October 25, 2018, 12:29 PM

Защитник «Автомобилиста» Ефим Гуркин: «Десять тысяч зрителей на новой арене соберется с легкостью»

Хоккейный клуб «Автомобилист» продолжает лидировать в регулярном чемпионате КХЛ. За плечами у коллектива Андрея Мартемьянова 20 побед, повержены «Локомотив», «Магнитка», ЦСКА и «Йокерит».

Одним из творцов успеха команды стал новый игрок в составе «шоферов» Ефим Гуркин. На позиции защитника первого звена обновленного «Автомобилиста» воспитанник уфимского хоккея Гуркин провел 18 игр в этом сезоне.

ЕАН пообщался с хоккеистом и попытался выведать секреты успеха екатеринбургского клуба.

- Ефим, долго думали над предложением от «Автомобилиста»?

- Над такими предложениями долго не раздумывают. Согласился сразу.

- По поводу будущего «Лады» на тот момент уже все ясно было?

- В конце сезона генеральный менеджер сказал, что должно было быть собрание (совещание КХЛ по вопросу дисквалификации команд, - прим. ЕАН). Тогда решался вопрос о том, кого исключать - «Ладу» или другую команду. Кажется, речь об «Адмирале» шла. В общем, руководство убедило нас в том, что клуб остается в КХЛ. Но получилось так, как получилось. Тогда и пошли разговоры о том, кто и куда пойдет. В этот момент мне и позвонил агент. Сказал, что есть предложение от «Автомобилиста».

- Знали, что в клубе собралась довольно внушительная уфимская компания?

- Конечно. Я же со всеми общаюсь. С Артемом Гареевым мы вместе делали первые шаги в хоккее. Мы одного года, вместе воспитывались, вместе постигали азы игры. Не сказать, что это сильно повлияло на мое решение. «Автомобилист» хорош сам по себе. Но то, что ребята тут были, - конечно, большой плюс. К тому же, помимо уфимцев, здесь много других моих знакомых. С Ваней Вишневским мы вместе играли в «Салавате», с Жорой Белоусовым играли в «Ладе».

- За «Автомобилистом» до этого следили?

- Конечно, следил. Друзья играли, столько уфимских ребят побывало. Понимал, что тут такие игроки подобраны, с отличным мастерством, техникой, именами. Знал, что будет тяжело пробиться в состав. То, что клуб поставит столь амбициозные задачи, было ожидаемо. Так что к вызовам я был готов.

- Как быстро в Екатеринбурге освоились?

- Мне город очень нравится! И команда, и город, и коллектив суперские. Каждый день кайфую, находясь здесь.

- Есть ли место, которое вы посоветуете посетить каждому приезжающему в Екатеринбург?

- Недавно сходили с сыном в зоопарк. Здесь он очень классный: и слоны, и медведи. В Уфе такого нет.

- Семью удалось сюда перевезти?

- Да, Мария и Мирон всегда со мной.

- Сын по стопам отца пойдет?

- Ему два года, но он уже очень любит хоккей. Главные игрушки - клюшка и ворота. Никакие машинки не нужны, клюшка - первым делом. Когда матч начинается, он смотрит, начинает петь гимн. Понимает, что папа играет. Кричит всегда:«Папа, шайбу! Папа, гол!»

- А сами вы как в хоккее оказались?

- Все банально. Привели родители. Отец занимался хоккеем, правда, хоккеем с мячом. Раньше этот вид спорта был очень популярным. Потом отца позвали в хоккей с шайбой. Два-три года занимался им. Тогда, кстати, он познакомился с Гомоляко (Сергей Гомоляко - известный уральский хоккеист, выступал за «Магнитку» и «Трактор», - прим. ЕАН). Потом его тренер потянул обратно в хоккей с мячом, где он попал в первую команду. Даже вызывался в сборную, но по некоторым причинам поехать не смог.

- Хоккейная династия...

- Ну это пока громко сказано. Отец и я. Впрочем, у меня еще братик есть, четыре года ему. Вот тоже скоро начнет заниматься. Меня примерно в том же возрасте привели.

- С позицией на льду сразу определились?

- Понятно стало сразу. Тренер сказал: габариты хорошие, рост позволяет. Так что сразу играл защитника.

- Ближе к воротам сместиться никогда не хотелось?

- На самом деле меня с детства приучили к атакующему стилю игры. С тех пор мне очень нравится из обороны в атаку подключаться. Но и работа защитника мне по душе. Всеми силами стараюсь выполнять ее хорошо.

- Порой, особенно в подростковом возрасте, у спортсменов возникают кризисные моменты, когда хочется плюнуть на все и забросить спорт. Вас такой момент не заставал?

- Лично у меня никогда такого не было. Вот у старшего брата было. Он и закончил из-за этого. Началась эта тема с компьютерными салонами. Парни просиживали время там, на тренировки не ходили. Я смотрел на все это, и становилось не по себе. Так что несся на тренировку еще быстрее!

- В 25 лет такая мальчишеская тяга к хоккею не пропала? Не стала игра только работой?

- Важно воспринимать это и как работу. Мы получаем за это деньги. Тоже, знаете, немаловажный факт. Но, разумеется, без любви к хоккею здесь делать нечего.

- Самое яркое воспоминание из детства, связанное с хоккеем?

- Самое яркое? Есть такое воспоминание. Нам было лет по 12. Или по 13... Точно не вспомню, у Темы Гареева потом уточните. Играли за Кубок Третьяка в Москве. Боролась за трофей и сборная Канады. В группе мы у них выиграли, а затем встретились уже в финале. Это был первый мой матч, который показывали по телевизору. Проиграли 1:11. Соперник был очень мастеровитый.

- Не совсем радостное воспоминание...

- Проигрывать всегда неприятно. Вели в первом периоде 1:0. Эмоции сумасшедшие. Зашли в раздевалку, тренер:«Давай-давай!» Вышли на второй период и получили то ли шесть, то ли восемь шайб в свои ворота. Тяжело было. Приятно было встретиться со сборной Канады, посмотреть на их уровень.

- Да, к канадцам мы всегда с пиететом относимся. Вечная борьба советского и канадского хоккея. Или это какая-то мифология, и нельзя школы так поделить?

- Можно, конечно. Менталитет игроков очень отличается. Собственно, разница в школах и заключается. Они с детства учатся играть в силовой, жесткий хоккей. Все просто и прямолинейно. Мы же стараемся больше с шайбой играть, сохранять ее. Где-то сыграть в более красивый, комбинационный хоккей. Конечно, как воспитаннику российской школы, мне ближе наша философия игры. Тем более что за океаном я пока не играл.

- Обычно для российского игрока главная цель карьеры - как раз вызов в НХЛ. У вас этого желания нет?

- Каждый игрок мечтает сыграть в самой сильной лиге. Это настоящий вызов. Хотя КХЛ, я считаю, ничуть не хуже. Хорошая лига, хорошие игроки.

- Подбор игроков замечательный, хоккейные традиции в России сильны. Чего в таком случае нам не хватает, чтобы мечтали играть у нас?

- НХЛ старая лига. Ей сто с лишним лет. КХЛ пока развивается. Отсюда, думаю, все различия и исходят.



- За межсезонку «Автомобилист» мало того что сменил половину состава, так еще и пригласил нового тренера. На подготовку к сезону - чуть больше трех недель. Как за такое короткое время удалось разобраться, кому и с кем лучше играть?

- Головная боль тренеров... Впрочем, сборы на то и даны, чтобы понять, кому и с кем лучше играть. Нас очень часто переставляли по ходу предсезонки. Даже на турнирах тренеры смотрели, кто с кем лучше взаимодействует. Здесь, понимаете, гораздо важнее, чтобы нападающие друг с другом сыгрались. Защитники должны быть готовы сыграть с любым партнером.

- Пара Гуркин-Вишневский сразу родилась?

- Нет, не сразу. Поначалу Ваня играл с Мишей Мамкиным. Да и мы с ним в паре несколько игр сыграли в Нижнем (турнир за Кубок Губернатора области, - прим. ЕАН). Я чаще с Колей Тимашовым играл. А потом тренеры пришли к тому, что есть сейчас. Выпустили нас на игре, и вроде получилось. Понимаем друг друга, и все складывается хорошо.

- То, что будете играть защитника первого звена, тоже не сразу стало понятно?

- Никто места в старте не обещал. Тут такие высококлассные защитники собрались. Конечно, ехал с пониманием, что придется потрудиться, чтобы свою состоятельность доказать. Нужно терпеть и работать. Да и частенько мы играем в три пары, и все защитники выходят с разными нападающими. В этом случае то, что написано в заявочном листе на бумаге, не играет большой роли. Выходим с разными нападающими.

- Тяжело постоянно подстраиваться под разных атакующих партнеров?

- Мы одна команда. Все друг друга знаем. Никакого стресса здесь нет, у всех одна задача. У защитника она тем более простая - разрушить атаку и отдать нападающему.

- Заметно, что Андрей Мартемьянов ротацией не брезгует. Свои решения он игрокам как то объясняет?

- Нет, тренерский штаб таких решений не объясняет. Но, знаете, так сложилось, что никто не обижается, если не играет. Все понимают, зачем нужна ротация. И если сегодня кто-то подустал - завтра его поменяли, идем дальше, ничего страшного. Значит, в следующий раз сыграешь. Никто не ходит понурый и ни на что не обижается, все работают и знают главную цель - к весне быть в обойме.

- Даже при такой суровой ротации - совсем никаких обид?

- Нет никаких конфликтов ни у кого. Зуб никто не точит ни на кого. Мы не дети уже. Идем к одной цели.

- Президент клуба Андрей Козицын сказал, что ближайшая цель - финал конференции. Нынешнему «Автомобилисту» такая цель по силам?

- Нам все цели по силам. Шансы есть всегда. Мы идем к цели, стараемся каждую игру. Самая главная задача сейчас - более-менее подготовиться к плей-офф. На нас сейчас все соперники настраиваются серьезно. И это очень хорошо. Каждая игра похожа на матч плей-офф, как говорят.

- Риторика, к слову, сменилась. Если раньше игроки и тренерский штаб говорили, что главная цель - всегда следующая игра, то теперь пошли разговоры о плей-офф. Победная серия помогла свои силы ощутить?

- Думаю, с этой серией давно уже пора всем успокоиться. У нас не было самоцели побить этот рекорд в 20 матчей. Или 21, сколько там СКА выиграл... Действительно, мы стараемся вырвать каждую игру. Для чего еще играть в хоккей? Стараемся выполнять те установки, которые даны на каждую конкретную игру.

- Правда, что вообще серию победную не обсуждали?

- Честно! Думайте, что хотите, но в команде эта тема вообще не поднималась. Тем более после таких игр, как была с «Салаватом», когда все эмоции на льду оставили.

- К слову, по ощущениям больше всего проблем уральцам создал даже не «Барыс», который матч выиграл, а именно «Салават»...

- Не только «Салават». Знаете, с «Кунь-Лунем» была очень тяжелая игра. Настоящая битва. На Дальнем Востоке очень тяжело играть, да и этот матч был третьим выездным. Там отличная команда, оставили очень много сил в игре с ними. А потом приехали сюда, а тут - Уфа. В принципе, «Салават» всегда был хорошей командой.

- В таблицу, кстати, заглядываете?

- Нет. И дело опять же не в том, что 18 игр подряд взяли. Здесь большая заслуга тренерского штаба. С начала предсезонки нас так вдохновили, что команда совершенно не думает о том, где мы идем, на каком месте, какой отрыв очков. Если сегодня игра - надо ее выиграть. Проиграли? Ничего страшного. Восстанавливаемся, идем дальше, выходим на следующую игру. Идем шаг за шагом.

- Особого настроя даже на принципиальных соперников нет? Даже если это условная «Магнитка»?

- На каждого соперника настраиваемся одинаково. И каждого соперника одинаково уважаем. Но у нас есть своя установка. И мы ее выполняем.

- Всем очень интересно, почему именно команда Мартемьянова сумела дать такой резкий старт. В чем его специфика по сравнению с другими тренерами?

- Он классный специалист. Заряжает нас на собраниях, очень правильные установки. Здорово относится к команде, да и сам по себе он отличный, сильный человек. Все мы бьемся за него. Все довольны.

- Правда, что в редкие перерывы между играми хоккеисты получают выходной?

- Да, где есть возможность, мы отдыхаем. Календарь тяжелый. Ты выходишь на игры, отдаешь самого себя. Поэтому выходные - это очень нужная вещь. Стараешься восстановиться. Тем более не так много времени.

- Легионеры, кстати, ни одной игры не пропустили. Удается у них опыта зачерпнуть? Тем более у капитана Доуса.

- Они большие мастера. Не все, конечно, знают английский язык, но Никита Трямкин или Ваня Вишневский нам все переводят. Они подсказывают, где и как лучше сыграть. Очень большое удовольствие с ними выходить на лед.

- История о болельщиках как о «седьмом игроке» - это правда? Фанаты заряжают на борьбу?

- Еще как. Особенно когда в «Уральце» играешь. У нас очень хорошие болельщики. Когда гонят вперед, мурашки по телу бегут. Играем для них. Чтобы они были в хорошем настроении.

- Наберет Екатеринбург 10 тыс. зрителей на новой арене?

- Конечно, наберет! Здесь очень сильные традиции. Главный тренер рассказывал о временах, когда играл в Екатеринбурге. Очень хоккейный город. Здорово, что игра здесь возрождается. И мы стараемся любовь к игре привить своей игрой, своими победами. Десять тысяч, я уверен, будут легко собираться.

- Давайте еще помечтаем! Кубок Гагарина. Скажем, в ближайшие пять лет. Возможно?

- Конечно, возможно. Нет ничего невозможного. Все зависит от нас, как мы будем играть. И какие усилия к этому приложим.

Беседовал Григорий Лейба.

Дюжина Мартемьянова. Как и почему «Автомобилист» остается единственной непобежденной командой КХЛ

Комментировать
Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
18+