April 26, 2017, 08:35 AM

Избавиться от стереотипов и штампов: уральские философы учат мыслить

Преподаватели и профессора философского факультета Уральского федерального университета проводят специальные выходные курсы, доступные для всех желающих. В ходе обсуждений интеллектуальная элита региона поделится размышлениями о мире, обществе, человеке, культуре и природе.

Один из спикеров бездипломных курсов Олег Охотников рассказал ЕАН, какую аудиторию философы ожидают увидеть в гостях, и поделился темами, которые будут обсуждаться в университетских стенах с пришедшими.

 

- Олег Валентинович, как вы думаете, что за люди могли бы приходить и слушать эти лекции?

- Мне трудно представить формальные характеристики... С точки зрения пола, возраста или вида деятельности, наверное, все.

Нужно привлекать людей с желанием. Таких людей, у кого есть потребность не просто прикоснуться к текстам историко-философским, – бог с ними, с текстами! Нужно привлекать людей, которые задавали себе философские вопросы, но не могли представить, как эти вопросы можно было обдумать профессионально.

За всей историей философии стоит профессиональный язык. Это нарабатывалось веками. На вопросы, которые человек сам к себе обращает, есть вполне готовые ответы. Не то что совсем готовые, но сформулированные.

Иммануи́л Кант : 22 апреля 1724, Кёнигсберг, Пруссия— 12 февраля 1804 — немецкий философ, родоначальник немецкой классической философии, стоящий на грани эпох Просвещения и романтизма.

Если человек хочет уйти от обыденности и методично продумать какие-то вещи – он наша аудитория.

- Не будет ли у неподготовленной аудитории сложностей с восприятием философских понятий?

 

Первое, что пугает в философии, – это язык.

Но мое глубочайшее убеждение, что, когда ты продираешься сквозь эти «заборы», кстати говоря, сделанные отнюдь не специально, когда мысль достигает таких высот, естественного языка не хватает, и философы вынуждены создавать неологизмы. Вовсе не затем, чтобы испортить жизнь студентам. Когда продираешься сквозь эту сложность, за ними открываются весьма и весьма простые, но нетривиальные вещи.

Терминологически оформленные концепции можно и даже нужно разъяснять понятным языком, а иначе для чего все это делалось? Понятно, что на первых порах любая философская концепция должна быть понятна только профессионалам. И только тогда, когда профессионалы могут ее разъяснить, она начинает расходиться и популяризироваться.

Яркий пример –

«Критика чистого разума» — философский труд Иммануила Канта, впервые опубликованный в 1781 году. Считается одной из наиболее фундаментальных работ в истории философии и главным сочинением философа. Ключевой вопрос Критики — это исследование познавательной возможности разума, в отрыве от знаний, получаемых эмпирическим, то есть опытным путём

«Критика чистого разума», не самое популярное произведение в этом мире. Канту понадобилось 10 лет, чтобы написать этот текст, и еще 10 лет понадобилось на то, чтобы интеллектуалы Европы его прочитали. И только тогда, когда появилось популярное изложение Шульца, который своим языком рассказал, как понял, только тогда началось распространение идей Канта. Сейчас этих изложений – пруд пруди, но вначале это было очень сложно.

 

Самые сложные вещи нужно и можно постараться изложить понятным людям языком, иначе философия изолируется, тогда в чем смысл существования философского знания?

Может быть, вы могли бы сформулировать ряд вопросов, беспокоящих современного человека, и ряд ответов, которые могла бы дать философия?

- Это вечные вопросы. О бытии, о смысле. Сегодня о бытии говорить как-то странно, но можно поговорить хотя бы о существовании. Ответить на вопрос – зачем? Вырабатывать свою позицию в отношении бурно меняющегося мира. Есть что-то, что вообще неизменно, или его нет? Есть какие-то универсальные правила, или их нет? Есть ли что-то устойчивое в смысле этики и морали, или все это постоянно меняется? Разобраться в себе: то ли я делаю, так ли я делаю.

Конечно,  готовых рецептов не дает никто. Разве что религия претендует на универсальность. Жизнь универсальна и уникальна! Сейчас мы не можем говорить о терапевтической функции, даже если есть советы, то кто же им следует? Мне кажется, главное здесь даже не подготовка. Дело в технике мышления. Это можно сравнить с художником, который сначала научился копировать Тициана, Рафаэля, а потом начинает самовыражаться. Нужно нарабатывать эту технику, понимать, как люди мыслят. А затем искать свой путь или подбирать подходящую для себя практику мысли.

- У некоторых авторов есть идеи, что в современной реальности человек «потерял ориентиры». Можете ли вы дать людям надежду на то, что эти ориентиры можно найти? Хотя бы даже внутри себя...

 

Да, сейчас мы находимся в некотором раздрае. Для многих людей этот мировоззренческий вакуум заполняется астрологией, графоманией, религией. Я ничего против не имею, все интеллектуальные формы имеют право на существование.

Но мне кажется, что есть достаточно строгая традиция доверия к самому себе, доверия к собственному разуму, доверия к своим познавательным возможностям и поискам – эта традиция называется философия.

И если она не даст ориентиров, то, по крайней мере, она дает ощущение свободы, ощущение полета, когда уже на лету схватываешь вещи вокруг себя, хотя бы даже из средств массовой информации. Философия дает тебе в этом бурном море всяких разнообразий жизни прочную опору, систему координат, точку отсчета. Пусть это будет мифологизировано, пусть это будет ритуализировано, но! Важно сознательное принятие.

Чем могут быть полезны наши курсы? Привести к мысли, не научить, а именно привести! К тому, что, сознательно принимая любой миф, любой ритуал, ты делаешь свою позицию жизненной, но это будет, на этом я настаиваю, твой сознательный выбор. Как сделать этот выбор? По каким основаниям делается этот выбор? Мы дадим ответы на эти вопросы.

- То есть философия сможет помочь современному человеку найти систему отсчета и точку опоры?

- Да. Но важно, что это будет сделано сознательно. Само приближение к философии должно способствовать становлению точной и ясной позиции по отношению к самому себе, по отношению к миру. Пусть это отношение будет негативным, но эта позиция будет твоим выбором.

- Как вы выбираете авторов для обсуждения с участниками курсов?

- Скажу нескромно. Я могу говорить про всю философию. Но, во-первых, наше время ограничено, во-вторых, конечно, выбор мой субъективный, в-третьих, это то, что по жанру приближено к современному пониманию.

Скажем, экзистенциализм.

Экзистенциали́зм (от лат. existentia — существование), также философия существования — особое направление в философии XX века, акцентирующее своё внимание на уникальности бытия человека, провозглашающее его иррациональным.

 Это то, что сейчас интересно. Великолепная художественная форма. Непростая, трагическая мысль упакована в высочайшую художественную форму. 

- То есть задача в том, чтобы пообщаться с людьми, выстроить диалог, выяснить, что их волнует внутри, а затем привести их к самостоятельному прочтению текстов?

-  Да, вы очень лапидарно и правильно все сформулировали. Да, и по поводу отбора критериев. Я был бы очень рад, если бы слушатели пришли и сказали – давайте рассуждать вот на эту тему, в этом направлении. Знаете, как шахматист, который одновременно играет на нескольких досках. Я могу это сделать – пожалуйста! Но пока что я буду главным зачинщиком, буду приходить, задавать тему. Я хочу, чтобы было совместное обсуждение.

Но на курсах мы сможем разговаривать творчески, без рамок. Когда человек пытается искренне, сам, взять и понять эту книгу – ничего, кроме отторжения, это ему не приносит. В предисловии он читает «объективный идеализм», уже после одного этого можно закрывать книгу. Это очень обидно, даже в студенческие годы, когда интерес не до конца сформировался, его убивают этой формалистикой, общими нормативами.

 

Может быть, подобного рода курсы восстановят уважение к живой философской мысли. Она должна рождаться здесь.

- А если мы будем говорить в контексте разрушения философских мифов? Ведь известно, что некоторая часть людей имеет достаточно устойчивые, хоть и неверные, стереотипы относительно философского знания.

-  Сейчас разговор вертится вокруг полезности философии. «Зачем? А что это ты делаешь?» - спрашивают, вполне правомерно, люди со стороны. Я нашел ответ на этот вопрос, как ни удивительно.

Когда я начал профессионально заниматься психологией, по которой сейчас уже читаю лекции, я нашел ответ на этот вопрос. Зачем нужна философия?

 

Философия – кратчайший путь к разрушению стереотипов. Стереотип – это упрощенное восприятие, это штамп. Все, что делает философия, – эти штампы разрушает.

Дает свободу мысли. Потому что в течение жизни на человека нацепляется очень много этих штампов.

Очищаться от них возможно двумя способами: посмеяться над ними, для чего необходимо иметь невероятно высокое мужество или циника рядом, либо пофилософствовать. Способ, методика, диагностика стереотипов. Именно это мы можем предложить – посмотреть на себя, свой психический портрет, свой мир с точки зрения отсутствия или наличия стереотипов. Избавляться от них не так легко и даже больно.

Первые лекции пройдут уже в эти выходные. Они будут посвящены проблеме кризиса среднего возраста в философской литературе. Связаться с организаторами можно через сообщество «Просто о сложном» в Facebook либо по телефону 375-46-40. Заявки от слушателей можно оставить на сайте бизнес-школы УрФУ в разделе: «Тренинги, курсы».

 

Как заявляют модераторы площадки, за образец для проекта были взяты бездипломные курсы в парижском Колледж де Франс, где каждый желающий мог приобщиться к современным достижениям гуманитарной мысли.

«Не нужно читать мудреных книг и статей: специалисты прочли их за вас, осталось только получить выжимку. Эти курсы дают не образование, а знания, и получить их может любой», - сообщают организаторы

 

 

Комментировать
Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
18+