«Сколково» с финским акцентом
Утром в холле гостиницы Radisson в Челябинске было не протолкнуться: все пространство заполонили собой стартаперы да инноваторы — участники Open innovations Startup tour - 2019 — мероприятия, которое в виде тура проводит фонд «Сколково».
Один из организаторов мероприятия похвастался автору этих строк тем, что Челябинск поставил два рекорда — по общему числу регистраций на мероприятие (830 человек) и по числу собственно стартаперов. Правда, при внимательном взгляде на тех, кто тихонечко поедал отменные пирожки и пирожные и запивал их кофе и водичкой, в душу закрадывались некоторые сомнения.
Вот вместе с лучшими своими силами в зал зашел Алексей Овакимян — гендиректор одной из крупнейших аудиторских и консалтинговых структур области, бывший вице-губернатор и партнер одного из проектов “Сколково” в Челябинске. Вот общаются меж собой руководители структур минэкономразвития региона. Вот целый десант министерства связи и информационных технологий Челябинской области. Вот известный челябинский консультант и бизнес-тренер Юлия Кульчицкая…
И вот вместо ассоциаций с молодостью и горящими взорами, которые вызывают в голове слова «инновации» и «стартап», — полный зал людей, в основном за 30, а частенько — глубоко за 40 лет от роду. Которые к тому же ну далеко не в подавляющем большинстве лидеры инноваций…
«Я провожу уже 93-е мероприятие в рамках Open innovations Startup tour и, поверьте, кое-что знаю о России, — убеждал на хорошем английском челябинских журналистов веселый и добродушный с виду финн Пекка Вильякайнен, советник президента фонда «Сколково». — Но вообще-то эти мероприятия и наша деятельность — не про инновации и технологии. Надо создавать новые рабочие места. И Россия, и Челябинск в этом нуждаются».
И не поспоришь…
Мероприятие вел известный в Челябинске стендап-комик Юрий Жуков. Когда в зале наконец возник момент, он начал огненно, представив главу региона временно исполняющим обязанности губернатора Челябинской области. И хотя формально про «временного» было чистой правдой, в условиях нашей политической реальности это смотрится приличной cтендап-шуточкой…
Текслер поздоровался с могучим финном, улыбнулся и заговорил с ним. Без переводчика. Хотя, как говорят, в школе углубленно изучал не английский, а немецкий. Но кто ж его знает какие таланты есть у Алексея Текслера.
Дальше — вступительное слово (сказано все, что необходимо по обязательной программе для таких мероприятий), участие вместе с председателем правления фонда «Сколково» Игорем Дроздовым в церемонии подписания сразу четырех рамочных соглашений о сотрудничестве между структурами «Сколково», министерствами регионального правительства и энергосетевым монополистом МРСК Урала (часть из них касались будущих систем «умный город»), относительно недолгое участие в пленарном заседании и короткий подход к прессе.
«Как такое возможно?»
Дорога из Челябинска в Копейск не самая долгая, но зато это самое настоящее испытание для спины. Даже если ты едешь в относительно комфортабельном микроавтобусе. В таком, в котором перемещается вместе с другими чиновниками во время своих рабочих поездок Алексей Текслер.
Врио главы Копейска Андрей Фалейчик (который, хотя был одобрен в этом качестве еще Борисом Дубровским, формально на своем посту на пару дней меньше, чем Алексей Текслер — на своем) встретил главу региона на границе города.
Первым объектом для посещения стал остов физкультурно-оздоровительного комплекса. Подъехавший кортеж из микроавтобусов отчаянно снимали на телефон несколько людей в белых халатах из здания напротив. Возле входа в ближайший супермаркет тоже скопилось с десяток любопытных. Еще бы, в кои-то веки в эти места глава региона добрался...
В коротком разговоре Текслера и Фалейчика выяснилось, что в городе вообще нет стационарных крытых объектов, где жители могли бы круглый год заниматься спортом. А этот ФОК законсервирован еще в 2008 году. Бюджет строительства составляет 180 млн рублей, 56 из которых были освоены и стояли перед Текслером железным монстром.
— Как сети здесь? — поинтересовался Текслер.
— Вынос выполнен, необходимо только плату за присоединение урегулировать, - ответил Фалейчик.
— Что коллеги-то говорят, те, кто дольше вас здесь работал? Почему 11 лет ничего не происходило? Ноль объектов. Как такое вообще возможно? — возмущался глава региона. Фалейчик, по сути, отдувался не за себя, а сразу за всех своих предшественников в эти 11 лет — от Михаила Конарева до Вячеслава Истомина и Владимира Можина. Впрочем, Текслер прекрасно это понимал, и его эмоции были в адрес, наверное, других людей. В том числе тех, кто был до него главой региона...
— Сколько у вас бюджет города? — продолжал углубляться в детали Текслер.
— Три с небольшим миллиарда рублей, из них собственных доходов — чуть больше миллиарда, — отвечал Фалейчик. — Минспорт нас по части ФОКа поддерживает, но там тоже денег нет. И ФОКов нет, а нужда у жителей огромная...
— Какие у вас есть предложения?
— Думаю, надо провести корректировку этого проекта, по возможности минимизировать стоимость застройки, включить объект в региональные и федеральные программы...
— И раз одного ФОКа не хватит, вы посмотрите типовые решения, которые уже существуют. Зал нужен универсальный, но по размерам чтобы был и мини-футбол, и волейбол, и баскетбол, — резюмировал глава региона.
Фалейчик, еще недавно бывший замминистра строительства, все прекрасно понимал.
Затем Алексей Текслер заехал в Городскую больницу № 1. Начал со здания поликлиники.
Главврач больницы Алексей Алешкевич четко, со знанием дела отвечал на все вопросы врио губернатора. Увы, состояние дел было не лучшим. Точнее — лучшим из возможных, но не лучшим в принципе. Ну а как иначе? Здание поликлиники, где обcлуживаются 35 тыс. человек, 1964 года постройки, нужно новое травматологическое отделение, травмпункт, разнообразное оборудование, обеспеченность врачами — 55-60%…
— Это никуда не годится! Это какая же нагрузка у врачей? — возмутился Алексей Текслер.
Выяснилось, что проблема встала в полный рост, когда больницу передали из ведения муниципалитета в ведение региона. По словам Алешкевича, дело в том, что в Копейске до определенного времени была программа, по которой устраивающиеся на работу врачи получали по 100 тыс. рублей. А теперь, с передачей больницы из ведения города, эта программа закончилась. И врачи едут либо в куда более обеспеченные материально и технически челябинские больницы, либо в сельские районы, за миллионом рублей, который выплачивают в рамках другой программы.
— Златоуст, Копейск, Миасс — мы в самой большой опасности тут, — подчеркнул господин Алешкевич. После чего они вместе с Алексеем Текслером проследовали в основное здание больницы, с виду не менее возрастное, чем поликлиника...
Третьим пунктом повестки дня стал микрорайон Тугайкуль, где, в общем-то, все как у всех — панельки почти в «чистом поле», только вот школы нет, А та, что планируется к постройке, все равно не решит проблему. Хотя бы потому, что в Копейске не хватает более 3000 мест в школах и многие дети обучаются даже не во вторую — в третью смену.
— Это не дело, это даже не отвечает требованиям закона об образовании, — вновь удивился и возмутился Текслер. — Давайте ваши предложения, определим приоритеты. И по дороге из Челябинска — это стиральная доска какая-то. Невозможно ездить. Сергею Вернеровичу (Шалю, заместителю Текслера, — прим. ЕАН) я поручение дал. Разберитесь вместе с Челябинском, скорректируйте планы.
Сергей Шаль кивнул головой.
После этого Алексей Текслер проехал к заводненным шахтным выработкам, где его взору открылся пейзаж, больше подходящий для какой-нибудь компьютерной игры про постапокалипсис. К тому же выяснилось, что вода из выработок откачивается в куда меньшем количестве, чем нужно.
— Я общался с минэнерго России, — напомнил о своем прошлом месте работы глава региона. — Там есть программа соответствующая, есть финансирование. Но никогда Челябинская область в ней не участвовала! Никогда! Ростовская область, Кемеровская — все там, только нас нет.
Кажется, где-то икнули Борис Дубровский и Михаил Юревич.
— Я понимаю, что здесь есть компетенции не только ваши, но и правительства региона, - вы получите нужную поддержку, - обратился Алексей Текслер к Андрею Фалейчику. — Наведите порядок здесь! Я вас поддержу! Только мусор отсюда уберите, а то едем, как по свалке...
После этого Алексей Текслер проехал в администрацию города, где коротко, меньше часа совещался по поводу ситуации в городе с местным и областным чиновничеством. И вышел к прессе.
— Чем Копейск порадовал? Тем, что работы тут много, — улыбнулся врио губернатора, прокручивая, видимо, в голове те суммы, которые предстоит найти для того, чтобы оказать обещанную городу поддержку.
— По главе города. Я поговорил лично с Фалейчиком, пообщался с людьми, собрал информацию. За две недели те доклады, что я услышал... Он активный. И мне кажется, что его надо поддержать на конкурсе, — сделал главное политическое заявление дня Алексей Текслер. — Но посмотрим, какая будет обратная связь от людей…
Посмотрим. А начать врио мэра следует с мелкого ремонта самой мэрии, от фасада которой предательски отваливается штукатурка...
Дмитрий Моргулес