Глава области встретился с региональным отделением Союза промышленников и предпринимателей. Речь шла не о выборах.
Что скрывать, встречу Алексея Текслера с самыми богатыми людьми Челябинской области ждали. Ждали и эти самые богатые люди, и, видимо, сам глава региона. И уж точно ждали те, кто в последние недели полторы уверял всех в Telegram-каналах, что на этой встрече и впрямь решат, кто и в каком объеме проспонсирует избирательную кампанию по выборам губернатора.
Очередное (но не рядовое) заседание регионального отделения СПП (которое во многом не только объединение работодателей, но и закрытый частный клуб, объединяющий богатейших промышленников, связанных старой дружбой, сотрудничеством и общими интересами), принимал Челябинский трубопрокатный завод. Журналистов, как водится, привезли заранее, одели в белые каски и халаты «белых металлургов» и повезли на знакомую всем (кроме, видимо, Алексея Текслера) «Высоту-239» — возможно, лучшее в мире производство труб большого диаметра.
Километровые пролеты цеха, безупречный конвейер, в котором толстенные стальные листы сгибают, словно бумагу, в трубу, сваривают, покрывают разными покрытиями изнутри и снаружи и, наконец, на гигантских кранах, словно палочку корицы, переносят из одного края цеха на другой, не могут не впечатлить. Как и идеальный паркет на центральном пролете и японский сад с цветущей сакурой в одном из пролетов.
Впрочем, «Высотой-239» экскурсия не ограничилась, и главе региона продемонстрировали совместное с Роснано предприятие «Этерно», которое делает всякие габаритные и очень сложные детали для нефтегазовой промышленности. И снова почти километровые пролеты, печи, от которых идет жар, но только лишь когда открываются герметичные створки, гигантский пресс, ванны для охлаждения деталей, которые из печей достают гигантские погрузчики… Что-что, а высочайшая производственная культура налицо.
Тем временем в рабочей столовой «Высоты-239», всегда больше напоминавшей ресторан и переоборудованной под прием высоких гостей, Алексея Текслера ждало почти четыре десятка участников будущего заседания во главе с председателем регионального отделения СПП, самым богатым человеком области, владельцем ММК Виктором Рашниковым.
Здесь был практически весь цвет, все сливки южноуральского бизнеса. Те, кого на региональном уровне принято считать олигархами. Валерий Гартунг (не только депутат Госдумы, но и владелец Челябинского кузнечно-прессового завода), Алекcандр Гончаров (не только бизнес-омбудсмен региона, но и еще с 90-х годов крупный предприниматель), один из самых богатых пенсионеров области Семен Мительман, фронтмен влиятельного клана Сергей Вайнштейн, не так часто появляющийся в Челябинске Марк Лейвиков и многие, многие другие (включая, например, президента екатеринбургской РМК Вcеволода Левина). Из «первого эшелона» не было разве что совладельца ЧЭМК и «Арианта» Александра Аристова, которого заменил его зять Александр Кретов.
И чуть в сторонке от членов СПП был замечен еще один значимый в ближайшем будущем человек — Иван Куцевляк, которого в последние дни усиленно прочат как замену нынешнему «экономическому» вице-губернатору области Руслану Гаттарову. Впрочем, пока господин Куцевляк публично представлен не был.
Экскурсия по производству давно закончилась, даже автобус с журналистами уже прибыл к столовой, и они выстроились напротив членов высокого собрания, а Алексея Текслера все не было. Виктор Рашников заметно нервничал и даже пару раз посмотрел на часы. Вскоре появился совладелец «Группы ЧТПЗ» Александр Федоров и этим отвлек Рашникова. Наконец, спустя минут семь появился и Алексей Текслер в компании основного акционера ЧТПЗ Андрея Комарова.
Глава региона прошел вдоль всего стоящего в форме буквы «П» стола и с улыбкой за руку поздоровался с каждым предпринимателем. Не только этикет, но и знак уважения.
«Действующее производство — лучшая площадка для встреч с промышленниками и предпринимателями, — начал Алексей Текслер и сразу перешел к, казалось, главному: — Вы знаете, в ближайший четверг будет мое обращение к Законодательному собранию с оценкой текущего положения дел и приоритетами развития региона. В преддверии этого хотелось бы услышать вашу оценку ситуации и предложения по ее улучшению».
Алексей Текслер рассказал, что и текущая ситуация в экономике региона внушает определенные опасения — за первые четыре месяца упал почти на 2,5% по сравнению с прошлым годом объем промышленного производства. Впрочем, в апреле ситуацию удалось стабилизировать.
«С 2014 года ежегодно растет налог на прибыль, поступающий в областной бюджет в основном от предприятий промышленности, он вырос с 17,5 до 55 млрд рублей, — заметил глава региона, и промышленникам вроде бы есть чем гордиться. Но: — По инвестициям в основной капитал наш регион лишь 18-й в стране, и основная их (инвестиций) масса приходится на крупные промышленные предприятия. По уровню зарплат регион — 36-й в стране, пятый год подряд в области сокращаются реально располагаемые доходы населения. Причем в последние три года растет разрыв зарплат в нашей области с зарплатами по стране в целом».
«С точки зрения людей получается следующее: финансовые ресурсы есть, соразмерных инвестиций в социальную сферу, роста доходов граждан нет, — и Алексей Текслер оглядел собравшихся. — Мы это видим на примере снижения денежной массы, поступающей в розничный оборот, в оборот реальной экономики. Сжимаются торговля и рынок услуг. Создается ощущение, что регион не развивается в социальном плане. И мы имеем отток жителей. Причем уезжают молодые, активные, талантливые».
Слушавшие Текслера промышленники, казалось, немного напряглись. Такой критичной оценки ситуации они от главы области не слышали давно. Возможно, никогда. Во всяком случае публично.
«Нам нужно, чтобы люди видели, что в нашей области есть смысл жить и работать, связывать с регионом будущее, — резюмировал Текслер, и перешел к главному. — Хочу обратить внимание. Коллеги, необходимо ваше участие в социальных инвестициях. Нужно не только зарабатывать в регионе, но и вкладывать в него. Это наша с вами общая задача, власти области не будут стоять в стороне».
Возможно, в этот момент в головах некоторых присутствовавших возник лишь один вопрос: «Сколько?»
Впрочем, Алексей Текслер говорил не только о потребностях, но и о сотрудничестве, о том, как будет взаимодействовать областная власть с крупным бизнесом. И ключевой стала фраза: «Все мы понимаем причины, которые сдерживали инвестиции в регион в предыдущие годы. Не всегда ситуация к этому располагала. Теперь хочу сказать, что все будет иначе».
И далее, что называется, разбирая на цитаты:
«Я хотел бы видеть в области десятки современных промышленных групп. Нам нужны более высокие переделы. У меня есть достаточный отраслевой – я имею в виду энергетику – и федеральный опыт для всестороннего содействия в этом вопросе. Также готов рассматривать возможность оказания налоговой и инфраструктурной поддержки при условии развития новых, по-настоящему современных, экологичных производств».
«Для этой работы в области будет настоящий проектный офис – свое министерство промышленности. В одном из ключевых промышленных регионов страны – мы занимаем 6-е место по объему продукции обрабатывающих производств – это очевидная необходимость. То, что ей пренебрегали ранее, для меня также странно, как и для вас» (если Алексей Текслер хотел поязвительнее намекнуть на Бориса Дубровского, то он, безусловно, это сделал).
«Безусловно, это потребует и кадровых решений, поддерживающих новые приоритеты. Такие решения будут, причем в ближайшее время. Новая система займется региональными мерами поддержки, "заточенными" под развитие современного машиностроения, металлообработки, других современных производств».
«Рядом с уже существующими традиционными отраслями должны вырасти IT-индустрия, цифровые технологии. Все то, что вкладывается в термин "Индустрия 4.0". При этом традиционные для нас производства тоже нужно обновлять на базе технологий XXI века».
«Наряду с развитием "большой" промышленности для нас важно развитие современного сектора малого и среднего предпринимательства. Ему нужна стыковка с крупным бизнесом, с вашими предприятиями. Именно малый и средний бизнес – это те компании, которые могут стать завтра крупными».
И завершая выступление: «Региональная власть намерена выстраивать с вами крепкие партнерские отношения. Рассчитываю, что в ответ бизнес также включится в развитие области. Давайте работать вместе во благо людей».
Наверное, отчасти слова эти банальные, про все хорошее и против всего плохого. Но столь открыто они еще не звучали.
Впрочем, «ответки» в адрес главы области со стороны промышленников и предпринимателей журналисты не услышали — заседание прошло в закрытом режиме. Что, наверное, отчасти понятно. Большие деньги, как известно, любят тишину…
Впрочем, было и еще кое-что важное. На подходе к прессе Алексея Текслера спросили, решилось ли уже, кто именно из промышленников поддержит финансово его избирательную кампанию. Дело в том, что СМИ уже опубликовали целый «список спонсоров», выдав его как дело решенное и якобы обговоренное.
«...Ни с кем из предприятий я эту тему, откровенно говоря, еще не обсуждал. Избирательная кампания еще не началась», — заметил глава региона. И, с одной стороны, опроверг слухи, а с другой — добавил интриги, чего уж там...
Дмитрий Моргулес