20 июля 2018, 15:40

«Признанию царских останков мешают чьи-то бизнес-интересы»: интервью с историком Николаем Митрохиным

Поделитесь с друзьями
Беляев Сергей

Екатеринбург на время стал эпицентром религиозной жизни России. Повод известен - 100-летие расстрела последнего российского императора Николая II и его близких. Почему церковь не готова признать царские останки, что делать с фанатиками в РПЦ и окончательно ли Царские дни переросли статус федерального события - об этом корреспондент ЕАН поговорил с историком и социологом Николаем Митрохиным.


Николай Митрохин 
Сотрудник Центра по изучению Восточной Европы при Бременском университете. Активно занимается исследованием положения РПЦ как социального и экономического института

- Николай Александрович, в первую очередь хотелось бы поговорить об итогах заседания Синода. Почему вопрос о признании царских останков вновь не рассмотрен и перенесен на 2020 год?

- Синод, скажем прямо, прошел рутинно. Никаких сверхъестественных решений на нем принято не было. По всей видимости, решили не беспокоить эту тему и не дергать людей.

Надо сказать, что сама история с канонизацией царской семьи в свое время проходила при столкновении разных позиций внутри РПЦ. В частности, были влиятельные архиереи, которые не поддерживали канонизацию.

 

- По какой причине?

- Они не считали членов царской семьи святыми или заслуживающими этого. Например, митрополит Нижегородский Николай ясно и четко выступал против канонизации. Но признание или не признание людей святыми - это вопрос внутрицерковной дискуссии, иногда довольно ожесточенной.

То же самое с историей вокруг останков. Мне лично непонятно, почему их нельзя признать. Никакого логического объяснения этому нет. В настоящее время отсутствует и внятная информация о мотивации затягивания решения.

Это выглядит как столкновение неких позиций внутри РПЦ, которое, возможно, обусловлено различными факторами - начиная от религиозных и заканчивая коммерческими. Например, монастырь на Ганиной Яме построен на средства частного инвестора. По факту был создан туристический объект, вложены большие деньги, объект был раскручен, и всех это устраивает. Теперь придется раскручивать монастырь в Поросенковом Логу?

Тихон (Шевкунов) — митрополит Псковский и Порховский. До 17 мая 2018 года являлся викарием патриарха Московского и всея Руси. До своего перевода в Псковскую область считался одним из претендентов на патриарший престол. Считается неформальный лидером ультраконсервативного крыла в РПЦ

Есть единственный околоцерковный автор, который дает информацию о мотивации руководства РПЦ по вопросу останков — бывший главный редактор журнала «Московская патриархия» Сергей Чапнин. У него есть личная заинтересованность в их признании. Он выдвигает версию, что идет столкновение между патриархом Кириллом и митрополитом Тихоном (Шевкуновым). Идет борьба за первенство в теме с царской семьей. Митрополит Тихон на протяжении многих лет выступает последовательным монархистом — это одна из ключевых фигур в монархических кругах.

 

В этой истории с останками много позиций, много акторов, которые во все это играют, и вполне возможно, что в Московской патриархии решили не накалять страсти с этим признанием или непризнанием, а сначала спокойно отметить 100-летие расстрела царской семьи, после чего уже принять решение в тихой обстановке

- А митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл, на ваш взгляд, каким-то образом влияет на ситуацию? Может ли он выступать одним из акторов?

- Насколько я представляю, он придерживается скорее нейтралитета, поскольку еще осваивается на этой кафедре.

Предшественник митрополита Кирилла — архиепископ Викентий (Морарь) (ныне митрополит Ташкентский и Узбекистанский, — прим. ЕАН) активно поддерживал внутри Екатеринбургской епархии монархические настроения и группировку влиятельных священников-монархистов. В эту группу, например, входил протоирей Владимир Зязев (настоятель храма Рождества Христова в Екатеринбурге, — прим. ЕАН). Я думаю, что позиция этих священников играет определенную роль. Они посчитали выстроенную инфраструктуру достаточной. Вокруг этого возник различный бизнес, свои артефакты.

Возможно, что вопрос с останками в данном случае нарушает чьи-то бизнес-интересы.

- Возможно ли, что вопрос с признанием царских останков будет рассматриваться как некий козырь при противостоянии различных групп в РПЦ?

- На данный момент говорить о каких-то серьезных столкновениях внутри церкви не приходится. Есть темы, которые уходят на уровень позиций членов Синода. Но даже самые информированные источники говорят, что члены Синода каким-то образом между собой разбираются.

Если говорить об этом в контексте монархического движения, то РПЦ относится к нему достаточно критически и аккуратно.

 

В конфликт с монархистами церковь не вступает, поскольку многие из них работают в церковных структурах, имея поддержку среди священников и епископов.

Поэтому всерьез ссориться с этим движением церкви не с руки. Хотя если у РПЦ на уровне Синода сформируется четкая позиция, то, как показывает церковная история, они могут ее провести достаточно твердо, несмотря на потенциально негативную реакцию со стороны фундаменталистов.

- Насколько сильно верующие выступают против признания останков и какие последствия могут быть, если Синод в итоге посчитает их подлинными?

- Никаких серьезных последствий ожидать не стоит. Я думаю, будет скандал на уровне пары-тройки фундаменталистских проектов типа журнала «Благодатный огонь». Представители этого движения могут объявить об уходе в радикальную оппозицию, о том, что Синод изменил вере, изменил царским мученикам. Все монархическое движение в России насчитывает примерно 50 тыс. человек, и оно само по себе неоднородно.

РИПЦ — религиозное объединение альтернативного православия, не признанное в Восточной церкви. Образовано в начале 80-х годов. Ее члены отрицают наличие апостольской преемственности в РПЦ

Там есть радикальные элементы, которые уже не входят в структуры РПЦ. Они поддерживают другие группировки, наподобие Русской истинно-православной церкви (РИПЦ). Есть монархисты, которые находятся в составе РПЦ, но критически относятся к священноначалию. Есть те, кто действует в рамках системы, — они воспримут это решение негативно, но вопрос в том, пойдут ли эти люди на крайние меры?

Радикалы всегда готовы проклясть и найдут повод проклясть. Другие представители монархического движения со временем поймут и найдут оправдание по вопросу признания останков. Я не вижу никакого потенциала для серьезных конфликтов.

- Царские дни в Екатеринбурге, как видно, регулярно притягивают и фундаменталистов, о которых вы упомянули, и представителей полусектантских движений. Их допускают до участия в религиозных мероприятиях, во время которых они начинают проповедовать свои идеи. Почему РПЦ не может их отсечь?

Протоиерей Всеволод Чаплин — бывший председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Московского Патриархата. Занимал эту должность до 24 декабря 2015 года. На этой должности отличился рядом спорных высказываний и суждений. Перед увольнением поссорился с секретарем Общественной палаты России Александром Бречаловым. После отставки протоиерей Всеволод Чаплин начал публично критиковать деятельность патриарха Кирилла

- Один из моих информаторов в структурах Московской патриархии сказал, что патриарх Кирилл лично побаивается этой фундаменталистической братии и считает, что протоиерей Всеволод Чаплин своей активностью в соцсетях мобилизует эту сеть. Но это источник четвертого эшелона, других свидетельств того, что иерархи видят в этом глобальную проблему, я не знаю.

 

Вполне возможно, что фундаменталистов не хотят возбуждать и считают, что лучше им находиться под присмотром, в церковных или околоцерковных структурах.

Если кто-то из священников, реально находящихся под контролем Московского патриархата, будет явно выступать против иерархии, его проведут через процедуру церковного суда и отправят за штат. Иерархов также могут провести через суд, что наглядно показала история с епископом Диомидом.

Диомид (Дзюбан) — бывший епископ Анадырский и Чукотский (с 2000 по 2008 годы). В феврале 2007 года епископ Диомид обвинил руководство РПЦ в отступлении от православный веры и экуменизме (сношение с католиками и другими представителями христианский деноминаций). В 2008 году епископ Диомид предал анафеме патриарха Алексия II и митрополита Кирилла (будущего предстоятеля РПЦ). Впоследствии Диомид (Дзюбан) был извержен из сана по решению Синода. Затем он начал самовольно поставлять своих людей в священники и полностью ушел в раскол от РПЦ

Паломники в Екатеринбурге: репортаж из главного палаточного городка страны

Но если патриархат будет заниматься активным выкидыванием этих людей из РПЦ, то это даст основу для роста альтернативной церковной структуры. К примеру, РИПЦ получит новые кадры в виде священнослужителей, которых вытеснили из официальной организации. У таких священников упадут доходы, но останется определенный круг почитателей. Поэтому и принято решение держать их по максимуму в системе, чтобы они не стали бродячими попами.

В целом я не думаю, что церковь видит в них видит серьезную проблему. Подавать на таких попов жалобы в правоохранительные органы тоже тупиковый путь: полиции сложно разобраться, кого и за что задерживать. Полагаю, что в РПЦ решили не омрачать праздник и придерживались принципа: побудут эти люди и разойдутся.

- То есть просто решили их не тревожить?

- Лишний раз гонять фундаменталистов - себе дороже, да и потенциально агрессивные и психически нездоровые люди будут под условным контролем. Один инцидент с участием психопата в Екатеринбурге уже был, когда пострадал ККТ «Космос». Лучше раздать таким людям благословение, вымотать их на Крестном ходе и отправить потом по домам.

Журнал Московской патриархии — официальное периодическое издание Русской православной церкви. Выпускается с 1931 года. Сергей Чапнин в качестве ответственного редактора занимался реорганизацией издания по указанию патриарха Кирилла. Предстоятель РПЦ требовал, чтобы содержание журнала отвечало текущим задачам Церкви

 Паломники отправились в Крестный ход на Ганину Яму (ТРАНСЛЯЦИЯ)

— Для Свердловской области 100-летие расстрела царской семьи рассматривается как одно из ключевых событий года. А что это для церкви в целом?

- Эти святые, безусловно, имеют особое значение. Я недавно проводил исследование в Центральной Украине. Там почти во всех церквях висят портреты царской семьи. Во многих храмах изображения расположены на видных местах.

- И в храмах Киевского патриархата?

- Нет. В церквях УПЦ КП на видных местах висят портреты Шевченко или стоят кресты в честь Украинской народной армии. Но в Центральной Украине 10 храмов из 11 относятся к УПЦ Московского патриархата. В восьми из десяти — портреты царской семьи размещены на первых местах. Так что почитание этих святых в православной церкви достаточно массово распространено – это такой религиозный феномен.

- Почему?

- Сложно ответить в целом, почему тот или иной святой приобретают популярность. К примеру, людям не очень понятна значимость Поместного собора 1917-1918 гг. Зачем он вообще собирался, какие решения принимал? А вот история царской семьи трагична и доступна для людей. «Пришли и убили злые большевики», - как говорится в трактовке церковного социума. Поэтому 100-летие расстрела семьи Николая II — это действительно большое событие.

Другой вопрос, насколько серьезно к нему относятся за пределами Екатеринбурга. Я не видел, чтобы на уровне других епархий активно проводились мероприятия в связи со 100-летием расстрела царской семьи. Возможно, что в промонархических епархиях и организовывали что-то. К таким территориям можно отнести Тюменскую и Новосибирскую епархию. В Пермской епархии такого отношения уже нет.

Это такие локальные культы, которые интересно было бы изучать с точки зрения антропологии и этнографии на уровне низовых движений. Но занимаются такими исследованиями единицы.

Беляев Сергей
Поделитесь с друзьями

Комментарии (0)

Читатели еще не оставляли комментариев.

Вам есть что сказать?

Оставьте комментарий
Дополните новость


поиск по сайту О сайте
Карта сайта
навигация
18+
рассылка
рассылка
мы в соц сетях
мы в соц сетях
Отправить новость
Отправить новость
ваш рид-лист (0)
ваш рид-лист (0)

Что случилось?

И раз в неделю мы будем радовать Вас тёплой рассылкой лучших материалов сайта.

вся лента новостей
вся лента новостей
Только что

Настрой новости и регионы

Темы новостей

Экономика

100%

Политика

100%

Общество

100%

Происшествия

100%

Культура

100%

Спорт

100%

Видео

100%

Регионы

Сохранено

Вам есть что сказать?



Все комментарии проходят модерацию редактором сайта. Мы не публикуем комментарии, в которых содержится ненормативная лексика, клевета или иные данные, нарушающие законодательство Российской Федерации.

Что Вы знаете об этой новости больше нас?



Мы никогда не передаём контактные данные наших инсайдеров третьим лицам. Журналисты проверяют каждый инсайт, присланный нашими читателями. При опровержении отправленной информации ложный инсайт переносится в комментарии..

ЕАН - интерактивные новости

Мы определили ваш город как

15 августа 2018