February 22, 2017, 05:20 AM

Фронтмен Lumen Рустем Булатов: Хочу прогуляться по Екатеринбургу

Один из лидеров русского альтернативного рока поделился откровениями о политике, новом проекте и Кормильцеве

Знаменитая рок-группа Lumen представила в столице Урала свой новый альбом «Хроника бешеных дней». Самое значимое рок-событие выходных состоялось в екатеринбургском «Телеклубе». Энергия гитарных рифов, мегадрайв барабанов и пронзительный голос фронтмена уфимской команды Рустема (Тэма) Булатова взорвали зал. Но график ребят совпадает с названием новой работы: концерты следуют один за другим, причем в бешеном ритме. Корреспондент агентства ЕАН смог ненадолго вытащить Тэма из сумасшедшего расписания и поговорить. О башкирском фольклоре, необходимости объединения всего земного человечества и о желании увидеть знаковые места Екатеринбурга, Тэм рассказал в интервью.

 

О песнях с продолжением

- В новом альбоме «Хроники бешеных дней» истина называется колючей проволокой в одноименной песне. Почему именно так?

- Меня удручает, что в 21 веке мало того что остались какие-то государства, и человечество до сих пор не объединилось на планете, но еще и продолжаются военные конфликты как локального, так и регионального характера. Мне все это не нравится. Не потому, что я невероятный космополит. Мне кажется, что все эти конфликты имеют в качестве основы то, что осязаемо и понятно, – политическую волю руководства разных стран, и то, что во всей этой борьбе вынуждены участвовать жители этих самых стран, меня коробит.

- То есть все как в вашей песне «Не спеши»: «Те, кто отправляют тебя в последний бой, не станут умирать рядом с тобой!»

- Совершенно верно. Можно вспомнить еще замечательную группу «Пурген». У них есть альбом с очень понятным названием «Все государства – концлагеря». Это очень радикальная мысль, но сам вектор ее развития очень близок. Я бы не говорил так жестко, но что-то в этом есть. То, что мне близко.

- В вашем новом клипе «Истина» люди буквально пробираются через грязь и полосу препятствий. Символом чего именно являются декорации данного видео? Есть ли тут политический или социальный подтекст или, может быть, конкретный месседж к кому-либо?

- Безусловно. А клип – это продолжение моей мысли при ответе на ваш предыдущий вопрос. Люди разных профессий, ведомые одними наставниками, становятся солдатами. А момент, где истина названа стеной, – это о том, что она нас окружает. Не все из этих стен осязаемы, и большая часть из них находится в наших головах, и от этого избавиться гораздо легче, чем многим кажется.

- В альбоме «На части», выпущенном в 2012 году, есть песня «Небо в огне». Спустя пять лет в вашем новом альбоме вновь появляется тема огненного неба в песне «Никто не будет в стороне». Почему вы вновь обратились к данному концепту?

- Это образ. В песне «Небо в огне» говорится все-таки о каком-то внутреннем состоянии: «Небо во мне уже давно в огне». Это собственное мироощущение, и у нас нередко бывает так, что какие-то строчки и образы кочуют из песни в песню и появляются некие продолжения. Самые известные продолжения – это песни «Сколько?» и «Зубы», «Дотянуться до звезды» и «Звезда». В этом смысле это определенное развитие ситуации, потому что теперь небо реально в огне. Есть ощущение, что локальные конфликты могут перерасти во что-то большее, глобальное и этого, конечно, не хотелось бы, и поэтому в песне присутствует призыв. Потому что когда гайки начнут закручивать, жить нормально не получится.

- Есть еще и песня «Волкодав»…

- Да. Эта песня тоже с продолжением. Сам образ волка появляется не впервые. Есть уже и песня «Волк» в самом первом альбоме «Без консервантов».

- В этой песне есть такая мысль, что если ты один, то это не значит, что ты должен сбиваться в стаю. Не отказываться от своей индивидуальности. С другой стороны, если смотреть с метафорической точки зрения, волкодав должен кого-то давить. Кто для вас волк?

- Людям присуща такая черта, что любое инакомыслие, если оно в подавляющем меньшинстве, всегда становится предметом некоего преследования в той или иной форме. Это к вопросу о волках.

- То есть все, как в книге Томаса Гоббса, писавшего, что «Человек человеку волк»?

- Эта фраза появилась у древних римлян раньше: homo homini lupus est. Здесь же размышления в первую очередь о том, что то, что с тобой происходит, и то, что тебя отличает от других, может быть не твоей проблемой. Более того – и вовсе сильной стороной. И может быть, ты, благодаря тому, что у тебя есть, можешь изменить сам себя при помощи образа.

- На вашем самом первом альбоме «Без консервантов» есть замечательная песня «Урманга». Будут ли еще обращения к башкирскому фольклору?

- Думаю, что нет. Точно не вместе с группой, потому что спустя столько времени мы пришли к выводу, что ребятам все это не сильно интересно. У меня есть давняя мечта записать еще несколько народных композиций в современной аранжировке, и я думаю, что я когда-нибудь доберусь до этого проекта. Но, скорее всего, петь буду не я, потому что у меня очень большие проблемы с произношением.

О политике, гражданине и соцсетях

- В ваших песнях очень много призывов к активной гражданской позиции. А кто для вас гражданин? Вы согласны с классическими определениями данного понятия таких философов, как Вольтер и Руссо?

- Я считаю, что гражданин – это тот, кто готов нести ответственность. То есть человек, который не говорит, что Россия – это государство, Путин и Госдума, и далее вниз по вертикали. Человек, у которого есть осознание, что он со всеми этими государственными мужами разделяет ответственность за страну. Если нет такого понимания и есть мысль, что я маленький человек и ничего не в силах сделать, то это уже не гражданин.

- В вашей песне «Шесть миллиардов» 2007 года есть строчки: «В мире Интернета и СМС мы за никами спрятались – у всех все Ok! Но никто не скажет, какая жизнь настоящая, мы шесть миллиардов одиноких людей». Изменилось ли ваше отношение к социальным сетям? Или вы считаете, что они по-прежнему усиливают отчуждение?

- Мне кажется, что нож сам по себе не убивает, наркотики сами по себе не убивают. И соцсети сами по себе тоже не вредят. Все делают сами люди. Себе, другим. Если ты берешь в руку нож, то преступление совершаешь ты, а не нож. То же самое с соцсетями. Соцсети имеют функцию контакта. Они могут быть полезны. Все зависит от того, как ты распоряжаешься этой возможностью.

- Два месяца назад Никита Михалков выступил с резкой критикой Ельцин Центра, сказав, что там детям прививают неправильное отношение к эпохе первого президента России. Посещали ли вы Ельцин Центр и как вы относитесь к этому политику?

- Ельцин Центр пока не посетил, но очень хочется. К Борису Ельцину отношусь неоднозначно. Я считаю, что во время его правления были замечательные вещи и не очень.

О поэтических проектах и Кормильцеве

- В прошлом году вы приняли участие в проекте «Иллюминатор», посвященном замечательному екатеринбургскому поэту Илье Кормильцеву. Как вы считаете, какой вклад в культуру внес Кормильцев? Посещали ли вы памятник поэту – плиту-бритву, врезающуюся в угол здания УрГУ?

- Памятник еще не видел. К сожалению, все наши приезды в Екатеринбург очень скоротечны. Мы приезжаем, отыгрываем концерт и двигаемся дальше. На самом деле хотелось бы посетить очень много культурных мест: музеев и всего прочего. Но никак не хватает времени приехать в ваш город в частном порядке, а не с коллективом. Я надеюсь, что скоро я все-таки соберусь и приеду сюда для того, чтобы спокойно погулять по городу и познакомиться со всеми его достопримечательностями. Тем более что у меня и брат здесь живет, и сестра двоюродные. Дополнительно будет повод пообщаться и с ними, потому что мы достаточно редко видимся.

Что касается вклада Кормильцева, то я про него могу сказать, что это одновременно один из самых известных и один из самых неизвестных поэтов нашей страны. Известных, потому что его песни знает невероятное количество людей. А один из самых неизвестных потому, что мало кто догадывается , что большая часть хитов «Наутилуса Помпилиуса» написана на его стихи. В его личности есть дуальность. Кормильцев всегда умел складывать слова так неоднозначно, что и образы, и строчки можно повернуть по-разному, и судьба его такова, что ее можно трактовать по-разному.

- Вы проводили конкурс стихов слушателей группы, а потом зачитывали их сами и выкладывали в официальные ресурсы группы. Планируются ли еще подобные акции, которые сблизят вас со поклонниками еще сильнее, ведь, по вашим словам, рок – это взаимодействие?

- Честно сказать, пока не знаю. Времени не хватает катастрофически. Очень много всего происходит с группой. Не буду загадывать. Надеюсь, что когда-нибудь дойдут руки и до этого.

- В 2013 году вы выпустили свой аудиосборник стихов под названием «Простор оков». А кто ваш любимый поэт? Особенно интересно, кто вас впечатляет из ныне живущих?

- Сложно сказать (задумчиво). Мне нравятся стихи очень разных поэтов, разных стран. Не могу выделить кого-то…

- Какие новые российские рок-группы вам понравились и вас впечатлили?

- Не могу назвать новые коллективы, которые меня впечатлили очень сильно. Если бы было какое-то новое имя, то я бы с удовольствием назвал его. Моим любимчиком остается группа «Пионерлагерь Радуга». Но не повернется язык назвать ее молодой группой. Не могу припомнить еще одну такую группу. К нам на фестиваль ROCKSMENA приезжали талантливые группы.

О Боге и будущем векторе группы Lumen

- В одном из интервью я читал, что вам очень понравилась книжка Захара Прилепина под названием «Санькя». У Прилепина есть программа «Соль» на Рен ТВ. Появитесь ли вы там?

- Если нас позовут в эту передачу, то мы с радостью там выступим. Правда, у нас плотный график до мая. Все расписано. Но если будет предложение, то почему бы и нет?

- В интервью журналу Rolling Stone вы рассказали о том, что самым необычным подарком для вас стал нательный крест, подаренный одним из поклонников. Скажите, а в каких ваших жизненных ситуациях вы ощутили существование Бога?

- Каждое мгновение ощущаю существование творца, и для меня сам этот факт незыблем. Мне не нужно никаких доказательств, потому что я в этом уверен и это такая аксиома. Вера строится на чем-то не требующем доказательства.

- В вашем творчестве есть интересные переходы. В самых первых альбомах «Без консервантов» практически одни романтические мотивы. В «Трех путях» появляется социальный протест, в «Свободе» он начинает приобретать политическую окраску, а затем с альбома «Мир» ваши тексты становятся все более острыми, с символичными размышлениями о нашем обществе (как в той же «Карусели»). На фоне того, что темп нашей жизни все ускоряется и ускоряется, как изменится Lumen?

- Я не знаю, куда нас дальше понесет, потому что это процесс абсолютно непредсказуем. Появляется очень много песен и стихов, которые копятся в столе, и мы поем все время разное и следующую пластинку можем записать в любом направлении. Есть, конечно, темы, про которые хочется рассказать быстрее. Но в целом не могу ответить на данный вопрос.

- Урал стал первой частью России вашего большого концертного тура. Почему именно Челябинск и наш Екатеринбург увидят грандиозное концертное шоу первыми?

- Все зависит от логистики. Тур складывается так, как складываются дороги. Челябинск и Екатеринбург относительно близко находятся от Уфы, где мы живем. Наш директор узнал, что есть свободные даты для аренды площадки именно на эти дни и построил график таким образом, чтобы сначала мы посетили те города, которые ближе к Уфе.

Беседовал Павел Пивоваров. Европейско-Азиатские Новости.

Организация интервью TELE CLUB Touring

Комментировать
Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
18+