February 22, 2018, 04:22 AM

На лезвии ножа: почему подростки причиняют себе боль

Подростковый возраст специалисты называют одним из самых сложных периодов в жизни человека. В эти годы школьники особо ранимы и могут совершать самые неожиданные поступки. В рамках проекта ЕАН «Личные истории: записки психотерапевта» мы приведем несколько показательных примеров. Разобраться в сложных ситуациях из жизни подростков нам помогает детский психотерапевт, психиатр клиники «УГМК-Здоровье» Антон Сабанцев.

Сегодняшняя история – о школьнице, которая исполосовала себе руки ножом для резки бумаги. О том, зачем она причиняла себе боль и как можно было этого избежать, - в нашем материале.

Четырнадцатилетнюю Вику (имя изменено) к психотерапевту привели родители – они заметили, что у дочери «разлинованные» предплечья. На вопрос, зачем она режет себя ножом, школьница отвечать им не захотела, но в беседе с врачом выяснилось, что причины уходят корнями в раннее детство.

Когда Вика еще ходила в детский сад, мама и папа решили: дочь должна заниматься гимнастикой. Девочку записали в студию, и она успешно начала заниматься. Гибкий пластичный ребенок сразу вошел в число самых успешных учениц. Но с каждым годом Вика все больше понимала, что ей не нравится гимнастика – она любит петь.  Однако когда девочка заикнулась родителям, что хочет посещать школу вокала, ей сразу отказали.

мама  

«Гимнастику бросать нельзя, у тебя хорошо получается. А ходить еще и на пение не будет времени, да и денег лишних на это тоже нет»

Разговора с папой тоже не вышло: он согласился с женой.

В школе Вике не нравился ни один предмет, кроме музыки. Но и она не приносила удовольствия в полной мере – на уроках больше изучали теорию, биографию композиторов, а редко разучиваемые песни были не те, что хотела бы исполнять девочка.

На остальных уроках было скучно. Как правило, Вика садилась за последнюю парту и смотрела в окно, отвлекаясь от своих мыслей только тогда, когда учитель задавал ей вопрос. Училась девочка посредственно, хотя уроки делала исправно. За «тройки» ей постоянно влетало от родителей. Они внушали дочери, что если она плохо сдаст экзамены, то не поступит ни в один вуз. Вика кивала, но в душе ей было абсолютно безразлично – она даже не знала, куда хочет поступать и кем работать в будущем.

Когда школьнице исполнилось 13 лет, в семье начались скандалы – мама и папа постоянно ссорились, ругались друг на друга, кричали. Девочка понимала, что у родителей начался кризис в отношениях, и пыталась узнать, что происходит, но на все вопросы ей отвечали: «Отстань, тебя не касается».


Платон Маматов: фантазии о «спланированных акциях через интернет» могут стать жуткой реальностью

После ненавистной гимнастики идти домой, где постоянно ругаются родители, Вике не хотелось. Она шла гулять с одноклассниками, но и с ними ей было неинтересно. Ребята активно обсуждали, у кого появился новый iPhone, и делились историями про несчастную любовь, но все это Вику совсем не волновало, хотя она и делала вид, что прониклась проблемами приятелей.

Все чаще девочка задумывалась: почему она не такая, как все.

 

«Я вообще живая?»

И однажды, чтобы проверить это, порезала себе руку ножом для бумаги.

Почувствовав боль и увидев кровь, Вика убедилась, что она живой человек. И такие «проверки» стала устраивать себе регулярно. Порезы были хоть и не глубокие, но оставляли шрамы, которые в итоге заметили родители. Забыв о ссорах, они срочно повели дочь к врачу.

Комментарий детского психотерапевта клиники «УГМК-Здоровье» Антона Сабанцева: «Такие случаи аутоагрессии, когда человек причиняет себе боль, не единичны. По сути человек живет в вакууме – не испытывает ни радостей, ни горестей, и начинает ощущать себя бесчувственным. Он причиняет себе боль, чтобы понять, что это не так.

Героиня этой истории жила не своей жизнью. Девочка не хотела заниматься гимнастикой, еще чем-то, но не могла сказать родителям твердое «нет». Она по инерции делала то, что требовали родители и учителя, но внутри испытывала дискомфорт.

 

Школьница нигде не могла реализовать себя – петь ей не дали, в школе «звездочкой» она тоже не стала, настоящих друзей у нее не было – только приятели. Плюс масла в огонь подливали ругающиеся между собой родители.

После приема специалиста девочке стало легче. В таких случаях на сеансах мы ищем, как ребенок теперь может реализоваться, какие есть для этого ресурсы. Кроме того, ведется работа с родителями – хорошо, что на семейную терапию пришли и мама, и папа. Теперь их главная задача – подружиться с дочерью, восстановить доверие к себе. Первый шаг сделан: бросить гимнастику они ей, наконец-то, разрешили.

А ведь ситуацию можно было предотвратить, если бы родители вовремя заметили, что с ребенком происходит неладное.

И признаки были – девочка ни к чему не проявляла интерес, вела себя апатично, безэмоционально. Не просила ни новую одежду, ни новый телефон, что, как правило, не свойственно подросткам. Мама и папа могли бы поговорить с ребенком – подсознательно девочка ждала этого и готова была поделиться своими чувствами. Однако если в современном мире муж с женой разговаривают по три минуты в день, то и на детей у них времени не хватает… И это неправильно, главное в семье – говорить друг с другом.

Если вы узнали в этой ситуации своего ребенка, увидели, что он апатичен и не проявляет ни к чему интереса, поговорите с ним! Может быть, именно сейчас ему нужна ваша помощь и помощь специалиста-психолога».

Мария Трускова.

Фото: pixabay.com

Травля в школе: как защитить ребенка

Комментировать
Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
18+