Редактор паблика «Изнанка Челябинска»: городу нужны пешеходный омбудсмен и реформа дорожного комитета

О проблемах городской среды и способах их решения мы поговорили с жителем города, редактором паблика «Изнанка Челябинска» Павлом Кочневым.

 - Расскажите про проект «Изнанка Челябинска», какая у него цель?

 - Паблик «Изнанка Челябинска» мы создали с другом Данилом Девятовым, чтобы попытаться изменить что-то в городе, в первую очередь пешеходную инфраструктуру. Пока в Челябинске приоритет отдан автомобилям. На пешеходов, маломобильные группы населения долгое время никто не обращал внимание. Наш паблик развивается на голом энтузиазме. Мы не вкладываем в это никаких средств, только собственные силы и время.

 - Вы много пишете про недоступные пешеходные переходы, тротуары для людей с ограниченными возможностями здоровья. Почему, несмотря на остроту, эта проблема не решается качественно много лет?

 - Люди, которые принимают решения в городе и занимаются созданием этой инфраструктуры, сами, наверное, передвигаются на автомобилях, а не ездят на велосипедах или не гуляют с колясками по городу. Когда у нас проектируется автомобильная дорога, все уклоны и бордюры тщательно разрабатываются. Когда смотришь проект тротуара, там вообще ничего не проработано. Написано текстом - необходимое занижение, а как его выполнить, не спроектировано. Соответственно, рабочие делают на глазок. Не хватает понимания того, что нужно людям.

Например, на улице Худякова делали расширение проезжей части, но спроектировали тротуар так, что он упирается в газон. Идешь сначала по тротуару, а дальше – по газону. И этот проект прошел госэкспертизу, за него заплатили, и никто не подумал, что люди будут ходить по грязи.Сейчас по нормативным документам занижение на переходах между тротуаром и дорогой должно составлять 0 – 5 мм. На улице Тимирязева только 5 % переходов соответствуют этим стандартам. Где-то расстояние составляет 2 – 3 см, а где-то - все 10 см. При этом подрядчика не заставляют переделывать. Это удивительно.

 - Недавно вы проверяли подземные пешеходные переходы на площади Революции. По вашим словам, они оказались недоступны для жителей, которые передвигаются в инвалидных колясках. А за несколько дней до этого их проверяли чиновники и депутат, и их результат устроил. Как вы считаете, почему? И что нужно сделать, чтобы центральные подземные переходы стали доступными?

 - Если бы депутат сам к подъемнику подъехал, попытался прочитать инструкцию и, не вставая с кресла, попробовал его использовать, у него, наверное, не получилось бы, потому что самому это сделать нереально. Когда мы подъехали, там не срабатывали кнопки. Вызвали специалистов, которые оказались дорожными рабочими, они тоже не могли разобраться, как это должно функционировать. В результате один подъемник они не смогли запустить, с другими были сложности. Для поднятия платформы нужно, чтобы кто-то стоял рядом с инвалидом и нажимал кнопку. Мне очень слабо верится, что горожанин в кресле сможет самостоятельно разложить подъемник. Я, сидя в кресле, с трудом это сделал. Чиновники не видят в этом проблемы.

Проще эти подъемники тогда вообще закрыть, их использование сейчас небезопасно и неудобно. Оптимальным решением было бы сделать просто пешеходные переходы через проспект Ленина и улицу Воровского.

 - Давайте поговорим про остановочные комплексы. Было много критики после их установки. Что необходимо, на ваш взгляд, поменять, чтобы они стали удобными для горожан?

 - С остановками масса проблем. Почему городские власти постоянно пытаются менять их дизайн? Остановки были зеленые, потом стали серыми. Есть хорошие примеры остановок, например, в Москве. Уже все придумано за нас. Почему нельзя взять оттуда и сделать точно так же? Нет, они придумывают что-то новое. Остановки постоянно грязные, их не обслуживают, приходится буквально уговаривать помыть. Никакой регулярности нет. На улице Тимирязева остановка раньше стояла прямо на тротуаре, можно было на инвалидной коляске заехать и укрыться от дождя. Новый комплекс сделали на отдельной площадке со ступенькой в несколько сантиметров. Он стал недоступным, и исправлять это никто не пытается.

Сделали их, не думая о людях, не пытаясь представить, как это будут использовать.

 - Какие примеры благоустройства в городе вам по душе?

 - Проекты скверов и парков очень заметно растут в качестве. Они предусматривают сеть тропинок, удобные радиусы, чтобы не было вытоптанных газонов на углах. Мне понравился новый сквер в Металлургическом районе. Мы встречались с архитектором, она рассказывала, как это проектировалось и строилось, мне очень понравилось. Сделана тропиночная сеть, по которой людям удобно ходить. Было хорошее зонирование, появились активности из естественных материалов для малышей, есть зоны, где можно посидеть в тишине. Все сделано качественно. Но то, что касается тротуаров, они полностью игнорируют.

Из пешеходных зон мне нравится сейчас улица Свободы. Ее делают не спеша, укладывается хорошая плитка, есть ливневки, есть велодорожка. Там есть недостатки, но в целом улица становится приятнее и удобнее. Хотелось бы, чтобы такого было больше.  - Горожане часто жалуются на затопленные улицы летом после дождя и на неубранный снег зимой. Как вы считаете, есть ли положительные тенденции в решении этих проблем?

 - Я изучаю контракты, нигде о ливневых канализациях ничего не сказано. На ремонт улицы Тимирязева выделялось 56 млн рублей. Средства выделяются на основе дефектной ведомости, где написано, сколько нужно заменить квадратных метров асфальта, погонных метров бордюра. Это просто таблица, там нет схемы, нет информации, какой слой асфальта положить, какой уклон сделать, где должно быть занижение. Я как инженер смотрю и не понимаю, как можно что-то делать без проекта.

Уборка снега — это тоже проблема.

Есть нормативные документы по градостроительству, в них прописано, что приоритет в городе распределяется так: пешеход, потом общественный транспорт, затем автомобили и дороги. А у нас при уборке снега сначала чистятся автомобильные дороги, а снежные кучи образуются на остановках общественного транспорта и пешеходных переходах. Когда я гулял с коляской, приходилось сначала расчищать снег ногами, чтобы проделать проход. Я не вижу системного подхода, все делается в ручном режиме. То же самое, когда происходит потепление, нужно активизироваться и вывести дополнительную технику и рабочих. Вместо этого: потеплело, никто ничего не чистит, все заледенело, все начинают писать обращения, обрывать телефоны, и они выводят рабочих, которые пытаются лед раздолбить. Такие моменты очень огорчают.

 - В городе появляется все больше активистов, которые обращают внимание на эти проблемы, но наладить взаимодействие с чиновниками у них не получается.

 - У нас уже сформировалась большая группа людей, которые разобрались во всех этих СНиПах, нормативах. У нас есть чаты, много идей и мнений, но нас никто не слышит.

Приходишь на личный прием, и тебе говорят, что ты молодец, помогаешь городу. Но проходит время, и понимаешь, что твои предложения игнорируют. 

Бывают реакции на наши посты, сотрудник администрации всегда в комментариях отвечает, но зачастую это отписки. А чтобы действительно кто-то увидел проблему и предложил совместно ее решать, такого нет. Мы приходим на приемы со своими идеями. Мы два года назад предлагали сделать интерактивную карту со снегоуборочной техникой, чтобы жители могли видеть, что она работает. Они вроде согласились на приеме, но до сих пор не сделали.

 - Еще одна проблема в Челябинске – это незаконная реклама. Об этом много говорят, но проблема остается. Есть ли у вас предложение по ее решению?

 - С рекламой ситуация плачевная. Я не видел от города серьезных попыток что-то поменять, кроме обсуждений и странных предложений поставить какие-то тумбы, чтобы объявления клеили на них. Это точно не сработает, потому что будут клеить и на тумбы, и везде. На мой взгляд, нужно проводить профилактику и убирать эти объявления. Чем регулярнее они будут счищаться, тем меньше их будет появляться. Я наблюдаю иногда за поведением тех, кто клеит эти объявления, они с большей охотой размещают их там, где уже все заклеено, а прикрепить на чистую стену стесняются.

 - Какие у вас еще есть предложения?

 - Нам нужно реформировать комитет дорожного хозяйства, потому что в его полномочия входят ремонт улиц, тротуаров, все сети, озеленение. Он все в себя вобрал, но его структура не позволяет все это качественно делать.

И еще одна инициатива - нам нужен пешеходный омбудсмен. Таким человеком у нас был Александр Егоров, когда он занимал должность вице-мэра по городской среде.Он был заинтересован в развитии комфортной пешеходной среды, имел компетенции, использовал современные подходы, изучал мировую практику. Он занимал должность, которая позволяла взаимодействовать с комитетом дорожного хозяйства и указывать им на ошибки, предлагать проекты новых пешеходных переходов, реконструкции участков тротуаров. Такой человек нам нужен. Тогда, может, начнется системная работа. У нас много есть и среди общественников людей, которые могли бы эту должность занимать, и в других городах есть люди, которые с энтузиазмом бы восприняли этот шанс сделать что-то хорошее и преобразить город.

 «Все три не работают»: челябинских чиновников раскритиковали после проверки подъемников для колясочников 

Мария Дмитриева