May 17, 2017, 10:49 AM

В УрФУ добивают остатки УрГУ

Уральский федеральный университет продолжает курс на сокращение гуманитарной составляющей образования. Уже в июне на базе Института гуманитарных наук и искусств (ИГНИ) и Института социальных и политических наук (ИСПН) будет образован Уральский гуманитарный институт. Педсостав УрФУ признает: противостоять сокращениям ставок и зарплат бесполезно – это установки государства и минобрнауки. В вузе уверены: как это уже не раз бывало ранее, очередная оптимизация будет сопровождаться сокращением числа преподавателей.

Руководитель альтернативного профкома УрФУ Дмитрий Трынов напомнил: еще в прошлом году пресс-служба УрФУ официально объявила, что в начале 2017 года новые гуманитарные институты получат единый лицевой счет, а абитуриентов-гуманитариев станут зачислять уже не в УрФУ, а в ИГНИ и ИСПН.

«Происходящее убедительно демонстрирует, что у администрации вуза на самом деле нет стратегии развития, - заявил ЕАН Дмитрий Трынов. - Несмотря на то, что у нас есть целый проректор по стратегическому развитию. В действительности же люди просто оправдывают свои ставки и баснословные деньги, которые получают. Это результат личных амбиций, которые ничем не оправданы и мешают нормальному образовательному процессу. Объясните, зачем они объединяют в одну кафедру три кафедры филологии?»

Представитель профсоюза уверен, что происходящее серьезно ущемляет преподавателей гуманитарных дисциплин, которые находятся в «подавленном состоянии и готовятся к худшему». Например, сокращениям.

Это подтверждают и другие представители трудового коллектива. Один из сотрудников УрФУ рассказал ЕАН, что директор ИСПН Эльвира Сыманюк ходила по кафедрам и убеждала людей голосовать за слияние подразделений.

«Главный аргумент – для вас ничего не изменится. Но при этом сотрудникам предлагают пройти конкурс, по итогам которого администрация будет решать – продлять или нет с ним трудовой договор», - говорит наш источник.

«Все это отвлекает преподавателей от работы со студентами и исследований. В течение одного учебного года происходят неоднократные встряски. Не лучший настрой преподавательского состава влияет на качество лекций. Обучающие студентов взрослые люди теряют оптимизм», - подтвердил Дмитрий Трынов.

Он напомнил, что по итогам апрельского собрания трудового коллектива УрФУ в адрес руководства вуза была составлена резолюция из 15 пунктов. На которую так никто и не ответил.

Тем не менее как представитель профкома он не видит предпосылок для митингов, обращения к врио губернатору Евгению Куйвашеву или выпускнику истфака Евгению Ройзману.

«Смысла ходить на митинги нет – это показали наши протестные акции 2015 года. Спасение утопающих - дело рук самих утопающих. Пока никто к активным действиям не готов. Но если хоть один человек захочет обратиться в органы власти - мы напишем такое письмо», - добавил Трынов. 

Кандидат философских наук, доцент кафедры социальной философии УрФУ Игорь Красавин делает более глубокие выводы.

«С одной стороны, 40 сокращаемых ставок на весь институт, о которых сейчас говорят, - это не так много. С другой – эти сокращения идут не первый год. На многих кафедрах они достигли предельной возможности. Грубо говоря, подавляющее число преподавателей перевыполняют нагрузку. Дальше сокращать вредно - это ударит по качеству образования и исследований», - предостерег собеседник ЕАН.

Красавин объясняет новации в УрФУ установками государства и минобрнауки.

«Она заключается в том, чтобы сделать высшее образование более дешевым для государства, чтобы меньше платить преподавателям и вузам, а последние вынудить зарабатывать самостоятельно. Это уже привело к тому, что история, филология и философия даются не в том объеме, что 10 лет назад. Часть часов, которые мы читали на лекциях, перевели на самостоятельную подготовку студентов. А преподаватели их потом проверяют. Но студенты будут усваивать материал, если с ними будут заниматься постоянно. А нам за эту работу никто не хочет платить», - добавил Красавин.

По его словам, «уровень университетского образования в современной России плавно приближается к техникуму».

«Еще не совсем, но уже на пути. Что касается ориентации на «технарей», то да, действительно, последние 20 лет в инженеры люди не шли, и предприятия восстанавливать надо. Да, у нас переизбыток гуманитариев, но они выпускники сетевых вузов, а не классических. Там качество образования ниже. При этом для развития инженерной школы требуется сначала развитие промышленности и целых отраслей экономики. Чего у нас не делается. В общем, государство последовательно сбрасывает с себя заботу об образовании. Теперь предприятия платят за инженеров-специалистов, а за гуманитарное образование – домохозяйства», - сделал вывод Игорь Красавин.

 

Комментировать
Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
18+