Управлять мегаполисом с планшета. Вице-мэр Челябинска — о создании цифровой карты города

Заместитель главы Челябинска по экономическому развитию и инвестициям Олег Извеков отвечает в мэрии за вопросы цифровизации. Одна из задач, стоящих перед ним, — создание своего рода «цифрового двойника», цифровой карты областного центра, а на ее основе — и цифрового интерфейса системы управления городом, городским хозяйством, позволяющего не только моментально получать все необходимые данные для принятия решений, но и внедрять их практически в онлайн-режиме.

— Олег Борисович, что такое цифровая карта города, зачем она нужна и что из себя должна представлять?

— Давайте начнем с базовой проблематики. Сегодня у администрации Челябинска нет полного "оцифрованного" понимания того, что и где находится в городе. Сама информация, разумеется, имеется, но она часто не очень наглядна да и изложена в самых разных форматах. Соответственно, получить представление о реальном положении дел, о размерах той или иной проблемы или, наоборот, оценить степень позитивного развития ситуации довольно сложно. И не очень быстро.

Наверное, самый простой и яркий пример — давно наболевшая проблема размещения нестационарных торговых объектов и законности их размещения. С одной стороны, все понимают, что их много. Но увидеть всю картину оперативно целиком, комплексно, пока информация по каждому объекту не будет собрана и выложена в цифровом виде, не представляется возможным.

Когда я приходил на работу в администрацию Челябинска, то прекрасно понимал, что городу нужен «цифровой двойник», цифровая карта, которая бы делала наглядной всю информацию, необходимую для четкого, логичного управления городским хозяйством, управления развитием города.Скажу больше — без подобных систем, основанных на так называемых «больших данных», и их обработки с картографическим отображением вскоре нельзя будет себе даже представить действительно качественное управление современным городом, взаимодействие с жителями.

Пока мы, условно говоря, в цифровом виде не поделим всю территорию города на те или иные «квадраты» и у каждого такого «квадрата» при наведении курсора не будет возникать фамилия, имя, отчество, мобильный телефон и отметка в мобильном приложении ответственного за состояние дел на этой территории, трудно говорить о действительно серьезном контроле за тем, что происходит в городе. Не говоря уже о действительно быстрой реакции на какие-то чрезвычайные ситуации, события или просто какие-то проколы, например, в уборке улиц.

Объездами начальников мы всю территорию Челябинска все равно не охватим. Это надо делать современными методами.

Все это, безусловно, касается не только нашей страны, но любого крупного города в мире.

— Есть ли в России подобные разработки?

— Во многих городах достаточно активно внедряют те или иные элементы цифровизации. Наиболее масштабно эта работа развернута, разумеется, в Москве, где и уровень задачи невероятно масштабен, и ресурсы, людские и финансовые, выделяемые на эти задачи, значительны.

У нас в Челябинске задача не просто применить те или иные элементы, а создать именно комплексную систему обработки и контроля информации, ее визуализации и возможности использования для принятия решений.— И с чего вы начали? Что прежде всего должно быть отображено на «цифровой карте»?

— Начали мы в том числе с нестационарных торговых объектов — уж слишком остра ситуация. Всего же на создающейся цифровой карте Челябинска уже есть 16 слоев, отображающих самую разную информацию.

На самом деле любой цифровой двойник города должен начинаться с того, что находится в земле, — с инженерной инфраструктуры. И потом уже, по-хорошему, на это должно наслаиваться то, что находится на земле и над землей.

Подземные коммуникации — это сети водоснабжения и водоотведения, тепловые сети, газоснабжение, электросети (там, где они проложены под землей), ливневая канализация, линии различных систем связи, метро и так далее.

Затем — дорожная инфраструктура: улично-дорожная сеть, ее объекты — переходы, светофоры, дорожные знаки, рекламные конструкции, камеры наблюдения… А еще — все, что касается уборки территории.

Отдельный слой — имущество города: земельные участки, объекты недвижимости, их характеристики, права собственности или обременения и так далее.

Это можно грамотно оцифровать, что мы и сделаем.

— Видеокамеры — это вы про уличные камеры компании «Интерсвязь»?

— Не только. «Интерсвязь» лишь один из операторов камер наблюдения. Есть еще видеокамеры автоматизированной системы управления дорожным движением, видеокамеры ЕДДС (единой дежурной диспетчерской службы области, — прим. ЕАН)….

Продолжим. Следующий слой — все те объекты, которые сейчас находятся в пользовании у горожан: парковки, стоянки, торговые объекты (киоски, магазины, торговые комплексы), остановки общественного транспорта, бани, медучреждения, развлекательные заведения, спортсооружения, кафе и рестораны, детские сады и школы и так далее.

Это нужно ведь не только для визуализации где что находится, но и для более глубокой работы. Например, для более качественного понимания экономических процессов, более детального отслеживания товарооборота.

Вернусь к все тем же нестационарным торговым объектам. Сейчас мы можем лишь эмпирически что-то пытаться подсчитать по ним. А вот когда они нанесены на карту, «привязаны» к юридическому лицу, владеющему киоском и арендующему у города землю под объект, когда мы через информацию налоговой службы понимаем, сколько человек у этого юрлица или ИП работает, какой уровень покупательского трафика, какой объем выручки генерируется, какой уровень зарплаты, от которой исчисляются налоги, идущие в том числе в бюджет города… А если этот ларек установлен незаконно, то понимать, сколько город теряет. И быстро реагировать на это.

— По каждому ларьку?

— Да. Давайте покажу (открывает на компьютере карту). Видите? Зеленым цветом обозначены легально работающие нестационарные торговые объекты. Красным — нелегальные. Понятно, что скоро эта информация потребует обновления — значительная часть объектов будет легализована, амнистирована. Тем не менее важен принцип работы карты. По наведению курсора мы видим категорию объекта, его название, точные координаты, фотографию, владельца объекта и его контакты и даже то, соответствует ли оформление дизайн-коду города.

И все это будет не только про павильоны и киоски, но про весь бизнес, который есть в городе. Это позволит нам не только детально знать текущую ситуацию, но и качественно прогнозировать те или иные налоговые и неналоговые поступления в казну Челябинска и в целом делать гораздо более качественный прогноз социально-экономического развития города. И, как следствие, мы получим возможность моделировать это развитие и качественно влиять на все его процессы, причем очень точечно, детально.

— Вы сказали, что сейчас на карте 16 слоев. А сколько их будет всего?

— Столько, сколько будет необходимо для понимания и управления ситуацией в городе.

Разумеется, все это очень большая работа — первичный сбор данных по каждому из слоев, их ввод в систему и обработка и так далее. И я не могу сказать, что уже завтра мы ее закончим. Нет, конечно. Только на базовые слои уйдет, я думаю, примерно год. К тому же информация будет постоянно обновляться вместе с изменением ситуации. Более того, постоянное и быстрое обновление, строго регламентированное документально, — то, без чего всё это будет не более чем веселыми картинками.

Это в чем-то похоже на ремонт, который можно начать, но который трудно закончить. И ещё важно понимать, что эта цифровая карта, «цифровой двойник» — лишь инструмент. Для всех подразделений администрации города.

— Станет ли цифровая карта инструментом исключительно для внутреннего пользования администрации или же в той или иной мере информация будет находиться в открытом доступе?

— Мы сейчас очень серьезно думаем над этим. Конечно, вся информация, касающаяся объектов критической для жизнедеятельности города инфраструктуры, будет закрыта, а доступ к ней будет очень жестко регламентирован и ограничен. Это касается вопросов безопасности, в том числе антитеррористической, таковы требования законодательства, и это не обсуждается.

А вот то, что касается удобства жизни людей, на мой личный взгляд, может быть доступно людям. И даже больше — работать инструментом обратной связи.

Возьмем все те же нестационарные объекты. Меня как жителя может волновать, на каком основании возле моего дома появился непонятный мне ларек или работает бар или магазин. Сейчас я не могу моментально узнать о нем всю информацию. С появлением цифровой карты я, во-первых, могу сразу же найти этот объект и все о нем узнать. Или, если этого объекта нет среди легально работающих, то сразу же, с места сообщить о нём властям. С фотографией, с указанием расположения и всем прочим. И всё — информация уже поступила и можно будет проследить за реакцией соответствующих служб. И мне как жителю, и руководству подразделений администрации города.

— Будет ли продукт сопряжён, совместим с уже существующими сервисами государственных структур — например, с едиными реестрами юридических лиц, недвижимости, публичной кадастровой картой, ГИС ЖКХ и так далее?

— Это следующий этап. Конечно, готовый продукт подразумевает возможность взаимной интеграции, наличия открытой архитектуры и так далее. В идеале вообще все сервисы, которые использует в своей работе администрация города, должны быть взаимно интегрируемы. Это нужно для того, чтобы мы могли в онлайн-режиме собирать всю необходимую информацию и складывать ее в нужные нам конфигурации.

Более того, думаю, что будет возможность подключать и те данные, которые есть, например, у компаний сотовой связи по пешеходному и автомобильному трафику. Это важно для анализа и управления транспортными и людскими потоками, в том числе в режиме онлайн.

— Какова нынешняя технологическая основа цифровой карты города?

— Мы пока взяли то, что уже есть в регионе, а именно — геоинформационную систему «Геопортал Челябинской области» (http://gis.inf74.ru).

— Почему не карты "Яндекса" или того же 2ГИС?

— При всем их удобстве это все же сервисы частных коммерческих организаций. Их карты — их собственность. И с этим ничего не поделать, надо в том или ином виде платить за их использование. Плюс, повторюсь, речь идет и об информации очень чувствительной, связанной с безопасностью города и горожан. Лучше использовать те инструменты, которые у нас уже есть.

— Цифровая карта — дорогое удовольствие?

— Мы не тратили на этот проект какие-то отдельные ресурсы. Пока всё удается решить за счет оптимизации внутренних возможностей, работы управления информатизации и цифровой инфраструктуры администрации Челябинска.

— Но с увеличением количества информации и учитывая вопросы безопасности её надо будет где-то надежно хранить.

— Конечно. Пока нам хватает мощности имеющихся серверов.

Но очевидно, что у города так или иначе должен появиться свой ЦОД (центр обработки данных). Вопрос лишь, в 2021-м или в 2022 году.На деле геопортал региона — это очень хорошая основа, надо отдать должное специалистам министерства информационных технологий, связи и цифрового развития Челябинской области. Кроме того, когда мы полностью запустим нашу цифровую карту в действие, ее технологическую основу можно применять и в других городах нашей области. Для пользователей же будет сделан вход через сайт администрации Челябинска. А в чуть более далекой перспективе появится и мобильное приложение.

Скажу больше — в идеале у руководства города будут устройства (например, планшеты), на которых установлена цифровая карта в виде приложения, позволяющего напрямую управлять Челябинском прямо с планшета. И в этом нет ничего фантастического. Это будущее, которое вот-вот наступит.