December 4, 2017, 06:15 AM

Дискуссия продолжается: «Ритуальное убийство Романовых – версия фанатов конца света»

 

Монастырь царственных страстотерпцев — комплекс, выстроенный в начале 2000-х годов на месте сожжения тел членов семьи Романовых и их слуг после расстрела. Первоначально монастырь насчитывал семь храмов по числу членов царской семьи, затем их число увеличилось. Две церкви, по рассказам экскурсоводов, построены на месте двух костров, где сжигали тела.

Русская православная церковь бурно обсуждает вопрос о подлинности останков царской семьи. Высшие иерархи церкви проговорили сразу несколько необычных версий. В частности, патриарх Кирилл подверг сомнению, что тела Николая II и его близких могли сжечь. Епископ Тихон (Шевкунов) вспомнил о теории «ритуального убийства», совершенного большевиками. Действительно ли в РПЦ всерьез рассматривают подобные версии, ЕАН рассказал бывший студент Екатеринбургской православной духовной семинарии Сергей Беляев, проводивший экскурсии в монастыре святых царственных страстотерпцев на Ганиной яме.

— Как вы стали экскурсоводом? Был какой-то специальный отбор среди семинаристов?

— Никакого спецотбора не было. Первое время набирали добровольно. Немного и надо было – три-четыре человека на выходные. Затем уже каждый день по человеку отправляли в обязательном порядке.

— Только вы водили экскурсии?

— Когда я начинал в 2007 году, на нас приходилось, наверное, четверть экскурсий. Остальное распределялось между экскурсоводами от монастыря (там пара человек) и епархиальными экскурсоводами. В то время было поставлено условие всем туристическим группам, что об истории, связанной с царской семьей, могут рассказывать только гиды от епархии.

Спустя пару лет монастырь лишился своих экскурсоводов, и мы водили уже две трети всех групп.

— А как вас готовили?

— Приводили нас к старшему экскурсоводу монастыря. Два дня мы ходили с ним по территории и слушали, что он рассказывал людям. Затем он давал какие-то рекомендации, какие книги почитать.

— Что это была за литература?

— Как правило, путеводители по монастырю, которые можно было найти в церковной лавке. Зачастую мы ограничивались этим. Мы примерно так и видели работу экскурсоводами — пересказ определенной истории.

Дневники Николая II или расследование Николая Соколова (следователь, работавший по делу о расстреле царской семьи с 1918 года до своей смерти в 1924 году, — прим. ЕАН) читали те студенты, которым это было действительно интересно. Мне времени хватало только на то, чтобы пролистать какие-то книги. И то я за них взялся, когда понял, что услышанную информацию лучше сверять с источниками.

— Почему?

— Материал постоянно менялся. К примеру, есть в монастыре икона, принадлежавшая Николаю II. Одно время мы рассказывали, что ее вынесли монахини из дома Ипатьева в корзинке из-под еды, в которой приносили продукты. И затем икону хранили верующие, передавая из рук в руки, пока она не попала к священнику, а тот уже передал ее монастырю. А затем старший экскурсовод меня отводит и говорит: «Так и так, выяснилось, что по истории с иконой множество неточностей и не совсем понятно, как ее вынесли из дома Ипатьева».

С некоторыми реликвиями такая же история была.

— После этого вы сами-то верили в то, что рассказывали?

— Первое время я как-то не задумывался особо. Раз старший экскурсовод рассказывал, значит, так и надо было. Даже согласованный материал приходилось преподносить осторожно, поскольку в каждом храме дежурили трудники (мирянин, живущий в монастыре и работающий на добровольных началах, — прим. ЕАН). И у каждого из них были какие-то свои представления о царской семье. Бывало, трудники доносили наместнику монастыря, что вот семинаристы рассказывают что-то не то.

— История с уничтожением останков тоже входила в материал?

— Конечно. Это было центральной частью экскурсии. В самом начале мы подводили туристов и паломников к месту, где была шахта, куда сбрасывали тела. Затем рассказывали, где находили костры, на которых тела сжигали, как летал пепел над этим местом и земля была пропитана человеческим жиром.

— Откуда такие подробности?

— От старшего экскурсовода. Он, в свою очередь, ссылался на расследование Николая Соколова.

— Как вы объясняли, куда потом делись останки?

— А не было останков. Все сожгли на двух кострах и уничтожили в серной кислоте. Абсолютно все. Так и объясняли.

— Но наверняка люди спрашивали об останках, найденных в Поросенковом Логу?

— Более того - каждый раз спрашивали. Мы ссылались на расследование Николая Соколова, он ведь пришел к такому выводу. Я лично старался избегать дискуссий.

— А у вас-то была своя точка зрения про подлинность останков?

— Пятьдесят на пятьдесят. Может, подлинные, может, нет. Я ведь не копал глубоко в этом вопросе. Мне предоставили определенный материал, я его рассказывал. Рассказывать что-то сверх этого, рассуждать с людьми о подлинности останков как-то не поощрялось. Мы просто озвучивали позицию церкви - и все.

— Было ли в ваших рассказах что-то про ритуальное убийство?

— Нет, делать такие вставки в экскурсию даже в голову никому не приходило. Мы рассказывали, что семью Романовых расстреляли из-за приближения войск Колчака к Екатеринбургу. То есть логически вопрос о других причинах должен отпасть сам собой.

Были, конечно, паломники, которые верили в некий ритуал, но, на мой взгляд, даже если бы архиерей верил в ритуальное убийство, официально транслировать в монастыре конспирологические версии никто бы не решился. В монастыре же кроме наших туристов и паломников часто иностранцы бывают. Какие были бы последствия, если бы гид от епархии вещал с полной серьезностью о ритуальных убийствах? Я имею в виду в первую очередь последствия для репутации монастыря.

 — Насколько распространена была эта версия среди верующих?

Пензенские затворники — группа из 30 человек, ушедших жить в землянку осенью 2007 года в ожидании конца света. Верующие прожили в убежище до апреля-мая 2008 года. Лидер группы Петр Кузнецов после несостоявшегося конца света был отправлен на лечение в психиатрическую клинику.

— Тут я могу судить лишь по опыту личного общения. Я бы не сказал, что она так уж популярна. В основном о ней я слышал от верующих, увлеченных идеей приближения конца света. Помните историю, как в Пензенской области группа верующих ушла жить в землянку из-за прихода апокалипсиса. Теория о ритуальном убийстве живет среди таких людей.

— Что вообще конкретно подразумевается под ритуальным убийством?

— В той версии, которую я слышал от некоторых верующих, якобы расстрел мог быть как-то связан с каббалой. Ну есть мнение просто, что каббала - это то же самое, что черная магия. Думаю, поэтому такие ассоциации. Никто, если честно, в тонкостях не разбирался. Такие представления также передавались как некое предание, как наши устные экскурсии.

Фото: vk.com/ganina_yama, cdn.history.com

Патриарх Кирилл: «На Урале не было условий для сжигания тел царской семьи»

Комментировать
Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
18+