому-либо малышу, сказать: «Как тебя зовут? Моего сынишку зовут Петя, он хочет с тобой познакомиться». И тогда ребенок поймет, что знакомиться – это не так уж и трудно!

И уже в школе родителям надо общаться с мамами других детей, приглашать гулять в парк с детьми. И первоклашки, проведя накануне вместе вечер, на следующий день будут лучшими друзьями.

- Зачастую родители спорят, во сколько лет лучше отдавать ребенка в школу: в 6, или 7 лет, или в 7, если 8 исполняется после 1 сентября. Что думаете по этому поводу?

- Лучше, когда ребенок постарше. Сейчас шестилетних детей по закону просто не берут в школу, и это правильно. У ребенка в этом возрасте даже фаланги пальцев элементарно не развиты, чтобы столько писать. И эмоционально он еще не устойчив, нет волевых процессов. Поэтому только в 7 лет! А если день рождения поздней осенью, то можно и в восемь.

Дело в том, что самый сложный период в первом классе – это первая четверть. В это время ребенок находится в диком напряжении, а в маленьком возрасте есть риск не справиться со стрессом.

- Как может проявляться стресс? Смогут ли его заметить родители?

- Ребенок начинает часто болеть, всплывают хронические заболевания, о которых уже, казалось бы, забыли. Может возникнуть нервный тик или энурез, например. Кроме того, у первоклассника может все чаще быть плохое настроение, он капризничает, ищет повод поплакать. Слезы – это тоже выплеск эмоций. Так что не заметить стресс невозможно. К тому же родители должны постоянно быть в контакте с ребенком, спрашивать, как у него прошел день, что его порадовало.

- Что делать, если все-таки ребенок приходит из школы в стрессовом состоянии, напряженным? 

- Важно научиться снимать стресс. Побольше гулять с ребенком, заниматься спортом, творчеством, чтобы он отвлекался. Также можно использовать психологические техники – малыш пришел домой, побил бойцовскую грушу, покомкал бумагу, почиркал листочек. Можно походить на психологические тренинги, где практикуются такие методики, как работа с глиной, с тестом, сказкотерапия. Важно, чтобы ребенок это все напряжение выплескивал и не уходил в соматику.

- Что делать, если ребенок приходит из школы и заявляет, что он туда больше не пойдет?

- Надо заранее объяснять ребенку, что школа – это обязательно и не ходить туда нельзя. Если был такой опыт в детсаду – не понравилось, не пошли, поменяли садик или вообще от него отказались, то со школой такой номер не пройдет.

Надо понять причину, что именно не нравится ребенку. Если не сложились отношения с одноклассниками, надо организовывать побольше неформальных мероприятий – позвать детей в гости, в музеи, кино, боулинг. Малышам легче найти общий язык на неформальных мероприятиях.

Если не сложились отношения с учителем, есть смысл с ним пообщаться, рассказать об особенностях своего ребенка, дать какие-то подсказки, как найти к нему подход.

Менять школу – это самый крайний случай. Часто бывает, что если ребенок элементарно не умеет общаться, то ситуация повторится и в новой школе.

- А как поступить, если ребенок гиперактивен и не может спокойно высидеть урок?

- Нужно попросить посадить его за первую парту, чтобы учитель имел с ним контакт, мог, например, погладить по плечу, чтобы привлечь внимание. Дома ребенка надо привлекать к настольным играм и хвалить, что он смог посидеть спокойно хоть несколько минут. Играть можно и в такие игры, как «Тише едешь - дальше будешь», «День - ночь», то есть в игры с резким замиранием. Так развивается самоконтроль, ребенок тренирует свое тело.  Необходимо обратиться за помощью к неврологам и нейропсихологам.

- Многие родители стремятся сразу же отдать ребенка в элитную гимназию, несмотря на то, что ради этого приходится менять прописку или далеко ездить. Насколько целесообразно это делать?

- В первую очередь, родители должны задать себе вопрос: мои ли это амбиции или мой ребенок действительно справится?  Может быть, он по-русски не очень говорит, и ему сперва надо с логопедом поработать, а его отдают в лицей учить второй язык. В таких школах и психологическая нагрузка больше – гонка за успех школы, за личные успехи.

Если школа далеко, то дополнительное напряжение вызывают ранний подъем и утомительная дорога. Если папа за рулем, а мама на заднем сиденье играет и общается с ребенком – это одно, а если малыш на заднем сиденье один, мама ведет машину – это другое. Он 40 минут едет, не зная, чем заняться, и в итоге быстро утомляется и приезжает в школу уже уставшим. 

Так что нужно все взвесить и подумать: может быть, лучше перевестись в лицей после окончания начальной школы, когда уже станут понятны таланты и способности ребенка, он будет более сильным как физически, так и морально.

А вообще в первом классе важно выбирать не школу, а учителя. Хороший педагог научит не только учиться, но и дружить, добиваться успеха.

- Нередко бывает, что первоклассников могут обидеть дети постарше. Как обезопасить ребенка от этого?

- Во-первых, все-таки важна самооценка – уверенного в себе ребенка, как правило, не обижают – попробуют, получат ответ и перестанут. 

Во-вторых, нужно научить малыша действиям в той или иной ситуации. Ребенок должен знать, куда ему идти, если за ним идут недоброжелательно настроенные старшеклассники. Нужно объяснить малышу, что в такой ситуации в подъезд заходить нельзя, а лучше пойти в магазин, где есть охранник.

Самое главное – это общаться со своим ребенком, понимать, когда назревает та или иная проблемная ситуация, и помогать предотвращать ее. Живите жизнью своего ребенка, и тогда ему будет намного легче справиться со всеми школьными трудностями!

Фото: pixabay.com

Комментировать
Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
18+