July 20, 2018, 10:40 AM

«Признанию царских останков мешают чьи-то бизнес-интересы»: интервью с историком Николаем Митрохиным

Екатеринбург на время стал эпицентром религиозной жизни России. Повод известен - 100-летие расстрела последнего российского императора Николая II и его близких. Почему церковь не готова признать царские останки, что делать с фанатиками в РПЦ и окончательно ли Царские дни переросли статус федерального события - об этом корреспондент ЕАН поговорил с историком и социологом Николаем Митрохиным.


Николай Митрохин 
Сотрудник Центра по изучению Восточной Европы при Бременском университете. Активно занимается исследованием положения РПЦ как социального и экономического института

- Николай Александрович, в первую очередь хотелось бы поговорить об итогах заседания Синода. Почему вопрос о признании царских останков вновь не рассмотрен и перенесен на 2020 год?

- Синод, скажем прямо, прошел рутинно. Никаких сверхъестественных решений на нем принято не было. По всей видимости, решили не беспокоить эту тему и не дергать людей.

Надо сказать, что сама история с канонизацией царской семьи в свое время проходила при столкновении разных позиций внутри РПЦ. В частности, были влиятельные архиереи, которые не поддерживали канонизацию.

 

- По какой причине?

- Они не считали членов царской семьи святыми или заслуживающими этого. Например, митрополит Нижегородский Николай ясно и четко выступал против канонизации. Но признание или не признание людей святыми - это вопрос внутрицерковной дискуссии, иногда довольно ожесточенной.

То же самое с историей вокруг останков. Мне лично непонятно, почему их нельзя признать. Никакого логического объяснения этому нет. В настоящее время отсутствует и внятная информация о мотивации затягивания решения.

Это выглядит как столкновение неких позиций внутри РПЦ, которое, возможно, обусловлено различными факторами - начиная от религиозных и заканчивая коммерческими. Например, монастырь на Ганиной Яме построен на средства частного инвестора. По факту был создан туристический объект, вложены большие деньги, объект был раскручен, и всех это устраивает. Теперь придется раскручивать монастырь в Поросенковом Логу?

Тихон (Шевкунов) — митрополит Псковский и Порховский. До 17 мая 2018 года являлся викарием патриарха Московского и всея Руси. До своего перевода в Псковскую область считался одним из претендентов на патриарший престол. Считается неформальный лидером ультраконсервативного крыла в РПЦ

Есть единственный околоцерковный автор, который дает информацию о мотивации руководства РПЦ по вопросу останков — бывший главный редактор журнала «Московская патриархия» Сергей Чапнин. У него есть личная заинтересованность в их признании. Он выдвигает версию, что идет столкновение между патриархом Кириллом и митрополитом Тихоном (Шевкуновым). Идет борьба за первенство в теме с царской семьей. Митрополит Тихон на протяжении многих лет выступает последовательным монархистом — это одна из ключевых фигур в монархических кругах.

 

В этой истории с останками много позиций, много акторов, которые во все это играют, и вполне возможно, что в Московской патриархии решили не накалять страсти с этим признанием или непризнанием, а сначала спокойно отметить 100-летие расстрела царской семьи, после чего уже принять решение в тихой обстановке

- А митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл, на ваш взгляд, каким-то образом влияет на ситуацию? Может ли он выступать одним из акторов?

- Насколько я представляю, он придерживается скорее нейтралитета, поскольку еще осваивается на этой кафедре.

Предшественник митрополита Кирилла — архиепископ Викентий (Морарь) (ныне митрополит Ташкентский и Узбекистанский, — прим. ЕАН) активно поддерживал внутри Екатеринбургской епархии монархические настроения и группировку влиятельных священников-монархистов. В эту группу, например, входил протоирей Владимир Зязев (настоятель храма Рождества Христова в Екатеринбурге, — прим. ЕАН). Я думаю, что позиция этих священников играет определенную роль. Они посчитали выстроенную инфраструктуру достаточной. Вокруг этого возник различный бизнес, свои артефакты.

Возможно, что вопрос с останками в данном случае нарушает чьи-то бизнес-интересы.

- Возможно ли, что вопрос с признанием царских останков будет рассматриваться как некий козырь при противостоянии различных групп в РПЦ?

- На данный момент говорить о каких-то серьезных столкновениях внутри церкви не приходится. Есть темы, которые уходят на уровень позиций членов Синода. Но даже самые информированные источники говорят, что члены Синода каким-то образом между собой разбираются.

Если говорить об этом в контексте монархического движения, то РПЦ относится к нему достаточно критически и аккуратно.

 

В конфликт с монархистами церковь не вступает, поскольку многие из них работают в церковных структурах, имея поддержку среди священников и епископов.

Поэтому всерьез ссориться с этим движением церкви не с руки. Хотя если у РПЦ на уровне Синода сформируется четкая позиция, то, как показывает церковная история, они могут ее провести достаточно твердо, несмотря на потенциально негативную реакцию со стороны фундаменталистов.

- Насколько сильно верующие выступают против признания останков и какие последствия могут быть, если Синод в итоге посчитает их подлинными?

- Никаких серьезных последствий ожидать не стоит. Я думаю, будет скандал на уровне пары-тройки фундаменталистских проектов типа журнала «Благодатный огонь». Представители этого движения могут объявить об уходе в радикальную оппозицию, о том, что Синод изменил вере, изменил царским мученикам. Все монархическое движение в России насчитывает примерно 50 тыс. человек, и оно само по себе неоднородно.

РИПЦ — религиозное объединение альтернативного православия, не признанное в Восточной церкви. Образовано в начале 80-х годов. Ее члены отрицают наличие апостольской преемственности в РПЦ

Там есть радикальные элементы, которые уже не входят в структуры РПЦ. Они поддерживают другие группировки, наподобие Русской истинно-православной церкви (РИПЦ). Есть монархисты, которые находятся в составе РПЦ, но критически относятся к священноначалию. Есть те, кто действует в рамках системы, — они воспримут это решение негативно, но вопрос в том, пойдут ли эти люди на крайние меры?

Радикалы всегда готовы проклясть и найдут повод проклясть. Другие представители монархического движения со временем поймут и найдут оправдание по вопросу признания останков. Я не вижу никакого потенциала для серьезных конфликтов.

- Царские дни в Екатеринбурге, как видно, регулярно притягивают и фундаменталистов, о которых вы упомянули, и представителей полусектантских движений. Их допускают до участия в религиозных мероприятиях, во время которых они начинают проповедовать свои идеи. Почему РПЦ не может их отсечь?

Протоиерей Всеволод Чаплин — бывший председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Московского Патриархата. Занимал эту должность до 24 декабря 2015 года. На этой должности отличился рядом спорных высказываний и суждений. Перед увольнением поссорился с секретарем Общественной палаты России Александром Бречаловым. После отставки протоиерей Всеволод Чаплин начал публично критиковать деятельность патриарха Кирилла

- Один из моих информаторов в структурах Московской патриархии сказал, что патриарх Кирилл лично побаивается этой фундаменталистической братии и считает, что протоиерей Всеволод Чаплин своей активностью в соцсетях мобилизует эту сеть. Но это источник четвертого эшелона, других свидетельств того, что иерархи видят в этом глобальную проблему, я не знаю.

 

Вполне возможно, что фундаменталистов не хотят возбуждать и считают, что лучше им находиться под присмотром, в церковных или околоцерковных структурах.

Если кто-то из священников, реально находящихся под контролем Московского патриархата, будет явно выступать против иерархии, его проведут через процедуру церковного суда и отправят за штат. Иерархов также могут провести через суд, что наглядно показала история с епископом Диомидом.

Диомид (Дзюбан) — бывший епископ Анадырский и Чукотский (с 2000 по 2008 годы). В феврале 2007 года епископ Диомид обвинил руководство РПЦ в отступлении от православный веры и экуменизме (сношение с католиками и другими представителями христианский деноминаций). В 2008 году епископ Диомид предал анафеме патриарха Алексия II и митрополита Кирилла (будущего предстоятеля РПЦ). Впоследствии Диомид (Дзюбан) был извержен из сана по решению Синода. Затем он начал самовольно поставлять своих людей в священники и полностью ушел в раскол от РПЦ

Паломники в Екатеринбурге: репортаж из главного палаточного городка страны

Но если патриархат будет заниматься активным выкидыванием этих людей из РПЦ, то это даст основу для роста альтернативной церковной структуры. К примеру, РИПЦ получит новые кадры в виде священнослужителей, которых вытеснили из официальной организации. У таких священников упадут доходы, но останется определенный круг почитателей. Поэтому и принято решение держать их по максимуму в системе, чтобы они не стали бродячими попами.

В целом я не думаю, что церковь видит в них видит серьезную проблему. Подавать на таких попов жалобы в правоохранительные органы тоже тупиковый путь: полиции сложно разобраться, кого и за что задерживать. Полагаю, что в РПЦ решили не омрачать праздник и придерживались принципа: побудут эти люди и разойдутся.

- То есть просто решили их не тревожить?

- Лишний раз гонять фундаменталистов - себе дороже, да и потенциально агрессивные и психически нездоровые люди будут под условным контролем. Один инцидент с участием психопата в Екатеринбурге уже был, когда пострадал ККТ «Космос». Лучше раздать таким людям благословение, вымотать их на Крестном ходе и отправить потом по домам.

Журнал Московской патриархии — официальное периодическое издание Русской православной церкви. Выпускается с 1931 года. Сергей Чапнин в качестве ответственного редактора занимался реорганизацией издания по указанию патриарха Кирилла. Предстоятель РПЦ требовал, чтобы содержание журнала отвечало текущим задачам Церкви

 Паломники отправились в Крестный ход на Ганину Яму (ТРАНСЛЯЦИЯ)

— Для Свердловской области 100-летие расстрела царской семьи рассматривается как одно из ключевых событий года. А что это для церкви в целом?

- Эти святые, безусловно, имеют особое значение. Я недавно проводил исследование в Центральной Украине. Там почти во всех церквях висят портреты царской семьи. Во многих храмах изображения расположены на видных местах.

- И в храмах Киевского патриархата?

- Нет. В церквях УПЦ КП на видных местах висят портреты Шевченко или стоят кресты в честь Украинской народной армии. Но в Центральной Украине 10 храмов из 11 относятся к УПЦ Московского патриархата. В восьми из десяти — портреты царской семьи размещены на первых местах. Так что почитание этих святых в православной церкви достаточно массово распространено – это такой религиозный феномен.

- Почему?

- Сложно ответить в целом, почему тот или иной святой приобретают популярность. К примеру, людям не очень понятна значимость Поместного собора 1917-1918 гг. Зачем он вообще собирался, какие решения принимал? А вот история царской семьи трагична и доступна для людей. «Пришли и убили злые большевики», - как говорится в трактовке церковного социума. Поэтому 100-летие расстрела семьи Николая II — это действительно большое событие.

Другой вопрос, насколько серьезно к нему относятся за пределами Екатеринбурга. Я не видел, чтобы на уровне других епархий активно проводились мероприятия в связи со 100-летием расстрела царской семьи. Возможно, что в промонархических епархиях и организовывали что-то. К таким территориям можно отнести Тюменскую и Новосибирскую епархию. В Пермской епархии такого отношения уже нет.

Это такие локальные культы, которые интересно было бы изучать с точки зрения антропологии и этнографии на уровне низовых движений. Но занимаются такими исследованиями единицы.

Комментировать
Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
18+