Колонка Александра Пирогова. Эпическая сила Ебурга
Это лето для Екатеринбурга совершенно особенное. Город на время превратился то ли в Рио-де-Жанейро, то ли в Амстердам. Отгремел Чемпионат мира по футболу. Прекрасный праздник с сотней тысяч иностранных болельщиков, вовлекших город в невероятний карнавал. Потрясающая "Ночь музыки", где пело и плясало полгорода. Традиционный "Иннопром" - для деловых людей с умными лицами и дорогими костюмами.
На днях начинаются "Царские дни". Ежегодный фестиваль православной культуры, посвященный расстрелянной семье Николая II в Екатеринбурге. 100 лет прошло с этого трагического события, и памятные мероприятия нынче будут масштабными – под стать юбилею. Приезжают сотни тысяч гостей. Город становится центром притяжения, но к сожалению, притяжения лишь событийного.
Постоянного магнита для туристов у нас нет.
У города есть две главные темы, которые волей–неволей стали стержневыми для туристических путеводителей: географическое расположение на границе Европы и Азии и расстрел царской семьи.
Фишки, вызывающие интерес, - но не более. Ни одна из этих тем не вывозит город в топ туристических мекк.
Для создания постоянного притяжения нужна метаидея. Такая, что заколдует своей иррациональностью, заманит своей необычностью. А что если эти две главные темы объединить? И наполнить новым смыслом?
Екатеринбург – стыковочный центр истории! Символическая граница старого и нового. Центр силы, через который проходит невидимый разлом, переход между мирами.
Именно здесь, с расстрелом царской семьи закончилась Российская империя. Именно Екатеринбург положил конец СССР, показав наименьший результат на референдуме за его сохранение – всего 34%. Именно из Екатеринбурга, с Ельцина началась история нового Российского государства. Точка конца и точка начала царской-советской-новой России.
Переход между миром потусторонним и посюсторонним. Водораздел, пограничье не только между физической Европой и Азией, но символическая пуповина России! Город, в котором можно покончить со старым и начать новое. Или наоборот.
Стоит только перейти мостик.
Один из самых главных драматургических приемов в литературе: переход героя через границу. Границу между странами, континентами, планетами, мирами. Границу внутреннюю, своего я, добра и зла. Границу между Европой и Азией, между ипатьевским подвалом и Ганиной Ямой.
Переход обычно сопровождается испытаниями, жертвами. Герой сталкивается с чем-то иным, новым. Преодолев себя, он меняется и получает награду. Так возникают герои, так пишутся эпосы, рождаются легенды. Не просто красивые памятники конструктивизму, битлам или клавиатуре, а нечто большее.
Городу нужна своя мифология, легендирование. Шигирский идол, созданый 10 тыс. лет назад, древние народы, удерживающие мир в равновесии, о которых можно слагать любые сказки и легенды, сакральные Уральские горы, таящие неизведанное в своих недрах, загадочные и драматические события спирали времени, закаты и расцветы империй.
Туристу нужны символы, нужны приключения, нужен переход за границу обыденного. Безболезненно побывать на “другой стороне” и вернуться обратно. Не просто сфотографироваться на границе Европы-Азии или пройти по мостику над оврагом Ганиной Ямы, а заглянуть в бездну. Метафизическую бездну истории, которую можно сделать вполне физическим обьектом в виде пропасти с мостиком между мирами. Представьте огромный “Пуп земли”, как бы в разломе между тектоническими плитами. Предположим, напротив здания РМК, прямо на реке Исети. Водоворот времени. И мост над ним.
Дух захватывает.
И "Царские дни", и стотысячный крестный ход, и стела Европа-Азия - все это органично укладывается в эту идею границы, перехода. Которую можно еще и усилить за счет религиозно-мистической составляющей. Например, проводить крестный ход не раз в год, а регулярно – раз в месяц, каждое 18 число. Что, во-первых, станет весьма привлекательным ритуалом и даст возможность множеству туристов испытать себя.
Во-вторых, уйти от темы покаяния. Она чужда жителям Екатеринбурга, впрочем, как и гостям. Мы ни разу не виноваты, что кучка упырей расстреляла царскую семью. А вот тема перехода между вехами истории, тема испытания, преодоления себя через символическую границу несопоставимо сильнее. 15 лет назад я прошел этот 22-километровый крестный ход именно с такой мотивацией.
Но не символизмом единым жива идея. Вот мой комплекс практических предложений по превращению Екатеринбурга в мировой туристический центр:
- Сотни тысяч людей приезжают в лавры посмотреть или поклониться святым.
В России их всего две: Троице-Сергиева и Александра-Невская. Создание новой лавры в Екатеринбурге, на базе монастыря Ганина Яма сконструировало бы новый мощный центр притяжения.
- Останки Алексея и Марии Романовых до сих пор не захоронены, хотя сами дети Николая II причислены к святым. Признание останков подлинными, захоронение и Алексея, и Марии в монастыре в Екатеринбурге сделали бы идею Екатеринбургско-Алексеевской лавры вполне реалистичной.
- В логике разделения светской и духовной власти перенести Патриархию Русской православной церкви в Верхнюю Пышму, на территории которой и находится Ганина Яма. Это уже не простор развитие туризма, а колоссальный приток инвестиций и рывок для всего региона. Не говоря уже о пиаре межгалактического уровня.
Небольшой и ставший прекрасным благодаря Андрею Козицыну городок стал бы самым известным и притягательным Новейшим Афоном. А УГМК по силам воплотить в жизнь даже и не такие фантастические проекты.
В конце концов, обрела же Казань тысячелетнюю историю благодаря своевременно найденной монетке.
Так что возможно все, главное - в это верить.