March 30, 2017, 07:52 AM

Коллекцию музея автотехники УГМК пополнил уникальный мотоцикл

Коллекция советских довоенных мотоциклов Музея автомобильной техники УГМК пополнилась новым экспонатом – мотоциклом ТИЗ АМ-600.

Мотоцикл АМ-600 (армейский мотоцикл с объемом двигателя 600 куб. см) разрабатывался на Таганрогском инструментальном заводе им.И.В.Сталина (ТИЗ) с целью заполнить нехватку в рабоче-крестьянской Красной армии мощных машин, которые можно было бы эксплуатировать с коляской.

В 1934 году в распоряжении РККА были лишь маломощные Л-300 и ИЖ-7. Производство было решено развернуть на Таганрогском заводе, находившемся в подчинении снарядного треста Главного военно-технического управления и обладавшего необходимой материально-технической базой и кадрами. Сюда же были переведены специалисты Харьковского мотоциклетного завода, где производство серийного ХМЗ-1М было свернуто. Образцом для нового мотоцикла послужил английский BSA-500, поступивший на завод в сентябре 1935 года, однако конструкция была весьма значительно переработана. Заново была спроектирована рама, передняя вилка и колеса, все размеры перевели из дюймовой в метрическую систему. Разработка шла в кратчайшие сроки: опытные машины были представлены уже на первомайской демонстрации в 1936 году, а к октябрю было организовано серийное производство. Мотоцикл имел четырехтактный одноцилиндровый двигатель объемом 595 куб. см, мощностью 16,5 л.с. и четырехступенчатую коробку передач, мог достигать скорость 95 км/ч. ТИЗ стал самым мощным серийным советским мотоциклом своего времени – у большего по объему двигателя ПМЗ-А-750 мощность составляла 15 л.с.

Машина получилась довольно удачной, существенных рекламаций от главного заказчика, Автобронетанкового управления РККА, за все время производства не поступало. Этот факт особенно показателен на фоне «успехов» другого тяжелого мотоцикла РККА – ПМЗ-А-750, получившего народную расшифровку «попробуй меня заведи». Конструкция машины постоянно совершенствовалась, причем модернизационные изменения отражались лишь во внутризаводской документации, что доставляет отдельную головную боль реставраторам. Известны, к примеру, два варианта головки цилиндра (чугунный и алюминиевый), три варианта картера двигателя, четыре типа крышки газораспределения. Мотоцикл в больших количествах использовался РККА, на коляску устанавливали пулемет Дегтярева на специальной турели. Начиная с 1937 года машины активно участвовали в парадах на Красной площади, был даже разработан специальный парадный одиночный вариант с пулеметной турелью на руле.

Тот факт, что ТИЗ АМ-600 был самым мощным советским мотоциклом, предопределил его активное использование в спортивных целях – на его базе создавались рекордные мотоциклы, как заводские, так и собранные энтузиастами. Один из них – ТИЗ-4 с верхнеклапанным двигателем – также представлен в коллекции Музея автомобильной техники УГМК.

С началом Великой Отечественной войны завод был эвакуирован в Тюмень, где до 1943 года из готовых частей и заготовок было собрано 614 мотоциклов, после чего Тюменский мотоциклетный завод был слит с Горьковским. Большая часть документации Таганрогского завода была утеряна в ходе эвакуации и всех переездов, поэтому точное количество выпущенных мотоциклов неизвестно. Даже полный комплект оригинальных заводских чертежей мотоцикла долгое время считался утраченным и был обнаружен историками мотоциклетного дела совсем недавно.

Фото Пресс-служба УГМК

Комментировать
Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
18+