October 1, 2018, 04:57 AM

Дюжина Мартемьянова. Как и почему «Автомобилист» остается единственной непобежденной командой КХЛ

Хоккейный клуб «Автомобилист» завершил вторую домашнюю серию игр в рамках регулярного чемпионата КХЛ. В субботу подопечные Андрея Мартемьянова с минимальным счетом переиграли московское «Динамо». Этот успех стал для екатеринбуржцев двенадцатым подряд. О самом удачном старте «шоферов» в КХЛ – в материале ЕАН.

На старте сезона «шоферы» набрали бешеный ход, и все силы тренерского штаба уходят на то, чтобы как можно дольше удержать команду в состоянии взлета. Впервые в своей истории «Автомобилист» идет настолько резво. Еще пару лет назад заикнись кто угодно о победной серии в 12 матчей для екатеринбуржцев, и ему точно посоветовали бы немедленно обратиться к врачам. Впрочем, для многих происходящее и сейчас больше напоминает сказку.

С высоты журналистской трибуны всегда есть соблазн заявить, что-де «на самом-то деле никакой сказки нет, а все дело в том, что…» И мы, и многие коллеги уже заявляли подобное. Кто-то – на пятой победе, маститые спецы – на девятой (после «Йокерита»). Однако победы продолжаются, а слов остается все меньше. Одни эмоции.  

Хороший бюджет? Трудно спорить, полтора миллиарда – солидные по меркам КХЛ деньги, но вовсе не рекордные. И «Ак Барс», и «Магнитка», и «Авангард» тратят больше. Про столицы даже говорить не приходится. Слабый подбор соперников? Аргумент работал до матчей с «Йокеритом», «Спартаком» и «Локомотивом».

Сейчас остается лишь зафиксировать: «Автомобилист» - лучшая команда сентября. И это действительно сказка. И в основе ее сюжета лежит привычный для сказки элемент. Инициация, переход на новую ступень развития, рождение новой звезды Востока.  

Позволим себе самоцитату.

 

«Сделать из аутсайдера крепкого середнячка - работа пусть и сложная, но вполне тривиальная. Шагнуть на уровень выше и заставить середняка играть на равных с лидерами - задача очень творческая, подчас невыполнимая. Что такое «опыт» и почему даже при неопытном тренере он обращается в забитые шайбы? Ответ известен. И это - психология».

Хоккей с человеческим лицом

Очевидно, что на пути между середняком и топ-клубом «Автомобилист» застыл по итогам прошлого сезона. Но не на самом старте. «В воздух» команду подняли в том году, благо, ровную «взлетную полосу» и приличный «экипаж» менеджмент обеспечил уже тогда. Не хватило того самого «опыта» (а это уже со слов Владимира Крикунова).

В день победы над «Спартаком» журналистам удалось вытащить Максима Рябкова на короткое флэш-интервью. Всех интересовало то же, что интересует сейчас, – за счет чего вчерашний аутсайдер выдает самую огненную серию в КХЛ? Директор секретничать не стал: «Мы стараемся строить команду с человеческим лицом» (цитируем по СЭ).

Москвичи в ответ лишь хмыкнули. «Давно в хоккей играют лицом? Темнят в Ебурге. Довыпендриваются!» - потешались соцсети.

А вот уральцы все поняли. Ведь пару месяцев назад их команда как раз «погорела» на психологии.

«Да, есть и те, кто сегодня выглядел не очень. Но эти парни в предыдущих матчах на себе тащили воз. Команда есть, есть дух. Приятно зайти в раздевалку. Команда выходит на каждую игру, как на последний бой. Это дорогого стоит, и с такой командой приятно работать», - отметил Андрей Мартемьянов по итогу встречи с «Динамо».

Наставник «Автомобилиста» - во всех смыслах удивительная фигура с удивительным бэкграундом. Но сейчас прежде всего важно отметить именно его менторский талант, проявляющийся буквально во всем. Например, какую бы дурь ни сморозили журналисты на пресс-конференциях или в интервью, он всегда поправит, объяснит, разжует. За эту черту он полюбится болельщикам еще в «Амуре». Хоккей стал открытым, обрел «человеческое лицо».

Очевидно, что точно так же Мартемьянов работает на тренировках и в раздевалке. Чужим туда ходу нет. Но «свои» не скрывают: такой атмосферы в клубе не было если не никогда, то уж точно очень давно. Причем отметили этот факт еще на старте предсезонки.

После 12 побед ситуация остается прежней. Разумеется, вкус побед опьяняет. Однако пока мы упиваемся триумфом команды, Мартемьянов методично решает две очень серьезных проблемы.

Большому кораблю – большая команда

В межсезонке «Автомобилист» пошумел на трансферном рынке. К костяку команды, сформированному Крикуновым (что признавал и сам Мартемьянов), руководство решило добавить еще несколько исполнителей.

Прежде всего, руководство взялось закрывать «гештальт» с легионерским звеном. Из прошлогодней четверки иностранцев заиграл лишь один Паре. Поэтому в этот раз было решено сделать ставку на проверенных КХЛ мастеров.

Прямо из-под носа старых акул рынка менеджеры «Автомобилиста» увели Дэна Секстона. Причины разрыва продолжительного романа американца с «Нефтехимиком» не ясны до сих пор, но что до этого «шоферам»? За нападающего не пришлось заплатить ни копейки.

Из Швейцарии уральцы вернули заскучавшего по большому хоккею Стефана Да Косту. В качестве наконечника «импортного тарана» в Екатеринбург приехал лучший снайпер КХЛ Найджел Доус, давно не нуждающийся в представлении. Итог сентября – 37 (!) очков на троих новичков.

Конкуренция подстегнула к работе старожилов. Пальму первенства в «снайперской» гонке сначала держал Илья Крикунов, теперь ее перехватил Анатолий Голышев. Не отстают Кучерявенко и Паре. В первом же матче после травмы отличился Егор Миловзоров.

 

Нападающих хватает на три равноценных пятерки, а это – показатель топ-клуба. С возвращением из лазарета Торченюка и Гареева (первое звено прошлого года) форвардов хватит уже на четыре звена.

«Здоровая конкуренция в команде есть. Она всегда подстегивает, ведь парни у нас самолюбивые, и мы этому очень рады. Никаких недоразумений между собой у них нет. Шанс показать себя представляется в игре с соперником. У нас есть и пространство, и люди, которые могут взять игру на себя. А тех, у кого, что называется, глаза не горят, мы не держим», - отмечал Мартемьянов.

В обороне новый шанс получил Денис Бодров, весь прошлый сезон боровшийся с последствиями серьезной травмы. В матче с «Локомотивом» силовой прием Бодрова (несчастный Юртайкин улетел на скамейку «шоферов» вниз головой) положил начало неистовому камбэку (4:1 обратились в 5:4).

Наконец, в Екатеринбург приехал Евгений Грачев. Болельщики нижегородского «Торпедо» рекомендовали уральцам нападающего как «парня, который может дать в репу». Лучшей презентации придумывать не приходится. Тафгая «Автомобилисту» очень не хватало в плей-офф, когда «Магнитка» откровенно давила настрой «шоферов» агрессивными действиями.   

Надо ли объяснять, как тяжело работать с такой амбициозной, широкой скамейкой. Обратить здоровую конкуренцию в клубок всеобщего недоверия – дело одной «странной» замены, одного неверного решения.

Большой команде – большой капитан

И первое серьезное решение пришлось принимать уже по итогам первой игровой недели.

На августовский вопрос ЕАН о том, кто же будет капитаном в новом сезоне, Мартемьянов ответил уверенно и без сомнений. Нашивку получил Никита Трямкин. Воспитанник «Авто» успел поиграть в НХЛ и обрел статус любимца уральских болельщиков.

Но спустя две недели капитаном стал Найджел Доус. Сам Никита, безусловный игрок первой пятерки, пропустил несколько матчей. В том числе вчерашний, с «Динамо».

«Не расстроился, ничего страшного. Я не вижу разницы, кто будет подъезжать и жать руки судьям. Было решение, он был ассистентом, я – капитаном. Теперь наоборот, ничего страшного в этом нет. Один матч пропустил из-за ротации, а второй из-за чего? Честно сказать? Не скажу. Все нормально, играем», - сказал Трямкин «Чемпионату» после матча со «Спартаком».

Спекулировать на этой теме не очень правильно. Тем не менее, не зафиксировать ее мы не в праве. Напомним лишь, что о своеобразном характере Трямкина говорил еще Крикунов. Что ж, характер многих талантливых людей не подарок для окружающих. Однако менее талантливыми они от этого не становятся. Отметим лишь, что Никита Трямкин – надежда не только для всего Екатеринбурга, но и для сборной России.

Грамотное использование предоставленных ресурсов, а также поддержание боевой атмосферы в самобытном коллективе – две ключевые составляющие успеха Мартемьянова на тренерском мостике «Автомобилиста». Возвращение специалиста в Екатеринбург уже стало одной из самых ярких страниц в истории уральского хоккея.

Задача для клуба сформирована президентом. Андрей Козицын выразился ясно – команда должна быть в финале конференции. Не самое ли время? «Магнитка» переживает смену поколений, «Трактор» заглох на старте, а «Салават» уже давно не так страшен, как его малюют. Биться насмерть придется с «Ак Барсом» и «Авангардом». Нынешнему «Автомобилисту» эти соперники вполне по силам.

Питерскому СКА, со всей их аппаратной мощью и ресурсами, потребовалось 7 лет на то, чтобы впервые поднять над головой Кубок Гагарина. Сколько понадобится «Автомобилисту» - вопрос времени. И, разумеется, удачи. А в любом спорте, как известно, удачу приносят болельщики. На свердловской земле в них недостатка нет. Более того, совсем скоро они обретут новый, просторный дом. 

Следующую серию игр «Автомобилист» проведет на выезде. Ее подытожит матч с вечным обидчиком – магнитогорским «Металлургом».  

Фото: Алексей Колчин

Григорий Лейба

[photos]

Комментировать
Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
18+