Глава Центрального района Челябинска Виктор Ереклинцев немного обреченно смотрел на журналистов. Через некоторое время ему предстояло отчитываться перед главой региона о ходе работ по реконструкции нескольких знаковых для Челябинска общественных пространств, и он понимал, что Алексею Текслеру понравится далеко не все.
Тем временем после легких попыток кокетливо отказаться, замдиректора компании «Южуралмост» Алексей Струговец все-таки соизволил рассказать представителям СМИ, как и когда поменяется участок улицы Тернопольской, в частности от улицы Витебской до улицы Смирных, реконструкцию которого начала его компания.
«Участок от улицы Сони Кривой до улицы Витебской уже сделан, как вы видите, и это не наша работа, — стоя рядом с бургерной Black star burger, рассказывал Струговец. — А вот выше мы заменим асфальтовое покрытие, проведем благоустройство, сделаем красивую пешеходную зону...»
И все это счастье — уже к дню города. А там и реконструкция собственно улиц Витебской и Смирных — от улицы Энтузиастов до улицы Лесопарковой. И когда это случится, и без того тихий и уютный закуточек центра города станет просто-таки идеальным.
Дошла очередь до Виктора Ереклинцева. Он долго объяснял, какие красивые решения придуманы для сквера возле ЮУрГУ (сухой фонтан со стороны проспекта Ленина, реконструированная, но при этом почти нетронутая тропиночная сеть, малые архитектурные формы, скамейки в удобных для людей местах)… А еще — про проект реновации бульвара по проспекту Ленина, авторы которого в свое время получили Госпремию СССР. И там тоже все будет почти неизменно (из кардинальных изменений — асфальт на плитку поменяют), но все же лучше, лучше чем сейчас…
Но при вопросе о сроках Ереклинцев глубоко вздохнул.
«Боюсь, в этом году все не успеем», — Виктор Александрович даже поменялся в лице. По словам главы района, до сих пор не вышел окончательно из Госэкспертизы проект сквера перед ЮУрГУ — а без него невозможно начать процедуру торгов на собственно работы по реконструкции.
«Проектировщик все обещает, но иногда приходится самому звонить в Главгосэкспертизу, и проверять там ту информацию, что он дает нам», — Ереклинцев лишь разводил руками, а где-то в это время, видимо, икал известный в Челябинске архитектор Василий Важенин, чья структура выиграла подряд на проектирование сквера и бульвара. Чуть позже, не при камерах и без диктофонов, звучали и куда более резкие выражения. Но как это объяснишь Алексею Текслеру?
Микроавтобус с главой региона тем временем подъехал к улице Тернопольской, и он, чуть ли не выпрыгнув из него, в компании врио мэра города Натальи Котовой и ее заместителя по дорожному строительству Владимира Алейникова (тот появился на широкой публике едва ли не впервые после тяжелого перелома ноги, заработанного еще зимой на горнолыжном склоне. И, судя по скорости передвижения, Владимир Георгиевич смог восстановиться —прим. автора), и бодрым шагом отправился к небольшому стенду, возле которого его ждали Виктор Ереклинцев, и представители структур, превращающих отрезок улицы Тернопольской между бывшим заводом «Полет» и зданием бывшего НИИИТ в, по сути, вторую «Кировку» — пешеходную зону, на которой будут расположены самые разные магазины, места отдыха и заведения общепита.
Первым отчитывался Виктор Ереклинцев. Алексей Текслер, разумеется, спросил о сроках. Выслушав объяснения главы района, глава области лишь сказал, что «это никуда не годится, и у меня просто приличных слов нет», попросил Наталью Котову помочь коллеге, и принялся выслушивать двух молодых людей, которые наглядно показывали и рассказывали все про уже случившиеся изменения улицы Тернопольской. Где-то в этот момент наверняка снова почувствовал икоту Василий Важенин…
Вообще, последние инспекционные объезды Алексея Текслера показали, что если он спрашивает о сроках завершения тех или иных работ, то ответы делятся на три категории. Лучше всего отвечать «к дню города» — тогда реакцией главы области будет довольная улыбка. Вариант «в этом году закончим» тоже ничего, но не обойдется без легкой досады и пожелания ускорить работы. А вот тот, кто будет использовать словосочетания «не успеваем» и «в следующем году», рискуют нарваться на гнев. Да, скрытый за безупречной внешне вежливостью и невозмутимостью Алексея Текслера, но оттого не менее чреватый последствиями по отношению ко всем причастным.
Вторым объектом, который осмотрел глава региона, стал реконструируемый участок улицы Университетская набережная, рядом с микрорайоном «Тополиная аллея». Здесь Алексея Текслера встречали несколько машин подрядчика работ — компании «Нижавтодорстрой», а также лично ее владелец и гендиректор Усик Петросян.
А еще чуть в сторонке стояла необычная с виду машина — микроавтобус, увешанный антеннами и какими-то красными коробочками, датчиками. Сбоку было написано «3D георадар. Система лазерного сканирования».
Молодые ребята, сидевшие внутри микроавтобуса, с радостью рассказали, что представляют ООО «Уралдорпроект» их рабочая станция оснащена датчиками, которые позволяют, во-первых, с высочайшей точностью диагностировать неровности и повреждения дорожного покрытия до начала ремонтных работ, а во-вторых, проверять качество отремонтированного покрытия. Причем с какой-то запредельной точностью — до миллиона импульсов в секунду, что позволяет проводить обследования в движении, на весьма приличной скорости, и с детализацией вплоть до сантиметра. И не только поверхности, но и «внутренностей» дороги — сколько именно какого слоя какого именно материала с какой именно плотностью положили дорожники.
Выяснилось также, что подобный автомобиль — единственный по своему уровню оснащения в Уральском федеральном округе (и их считанные единицы по всей стране), а оборудование и программное обеспечение вместе с, собственно, платформой-микроавтобусом стоят около миллиона евро.
Стало понятно, что ребята здесь не просто так. И точно — после того, как Алексей Текслер пообщался с господином Петросяном и подчеркнул, что «качество должно быть прежде всего» (но сроки от этого не сдвинутся), к главе региона подвели ребят из «Уралдорпроекта» во главе с директором Валентиной Горбулиной. Выслушав их, и осмотрев внутренности микроавтобуса, Алексей Текслер настойчиво рекомендовал Наталье Котовой привлечь эту
компанию к контролю качества дорожных работ в Челябинске. Показалось, что дорожники… нет, не расстроились, но все же несколько напряглись.
Хотя тут же попытались показать эффективность традиционных методов контроля качества — перед Алексеем Текслером с помощью фрезы вырезали прямоугольный керн свежеуложенного асфальта, промыли его водой и представили на суд главы региона.
«И что вы мне скажете про этот срез?», — спросил Текслер окружавших его дорожников и специалистов дорожного контроля.
«Хороший срез», — сошлись во мнении специалисты. После чего глава региона еще раз подчеркнул важность качества дорожных работ, и продолжил поездку.
Третьим объектом, удостоившимся внимания Текслера, стал свежепостроенный светофорный комплекс и пешеходный переход, установленный после многочиленных жалоб жителей микрорайона «Академ риверсайд», которые никак не могли нормально перейти дорогу в этом месте. И в итоге даже не обошлось без человеческих жертв. Жалобы людей дошли до главы региона, он дал поручение не ждать строительства запланированного здесь перехода-моста, а немедленно обустроить светофор, переход и островок безопасности.
Инженер ОАО «СМЭУ ГАИ» Максим Демец пояснил, что режим работы светофора рассчитан программным комплексом, и что у пешеходов теперь есть 24 секунды зеленого сигнала светофора. Но если что — все можно подкоррекировать. На том и порешали.
Завершал программу объезда визит Алексея Текслера центр управления АСУДД — автоматизированной системы управления дорожным движением. Из комнаты, оборудованной несколькими компьютерами, а также огромным экраном (разделенным на множество секторов, в которых отображались схемы расположения и режимы работы светофоров, уровень трафика, а также выводились изображения с камер наблюдения), усилиями всего пары операторов можно устроить в Челябинске «зеленую улицу» там, где это необходимо, а если очень захотеть — то и неустранимые пробки. Но в основном система работает сама — по заданному заранее и просчитанному на компьютере режиму.
Работа систему заинтересовала Алексея Текслера настолько, что он провел возле экранов и пультов едва ли не полчаса, и все время пытался выяснить, к чему может привести дальнейшее развитие этих технологий, и как скоро можно ожидать внедрения всего этого. Выяснилось, что внедрение в полном объеме тех новшеств, прежде всего — нового уровня цифровизации и автоматизации работы системы, которые сейчас проходят обкатку на нескольких улицах, переход, фактически, к искусственному интеллекту в этой области, то можно спокойно увеличить пропускную способность уже существующей улично-дорожной сети Челябинска на 12 процентов.
Впрочем, как известно, «не сама машина ходит, машинист машину водит». Но перспективы радуют.