September 19, 2018, 05:52 AM

Кто делает электропроводку?

Волочильщик, скрутчик, изолировщик – далеко не все знают, что есть такие профессии. Тем не менее без их труда в наших домах не будет электричества, Интернета, телефонной связи, не будут ходить поезда и летать самолеты. Обладатели этих профессий – кабельщики. Ранее ЕАН подробно описывал, как и из чего производят кабели, а сегодня мы познакомим вас с теми, кто их делает.

Рабочие екатеринбургского АО «Уралкабель» (входит в «Холдинг Кабельный Альянс») – люди молчаливые и скромные, они привыкли делать, а не говорить. Но все же согласились уделить несколько минут нашему корреспонденту.

Изготовление любого кабеля начинается с волочения – на специальных станках металлическую катанку (пруток диаметром до 8 мм) вытягивают в тоненькую проволоку, которая в диаметре порой не превышает 0,1-0,2 мм. Контролирует этот процесс волочильщик.

 

«За смену на одном станке обрабатывается 5-6 тонн медной катанки. А я контролирую три станка. Порой приходится побегать», - рассказывает о своей работе волочильщик четвертого разряда Илья Скрипник.

Он трудится в кабельной промышленности уже 10 лет, из них три года - на «Уралкабеле».

«Я учился в Казахстане, получил высшее образование по специальности «Автоматизация и управление технологическими процессами». Практику проходил на одном из заводов, где и освоил профессию волочильщика. Сейчас уже сам обучаю новичков. Главное для тех, кто приходит к нам, - трудолюбие и терпение. Обучение занимает недели две. Но, как правило, все справляются», - говорит Илья Скрипник.

Полученные при волочении проволочки отправляются на отжиг, а затем на специальных станках их скручивают между собой. Таким способом делается токопроводящая жила (для некоторых видов кабелей скрутка не требуется). Этим занимается скрутчик.

«Главное в нашем деле – внимательность. Если вовремя не заметить, например, что проволочка выскочила из станка, то все придется переделывать. Физически, конечно, скрутка - это нелегкий труд: надо постоянно бегать - проволоки замерить, барабаны, на которые они наматываются, перевернуть. Так что с такой работой мне и спортзал не нужен», - шутит скрутчик четвертого разряда Илья Килин.

На «Уралкабеле» он работает уже 25 лет. В молодости окончил училище № 91 в Екатеринбурге, получив профессию слесаря-монтажника, затем 5 лет трудился на Севере монтажником по связи.

 

«Когда вернулся на родину, появилась семья, и надо было решать жилищный вопрос. Пошел устраиваться на завод – в то время молодым специалистам предприятие предоставляло общежитие. Как раз была вакансия скрутчика, меня поставили за станок, и мне понравилось – все надо контролировать, интересно. Сначала работал на маленьких станках, потом уже доверили работу на более солидных машинах. Сейчас тружусь на самых больших, - говорит Илья Килин. - Мы уже давно живем в своей квартире, но с завода уходить не хочу – все-таки работа у меня творческая, что-нибудь да придумываем, под контролем технолога осваиваем новые процессы, а это интересно».

После скручивания жилы, намотанные на катушки, отправляются в следующий цех для изолирования. В цехе трудятся как мужчины, так и женщины. Ежедневно километры кабеля проходят через чуткие руки изолировщика проводов стеклонитью 3 разряда Марины Скибенко.

«На заводе я 11 лет. Когда-то здесь работала моя тетя, она пригласила меня, и мне понравилось. Меня всему научили. Сначала работала изолировщиком бумагой, сейчас работаю со стеклонитью. Недавно меня перевели на новую производственную линию», - говорит Марина Скибенко.

О своих достижениях женщина скромно молчит, но совсем недавно руководство завода наградило ее за добросовестный труд и перевыполнение производственных планов.

«Для меня то, что на новую линию перевели, – уже повышение. Приятно. Наша работа заключается в том, что мы заправляем провод в станок, настраиваем необходимые размеры, подбираем температуру в печах. Затем провод «запекается» в печке и выходит на барабан. То есть получается уже готовое изделие», - рассказывает Марина.

Смежная с изолировщиком профессия – опрессовщик. Он тоже изолирует жилу, но работает с другими материалами. В основном с пластикатами.


Ростислав Драницин контролирует процесс производства автопроводов. Наверное, многие замечали, что в машинах они разных цветов и каждый провод монтируется в определенные узлы. Для изготовления цветной изоляции в основной материал добавляется краситель.

«За 12-часовую смену через руки опрессовщика может пройти 350 км автопровода. В каждом случае надо высчитать сечение, запустить в станок краситель нужного цвета. Словом, каждый день что-то новое, скучать не приходится», - отмечает Ростислав Драницин, который работает на заводе уже больше 8 лет.

После изолирования (а в некоторых случаях после наложения защитной оболочки) готовый кабель попадает в руки специалистов службы качества – именно они отвечают за то, чтобы изделие полностью соответствовало всем стандартам.

Вскрываем кабель и правду: от чего гибнут сотни уральцев

Начальнику испытательной лаборатории Никите Лесникову всего 26 лет, но за его плечами уже большой опыт работы. 

«Я закончил физико-технический институт, который входит в состав УрФУ, по профессии – метролог. После окончания вуза меня как-то занесло в лабораторию химанализа, и я три года там проработал. Потом меня позвали сюда старшим инженером-электриком, а в этом году я стал начальником испытательной лаборатории. Ответственность на нас лежит очень большая, ведь если мы не заметим какой-то огрех, это может привести к серьезному ЧП», - делится Никита Лесников.

После проверки качества готовый кабель отправляется к потребителям, среди которых атомные и электростанции, автозаводы, нефтеперерабатывающие предприятия, связисты, железнодорожники, авиастроители. И от этих молчаливых людей в спецодежде зависит развитие экономики и безопасность каждого из нас.

Комментировать
Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
18+