Как уральский журналист пытался стать францисканцем. Часть I

Больше года наш коллега, журналист из Екатеринбурга Сергей Беляев пробыл в католическом нищенствующем ордене францисканцев, готовясь к принятию монашества. В конце марта, отказавшись от этих планов, он вернулся к прежней жизни в уральской столице. Специально для ЕАН Сергей согласился рассказать о жизни в ордене и о причинах ухода людей в монастыри.

"Как-то в прошлом году мне попалась заметка о запуске одним из телеканалов реалити-шоу о жизни в православном монастыре. Не знаю, чем кончилась история этого проекта. Сама идея тогда показалась мне сомнительной и скучной. Как и любая попытка выпятить духовную жизнь на экранах или написать об этом хотя бы репортаж, в котором останутся, как правило, однообразные детали — работа, молитва, службы и странные люди. Если повезет — поймаешь эксцентричного монаха или священника. Дальше — тупик, собственно, писать больше не о чем. Религиозное мировоззрение репортера в этом случае не имеет значения. Но это на взгляд журналиста.

Идея сменить образ жизни — из корреспондентов в монахи — вызревала достаточно долго — с 2017 года. Вероятно, сказалось, что десять лет назад я ушел с четвертого курса православной духовной семинарии — хотелось закончить эту историю. Будучи уже католиком, я несколько месяцев определялся, в какой форме мне это сделать. Выбор был скорее интуитивным — Орден Братьев Меньших Конвентуальных (Order of Friars Minor Conventual (OFM Conv) — одна из трех ветвей ордена францисканцев.

Но прежде чем рассказывать о жизни в OFM Conv, для понимания деталей необходимо сделать экскурс в историю ордена и разобрать его особенности.

Восемьсот лет нищенствующего ордена

Под словом "орден" подразумевается несколько типов монашеской организации католической церкви. Это могут быть закрытые монастыри и аббатства, объединенные в федерации, духовно-рыцарские ордена, преобразованные на сегодня в религиозно-благотворительные организации. Также это могут быть общины странствующих проповедников, к каковым относились францисканцы и доминиканцы.

Каждый новый орден в католической церкви появлялся как ответ на новые вызовы своего времени. Яркий пример — появление духовно-рыцарских орденов в эпоху крестовых походов в XI—XV вв.

Орден францисканцев также стал реакцией католической церкви на проблемы своего времени, когда в конце XII - начале XIII вв. в Италии, Франции и ряде европейских стран обострилось противостояние между крестьянами и городскими низами с одной стороны и феодалами и купцами — с другой.

Раздражение бедных слоев населения постепенно начало распространяться на церковных сановников, некоторые из которых были обеспеченными людьми. Вследствие этого в средневековом обществе росли антиклерикальные настроения с последующими погромами католических храмов и монастырей.

В такой атмосфере среди низших сословий набирают популярность проповедники, призывавшие к полному разделу всех богатств между бедняками. Затем появляются более радикальные религиозные течения, в том числе катары, провозгласившие все материальные блага абсолютным злом. Со временем катары организовали собственную церковь, поставив себя в оппозицию к Римско-католической церкви (РКЦ).

В период этого противостояния в Италии на проповедь выходит святой Франциск Ассизский, провозгласивший образ радикальной бедности. В качестве правил своей жизни он выбрал фрагменты Евангелия, говорящие о подражании жизни Христа, у которого ничего не было. При этом Франциск полностью сохранял верность РКЦ.

Со временем вокруг Франциска сформировалась община единомышленников, которая в 1209 году была преобразована в орден с собственным уставом. Ключевым пунктом документа стал полный отказ от общинной собственности и обогащения. Монахи жили в домах, которые принадлежали мирянам, церковным сановникам или другим орденам. Пропитание и прочие расходы ордена братья обеспечивали подаяниями, пожертвованиями и собственным трудом. Для понимания, прежде аббатства и монастыри существовали за счет земель и крестьян, дарованных феодалами.

По этой причине орден францисканцев получает другое наименование — нищенствующий. Это не означало, что монахи нового ордена должны были путешествовать с проповедями в рваной одежде, немытыми и впадать в другие крайности. Хотя в рядах францисканцев и случались перегибы. Бедность в первую очередь ассоциировалась со скромной жизнью.

С таким мировоззрением новый орден приобрел популярность в народе и стал для Святейшего престола хорошим идеологическим орудием для борьбы с «ересью катаров». В свою очередь св. Франциску удалось совершить радикальный разворот церкви к истокам христианской бедности, сохранив при этом структуру РКЦ.

Как стать самым бедным

Еще при жизни св. Франциска между братьями начались споры о том, как соблюдать «евангельскую бедность» — в каких домах жить, из какой ткани шить одежду, использовать ли обувь или ходить босиком (климат в Италии позволял такие дискуссии). Спорили «франки» даже из-за таких деталей, как длина рясы и размер капюшона.

Одни были склонны воспринимать все высказывания основателя ордена дословно, другие считали, что их следует приспосабливать к реальной жизни. Например, некоторые общины выступали против обладания любым видом собственности, чтобы беспрепятственно переходить с места на место. Иные братья не видели ничего плохого в том, чтобы на постоянной основе жить в монастырях.

Таким образом в ордене сформировались два течения — умеренные общины (они же конвентуальные братья) и радикальные движения, выступавшие за буквальное соблюдение устава. Римские папы в основном поддерживали конвентуальных братьев. Так, в 1279 году Папа Николай III дал ордену разрешение на обладание определенным имуществом при условии, что формально собственность будет принадлежать церкви. Орден выступал своего рода арендатором этого имущества.

К началу XVI века споры о бедности привели к полному разделению Ордена на две самостоятельные ветви — обсервантов, выступавших за самое строгое соблюдение устава, и конвентуалов. Впоследствии споры о крайностях францисканской жизни среди обсервантов продолжились и от этой ветви отделялись все новые и новые общины.

К настоящему времени под эгидой одного Ордена существуют три оформленные ветви: конвентуальные францисканцы (OFM Conv), обсерванты (OFM) и капуцины (OFM Cap). Все они отличаются либо цветом, либо формой одеяний. Конвентуалы носят серую или черную рясу, отсюда другое их название — «серые братья», обсерванты — коричневую рясу с маленьким капюшоном, капуцины — коричневую рясу с большим островерхим капюшоном. Неизменная черта всех трех ветвей — ношение сандалий и веревки с тремя узлами, которые символизируют обет послушания, отказа от собственности и обет целомудрия (безбрачия).

Каждая из этих ветвей имеет общины в России: 14 братьев конвентуальных, 14 обсервантов и еще пять капуцинов. В мире общее число францисканцев всех трех ветвей составляет около 30 тыс. братьев.

Проникновение францисканцев в Россию

Впервые на территории России монахи-францисканцы появились еще в период татаро-монгольского ига. Согласно архивным документам ордена, Папа Римский и император Священной Римской империи отправили саксонского провинциала (руководитель территориальной единицы ордена) в Золотую Орду в качестве посла мирных намерений. В Киев на переговоры провинциал-францисканец прибыл в 1245 году, то есть спустя 34 года после создания самого ордена.

Во время переговоров францисканцы получили право организовать миссии в городах, которые принадлежат орде, и окормлять христиан из других церквей, оставшихся без духовенства. В Золотой Орде миссии действовали на территории Поволжья и Северного Кавказа с переменным успехом в зависимости от отношений с ханами. После завоеваний Иоанна Грозного и расширения Московского царства францисканцы сохранили свое присутствие на прежних местах.

На территории Западной Руси (современные Украины и Белоруссии) миссии ордена развивали образовательные структуры. В частности, братья открывали свои школы. Активная деятельность францисканцев в свою очередь оказала опосредованное влияние на Русскую православную церковь. Дело в том, что после татаро-монгольского нашествия уровень христианизации Руси сильно упал — сказалось отсутствие духовенства из Византии, которая сама была на грани исчезновения.

Поэтому передача православной веры на Руси была ослаблена, а местами прервана. На территории Западной Руси проблемы с недостатком духовенства в православной церкви были решены, в том числе с помощью миссий францисканцев. Переданные ими традиции и система образования уходили далее на восток через верующих, которые прошли подготовку у братьев Ордена.

Со временем свои образовательные структуры у францисканцев появляются на территории современной России. В Астрахани по просьбе российского императора Петра I францисканцы открывают греко-латинскую школу для обучения местной российской элиты.

В XIX веке францисканцы начинают приходить на территории, находящиеся за Центральной Россией. После двух восстаний в Польше (находившейся в составе Российской империи) представителей Ордена вместе с мятежниками отправляли в ссылку — через Урал в Сибирь. Некоторые монахи направлялись туда в качестве ссыльных, другие — в составе миссий. Однако архивных документов о деятельности францисканцев на Урале у Ордена на данный момент нет.  

Как францисканцы добились равноправия с РПЦ

История Ордена в России прерывается с наступлением сталинского террора 1930-х годов. Советская карательная машина полностью уничтожает все структуры РКЦ на территории СССР.

В Россию францисканцы вернулись только в 1993 году по предложению папы Иоанна Павла II. Монахов в первую очередь отправляли на миссии к католикам и христианам, оставшимся без духовенства на территории бывшего СССР. Также на братьев была возложена задача по воспитанию семинаристов, поскольку Орден на протяжении всей своей истории был связан с образованием и богословием.

Первая миссия была сформирована из числа «серых братьев» польских монастырей. Возглавил ее отец Григорий Церох. По воспоминаниям братьев, работавших в те годы, восстановление структур ордена в России проходило в крайне тяжелых условиях. Во-первых, за советское время до основания была разрушена часть монастырей и храмов, где францисканские миссии работали до 1917 года. Некоторое время общинам приходилось ютиться в небольших квартирах. Вторая сложность, по отзывам братьев, заключалась в том, что люди на постсоветском пространстве, называвшие себя христианами, не имели понятия о своей вере. Тяжелая ситуация была и с призваниями в Орден среди русскоязычных католиков. В 90-е годы к францисканцам в России приходило много людей, которые желали осуществить свои мечты о монашестве. Однако никакого представления о реальной жизни среди «серых братьев» у кандидатов не было. Впрочем, подобные проблемы испытывали на тот момент все действовавшие в России конфессии.

К началу «нулевых» РКЦ и Ордену все-таки удалось создать собственные структуры. В 2003 году была образована Российская кустодия — своего рода мини-провинция, которая подчиняется непосредственно генеральному министру (руководителю всего ордена, напрямую подчиненного Папе Римскому).

Одновременно с этим началось капитальное строительство и обустройство новых монастырей в Москве, Санкт-Петербурге и Черняховске (Калининградская область).

Следующим этапом для OFM Conv в России стала юридическая борьба за равноправие перед другими конфессиями. В те же «нулевые» годы глава Российской кустодии Григорий Церох и глава российского региона иезуитов, отец Станислав Опель подали исковые заявления о признании исторического присутствия этих Орденов в России. Священники в своих исках ссылались на архивные документы.

В судах оба заявления были удовлетворены, что позволило добиться юридического признания Римско-католической церкви традиционной религиозной организацией (ранее в этом списке находилась РПЦ, ислам, иудаизм и буддизм). Кроме того, Конституционный суд РФ приравнял иезуитов и орден францисканцев к традиционным религиозным организациям.

В настоящее время Российская кустодия OFM Conv поддерживает работу четырех монастырей (в Москве, Петербурге, Черняховске и Астрахани) и одного прихода (в Калуге).

Более подробно о жизни в монастырях, адаптации бедности к современной жизни и подготовке кандидатов во францисканцы я расскажу во второй части материала".

 Как не сойти с ума в самоизоляции: практические советы католических монахов