Состав регионального отделения был серьезно усилен Александром Калининым — президентом «Опоры России», прибывшим из Москвы в родной для себя Челябинск.
«Я здесь не в первый раз, мне приятно, что мы регулярно встречаемся. Это очень важно», - заметил Алексей Текслер, открывая встречу. После чего перешел к проблематике и задачам, стоящим перед малым и средним бизнесом региона. Так, по словам главы области, согласно майскому указу президента России Владимира Путина, к 2024 году необходимо на четверть (это около 110 тыс. человек) увеличить число людей, занятых в этом самом малом и среднем бизнесе. Кроме того, для себя региональные власти определили еще один важный индикатив — рост оборота субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) на 30%.
«Да, уже многое сделано, есть определенная инфраструктура поддержки бизнеса, наш регион один из лидеров в стране по поддержке предпринимательства, — напомнил глава региона. — Но крайне важно не останавливаться на достигнутом и идти вперед».
Кто бы спорил.
К тому же и задачи, которые в полный рост встают перед предпринимателями (а скорее, им их подкидывает, словно дровишки в костер, родное государство), совсем непросты.
«С 2021 года планируется отмена единого налога на вмененный доход (ЕНВД), — подчеркнул Алексей Текслер. — При этом в области работает более 40 тыс. субъектов МСП. И нам важно проработать вопросы их перехода на другие налоговые режимы».
Еще одна, увязанная с предыдущей, задача — сбалансировать налоговые ставки для тех, кто работает по упрощенной системе налогообложения (УСН).
«Есть запрос на поиск нового баланса. По некоторым направлениям мы проигрываем конкуренцию даже соседям, — несколько разочарованно сказал глава области. — Рассчитываем, что снижение ставок УСН, к которому мы готовы, приведет к росту поступлений в бюджет. Я поставил задачу областному минэкономразвитию до конца сентября внести предложения по новым ставкам».
Сидевший в первом ряду министр экономического развития области Иван Куцевляк кивнул головой. А предприниматели в зале словно чуть задумались — да ладно, неужели снизят налоги?
А Алексей Текслер продолжил. Про докапитализацию льготных инструментов финансирования МСП. Про поддержку экспорта. Про создание кооперационных цепочек внутри региона...
«Работа предстоит масштабная, — подытожил глава региона. — У нас есть потенциал и все компетенции. Мы работаем на одной площадке, и диалог важен для нас. И Александр Сергеевич с нами, у нас постоянный контакт».
Александр Калинин улыбнулся и сменил Алексея Текслера за трибуной.
Порадовавшись тому, что вновь прилетел в родной город, к старым и верным друзьям, в том числе к тем, вместе с которыми он создавал региональное отделение «Опоры» еще в 2004 году, он перешел к главному: «Наша задача - чтобы малый и средний бизнес развивался. Так что готовьте свои предложения. Время делать, время дерзать, время работать в команде с региональной властью».
И сказать лучше Александр Калинин не смог бы.
Следующим выступил представитель «конкурирующей фирмы» — лидер регионального отделения «Деловой России» Константин Захаров. Впрочем, он сделал комплимент коллегам, сказав, что «на вашем фоне и «Деловая Россия» имеет свое место». И тоже перешел к главному.
«С нами можно работать. Мы достаточно компетентны. Я считаю, что у Челябинской области самый высокий потенциал развития", — разогревался Захаров. А затем все-таки перешел от дифирамбов к делу. А точнее к кадастровой оценке земельных участков, которая делается заново каждые пять лет и при очередной переоценке почему-то возрастает в разы, что сильно бьет по кошелькам и инвестициям предпринимателей. Особенно тех, кто связан с производством и либо имеет в собственности, либо арендует значительные площади — именно от оценки стоимости формируются налоги на землю и ставки аренды.
Алексей Текслер взял свой знаменитый красный блокнот и начал записывать.
После Константина Захарова слово предоставили вице-председателям и руководителям комитетов регионального отделения «Опоры». Каждый высказывался по своей теме.
Начал Олег Витковский и сразу огорошил всех присутствующих масштабом замыслов и уровнем проектов. Судите сами.
Господин Витковский сообщил, что у него есть вариант создания платного подземного автомобильного туннеля, который соединит северо-запад Челябинска с его центром. Стоимость строительства - 13 млрд рублей. Причем на условиях концессии и уже якобы с имеющимися интересантами. Любопытно, что раньше о такой грандиозной во всех смыслах идее не слышал ровным счетом никто. Включая Алексея Текслера.
Затем господин Витковский перешел к необходимости создания аквапарка.
«Ну и еще с Видгофом поговорим по поводу создания «Сириуса-2»», — небрежно, словно мимолетом, бросил господин Витковский. Знал ли к тому моменту известный челябинский бизнесмен, что с ним собираются обсудить вопросы по созданию местного аналога знаменитого сочинского образовательного центра для одаренных детей, так и осталось неизвестным. Впрочем, кажется, для господина Витковского это было неважно. Он уже перешел к термину «послеШОСие»…
Затем свои мысли, идеи, предложения и просьбы высказывали более приземленные члены «Опоры России».
Так, очень много говорили про туризм. Кто-то — про медицинский туризм, который может приносить региону много денег. Кто-то, как Дмитрий Довбня, поднял системную проблему — в правительстве области туризм - словно дитя у семи нянек, и нет органа, который бы отвечал за его комплексное развитие как индустрии.
Глава национального парка «Тургояк», владелец курортов «Солнечная долина» и «Золотой пляж» Олег Сиротин был еще более конкретен. Он попросил профинансировать (123 млн рублей) строительство новой очереди канализационных сооружений под его новый инвестпроект «Открытый город», который тут же и презентовал (проект масштабный, речь идет о создании, по сути, нового города, ЕАН писал о нем). А также решить вопрос с РЖД о достройке пятикилометровой железнодорожной ветки и о запуске скоростного поезда «Ласточка», который бы за час доставлял жителей Челябинска не просто в Миасс, а прямо к его «Солнечной долине». Что, разумеется, «значительно увеличит туристический поток, и не только внутрирегиональный». Цена вопроса — 300 млн.
«Я уже говорил с РЖД, они были готовы на условиях софинансирования», — отметил Сиротин, явно рассчитывая на реакцию Текслера. Ну а что — вот вам и партнерство государства и бизнеса.
Следом вышел владелец крупнейшего на Урале автодилера «Регинас» Василий Рыбаков. Он, заметив, что не является членом «Опоры России», но удачно паразитирует на ней, заявил, что выступает здесь не как предприниматель, а как президент Федерации гребли Челябинской области и как заслуженный тренер России по этому виду спорта, чьи ученики выигрывали чемпионаты мира и участвовали в Олимпийских играх.
«Я помню, что гребля - это очень тяжелый вид спорта, — отметил Алексей Текслер. — У нас в классе девочка была, она им занималась. И друзья есть, которые занимались греблей. И когда сам попробовал, почувствовал, как это тяжело».
«На «драконе» (вид лодки, — прим. ЕАН) ведь ходили?» — намекнул Рыбаков.
«Про «дракона» знает, молодец. Видимо, у нас с вами одни знакомые», — улыбнулся глава региона.
Тут Рыбаков, благо он славится своей предпринимательской хваткой, перешел в наступление и попросил помощи для Федерации гребли, которая вовсю осваивает гладь Шершневского водохранилища. Планы, кстати, вполне амбициозные, которые действительно могут принести пользу области, городу и не только в собственно спортивном плане. В дополнение к своим словам господин Рыбаков тут же вручил Алексею Текслеру папку с предложениями, флешку с видеофильмом и приглашение на 20-летие Федерации гребли.
Умеет, словом.
После всего этого парада идей слово взял глава области. Он кратко прокомментировал то, что услышал от представителей бизнеса. И, либо давая понять, что готов внимательно и лично посмотреть те или иные конкретные идеи и проекты, либо встраивая их в общий контекст задач, стоящих перед областью, Алексей Текслер никого не разочаровал. Даже Олега Витковского.
Дмитрий Моргулес.
Фото: пресс-служба губернатора Челябинской области.