Волнение господина Жилина можно было понять. Алексей Текслер не раз и не два откладывал намечавшуюся было поездку в Златоуст. Кроме того, последние месяца полтора в городе гостили многочисленные проверяющие из контрольно-счетной палаты, главного контрольного управления области и правоохранительных органов.
И даже больше — в политической тусовке говорили о возможном уходе главы Златоуста, чем немедленно разогрели ситуацию до состояния кипящего пара в городе, и без того традиционно политически горячем. И даже дождь, зарядивший в Златоусте с самого утра, кажется, не мог остудить накала. Впрочем, он не остудил даже пыл газонокосильщика, отчаянно пытавшегося выровнять траву возле здания мэрии. Ладно хоть никому не пришло в голову краской воспользоваться…
Семечки, ракеты и культурная программа
Алексей Текслер начал осмотр города с предприятия SMART. Оно производит снеки - семечки и орешки под марками «Джинн» и «Белочка» и бурно развивается в последние годы.
Однако подробнее рассказать о заводе, увы, не получится — владелец предприятия Алексей Волков так заботится о безопасности, что решил не допускать на завод журналистов — пустили только фотографа главы региона. Впрочем, по сравнению с тем, что было дальше, это все действительно оказалось всего лишь семечками...
Затем Алексей Текслер заехал на главное оборонное предприятие города — Златоустовский машиностроительный завод, который, как известно, производит стратегические ракетные «изделия» морского базирования, каждое из которых может… может.
Впрочем, сначала главе региона показали цеха, где производят более мирную продукцию. А именно — конвейер, на котором делают бытовые плиты «Мечта», разнообразие ассортимента которых может соперничать лишь с массовостью их выпуска. И показали цех, где делают алюминиевые профили самых различных форм, из них изготавливают радиаторы отопления.
Директор завода Антон Лобанов рассказал гостю о структуре занятости на предприятии, соотношении гражданской и оборонной продукции в выручке завода и продемонстрировал Алексею Текслеру образцы огнестрельного оружия, которое также традиционно изготавливают на Златмаше. Это пистолеты-пулеметы «Кедр», которые довольно приличным тиражом заказывает МВД, и нарезной охотничий карабин «Кречет». Главе региона было интересно.
Думается, еще более интересно было в тех цехах, где производят то, что составляет важную часть стратегического ядерного щита России. Но журналистов туда, увы, не повезли — секретность никто не отменял...
Затем началась «культурная» часть поездки. Для начала краеведческий музей города, где Алексею Текслеру устроили подробную экскурсию. В нее то и дело вмешивался известный предприниматель, гендиректор Златоустовской оружейной фабрики Валерий Томея, он перебивал и дополнял сотрудников музея. Посмотреть действительно было на что, прежде всего в исторической части. А качество великолепных златоустовских боевых клинков не померкло за века.
Алексею Текслеру рассказали о проекте реконструкции здания Златоустовского арсенала (таких сохранилось всего шесть в стране) и превращения его в производственно-музейный комплекс.
«Нам не хватает площадей, — объяснила главе региона директор музея. — У нас 75 тыс. единиц хранения, и только 10% из них мы можем выставить в экспозицию».
Идея вызвала живой интерес у Алексея Текслера. Вероятно, через какое-то время будет понятно, во что она превратится на практике.
Затем Текслер зашел в находящийся буквально в 20 м от музея театр «Омнибус», старейший на Южном Урале. Александр Романов, директор театра с 1982 года, провел главу региона по помещениям и сообщил, что в будущем году "Омнибус" отметит свой 100-летний юбилей, на который приедут многочисленные гости.
«В частности, Александр Калягин (знаменитый актер и режиссер театра и кино, председатель Союза театральных деятелей РФ, — прим ЕАН) пообещал, что приедет», — заметил господин Романов и попросил помощи в облицовке фасада здания. Разумеется, помогут. И вообще кажется, что в просьбе-то директор театра сильно поскромничал...
Плесень, рухлядь и X7
Закончив с позитивной частью программы, Алексей Текслер отправился по местам, которые можно мягко назвать проблемными.
Начали с биатлонного центра имени Светланы Ишмуратовой - олимпийской чемпионки и уроженки Златоуста. Центр возводится уже почти десятилетие, и совсем не с чемпионской скоростью и качеством. Стоит заметить, что здесь к Алексею Текслеру присоединились главные региональные «надсмотрщики» — начальник главного контрольного управления области Дмитрий Агеев, председатель областной контрольно-счетной палаты Алексей Лошкин и его заместитель Юрий Подшивалов. Был и представитель компании-подрядчика Михаил Азаматов.
Алексея Текслера сначала провели по вспомогательному корпусу, в котором расположены раздевалки и прочие подсобные помещения, и по милым домикам из оцилиндрованного бревна, где, собственно, будут размещаться спортсмены. Здесь завязалась легкая дискуссия о диаметре бревен, из которых сложены дома, и о том, способны ли они сохранять зимой тепло настолько, чтобы жить в домиках было комфортно.
Выяснилось, что по проекту предусматривался один диаметр бревна, начали было строить из другого, но в итоге пришли к третьему варианту — меньшему (и более дешевому), чем планировалось.
«У нас есть заключение, что все нормативы будут соблюдены и здесь будет тепло», — сообщил министр спорта области Леонид Одер Алексею Текслеру. Тот внимательно посмотрел на него и на главу города и направился дальше — к главному корпусу, совмещенному с трибунами.
Здесь для начала Текслер обратил внимание на то, что из-за дождя на стадионе и стрельбище скопились лужи. Это свидетельствует о том, что при асфальтировании никто особо не заботился ни об уклонах, ни о ливневой канализации.
«А как вы собрались сдавать объект, если на стене стрельбища уже полосы от того, что вода стекает?» — спросил Текслер подрядчика.
Господин Азаматов бодро заверил, что все будет исправлено к 1 октября, когда комплекс должен быть сдан. Честно говоря, это он зря сказал. Только разозлил главу региона. Впрочем, возможно, что сознание господина Азаматова затуманил огромный новенький внедорожник BMW X7, стоявший на территории комплекса, на который обратили внимание многие из тех, кто сюда приехал…
«Собираемся делать центр мирового уровня, а тут такое», — сказал Алексей Текслер, после чего зашел внутрь здания и пошел по помещениям.
Судя по увиденному корреспондентом ЕАН, главное здание комплекса, еще не построенное и не сданное, уже нуждалось в серьезнейшем капитальном ремонте — повсеместный запах сырости (и явно не от шедшего дождика), отделка на стенах и окнах начала отваливаться, дверные ручки — отламываться, подвесные потолки протекали, подтекали и провисали, во многих помещениях — плесень и грибок на стенах, кое-где — попросту отваливался потолок. А еще — неправильно сделанное покрытие трибун, кривые ступеньки, неприспособленность комплекса для инвалидов…
В одном из наиболее «колоритных» помещений (там, где на стенах цвел грибок, отвалился потолок и сквозь прореху была видна протекающая изнанка трибуны и криво уложенная теплоизоляция) Алексей Текслер спросил представителя подрядчика, что это вообще такое и как он это все собирается исправлять. Тот все еще продолжал бодриться и для начала попытался плохо уложенную теплоизоляцию свалить на неверное проектное решение, продолжая уверять, что все можно исправить в короткий срок.
Впрочем, речи о том, чтобы принять объект в таком виде, да еще и 1 октября, уже не было.
«Теперь будете переделывать», — лишь сказал Алексей Текслер, выразительно посмотрел на Вячеслава Жилина и увел всех присутствовавших «компетентных товарищей» на отдельный, уже непубличный разговор.
«А здесь больше своровано или просто такое качество выполнения работ?» — успел спросить корреспондент ЕАН у начальника Главного контрольного управления области Дмитрия Агеева.
«Насколько я понимаю, была массовая замена материалов на более дешевые с грубейшими отступлениями от проектных решений», — ответил тот. И добавил, что комплекс необходимо тщательнейшим образом обследовать специалистам, чтобы определить, что именно нуждается в ремонте или переделке. И только тогда можно будет судить об объеме необходимых работ.
«Подсолнухи», газопровод и разговоры под дождем
Следующая остановка — поселок Закаменка, где уже несколько лет не могут построить местный газопровод.
Кортеж главы региона остановился возле магазинчика «Подсолнухи». Алексей Текслер попытался зайти внутрь (может, купить чего хотел?), но дверь не открылась. Текслер посмотрел на часы — до перерыва оставалось минут 20. Непорядок.
Глава области, сопровождавшие его чиновники, руководство Златоуста, несколько местных жителей и журналисты расположились на остановке общественного транспорта, где под моросящим мелкой водяной пылью дождиком и приступили к «разбору» полетов. Алексей Текслер, вольно или нет, занял самую удачную позицию — под козырьком.
Из докладов Вячеслава Жилина и ремарок Алексея Лошкина и «профильного» вице-губернатора Сергея Шаля складывалась печальная картина. Года три назад жители поселка вложили, как требует закон, свои собственные деньги в проектирование газопровода, было получено согласие областных властей на финансирование его строительства (около 96 млн) и выбран подрядчик. Который, однако, из известных только ему, но в целом понятных соображений строительство вел не в соответствии с проектом (который тоже был некачественный), даже не соблюдая трассировку. В итоге выполнена лишь часть работ, за которую даже рассчитались. При этом продолжаются споры между мэрией и подрядчиком, в том числе судебные.
Кроме того, история успела обрасти уголовным делом, по которому заместитель Вячеслава Жилина Динар Араслангареев даже успел получить приговор в виде штрафа, но при этом остался на своей должности и даже был представлен Алексею Текслеру.
Газа, разумеется, в поселке нет.
Выслушав рассказы и объяснения, Алексей Текслер перешел к главному.
«Вы почему довели дело до такого? — спросил он Вячеслава Жилина, смотря ему прямо в глаза. — Объект ключевой для поселка, сумма серьезная, люди свои деньги в проект вложили, а за строительством никто не следил».
Глава Златоуста пытался бодриться и даже рассказал, что на днях появилось решение проблемы и газ можно будет пустить в дома (хотя решительно непонятно, как это можно сделать по газопроводу, построенному не в соответствии с проектом).
«Вы тут разборки устраиваете, ругаетесь, судитесь, два года прошло, а газа у людей нет! Вы — главный на территории! Должны были сесть, договориться и решить проблему! И сразу, а не доводить ситуацию!» — казалось, Текслер вот-вот перейдет на крик. Во всяком случае, почти любой руководитель в этой ситуации повысил бы голос. Но нет — глава области не сорвался. Разве что продолжал смотреть прямо в глаза Вячеслава Жилина. Не мигая…
Вопросы и опросы
Финальным аккордом визита Алексея Текслера в Златоуст стала встреча с жителями города. Было ясно, что беседа предстоит очень горячая — люди начали собираться в актовом зале мэрии за полтора часа до начала и были на взводе.
Алексей Текслер появился в актовом зале около 14:30. Произнес вступительное слово, в котором рассказал о своем отношении к городу, к его возможностям и потенциалу. И заявил, что хочет понять реальную ситуацию в городе и реальные проблемы людей. После чего занял место за столом на сцене. Рядом сел Вячеслав Жилин.
Вопросы от жителей начались предсказуемо — с медицины. С того, что в Златоусте не осталось детского хирурга-стоматолога и приходится ездить в Миасс или Челябинск и там лечиться за деньги. С того, что талончик на прием специалиста и сам прием порой приходится ждать неделями, а то и месяцами, что всех достала оптимизация, шедшая последние годы в здравоохранении…
Текслер попытался упокоить собравшихся, сообщив, что принято решение о строительстве в Златоусте новой городской больницы, которое, видимо, начнется в следующем году.
Но накал выступлений все рос. Люди все чаще едва не переходили на крик. Видно было и то, что у многих действительно «накопилось», и то, что часть тех, кто пришла на встречу, мягко говоря, ангажирована, что традиционно для городской политической жизни Златоуста.
Дело дошло до местного «вечного оппозиционера» Сергея Костромина, некогда восседавшего в городском собрании депутатов. Он, разумеется, обвинил мэрию и ее руководство в коррупции.
Дальше — больше: каждое слово в адрес руководства города встречалось бурными аплодисментами, местами переходящими в овации. Наконец люди начали скандировать в адрес Вячеслава Жилина «Уходи! Уходи!»
Алексею Текслеру с трудом удалось погасить страсти. Он постучал по микрофону, а потом несколько раз, спокойно, но жестко сказал: «Здесь не митинг! Митинга не будет!» И затем повторял это, когда страсти накалялись вновь.
Сработало.
«Мне много присылали в соцсетях вопросов и претензий по поводу главы города, — наконец завел главный разговор дня Алексей Текслер. — Мы замеряем социологию по городу, делаем это ежемесячно, и она неутешительна: полностью не доверяют главе более 51% горожан, плюс еще 25% «просто» не доверяют. Доверяют лишь 12%…»
«Честно говоря, я предлагал Вячеславу Анатольевичу написать заявление. Но он уходить не хочет... — в этот момент шум в зале снова достиг предела. — Поэтому я предлагаю провести 8 сентября параллельно выборам губернатора области общегородской опрос жителей Златоуста по их отношению к главе города. Думаю, такое решение народ примет, а глава города все увидит и поймет, — Алексей Текслер словил шквал аплодисментов. — Предлагаю вам прийти на избирательные участки, будут отдельные урны. Решение должны принять жители Златоуста».
Уже чуть позже один из чиновников внутриполитического блока правительства региона признался, что этот ход Алексея Текслера рассматривался как один из вариантов разрешения политического кризиса, в котором оказался третий по величине город области. И чистым экспромтом не был.
Люди в зале стали выражать беспокойство из-за возможных подтасовок и административного давления со стороны властей города.
«За нечестность не беспокойтесь, — уверил Текслер. — У нас есть структуры, которые подобного не допустят».
Тем не менее страсти не унимались. Люди то задавали вопросы по городскому хозяйству, то вновь возвращались к идее Текслера.
Наконец, высказался и Вячеслав Жилин. С надрывом в голосе.
«Я понимаю, что здесь происходит, — сказал он. — Я принимаю это решение Алексея Леонидовича, оно для меня легитимно. Я напишу заявление заранее, и посмотрим на голосование. Но сейчас те, кто это нагнетали, победили...»
А Текслер продолжил успокаивать зал. Тем, что выслушивал каждого, кто подходил к микрофонам. Тем, что успокаивал тех, кто кричал с места. Тем, что отвечал на вопросы сам, давал при необходимости ответить Вячеславу Жилину, а если требовала ситуация — просил прокомментировать или взять случай на контроль присутствовавших в зале областных чиновников (чаще всего со своего стула поднимался вице-губернатор Сергей Шаль и министр социальной защиты Татьяна Никитина).
Раз за разом люди высказывались и в отношении Жилина. Кто-то продолжал его ругать. Но было много и тех, кто благодарил главу города за поддержку и говорил про внутриэлитные конфликты в Златоусте.
Кто-то делал это искренне. Но были и откровенные «засланные казачки».
«Я каждый год смотрю "прямую линию" с Путиным… — начал было один мужичок в тельняшке, после чего перешел к главному для себя: — У нас в частном секторе все есть... Это потому, что я сотрудничаю с администрацией города с 1998 года...» Его голос потонул в гвалте возмущения… Но закончил мужичок конструктивно — попросил купить городу трамваев.
«У меня впечатление, что стенка на стенку, сколько эмоций. Столько нет ни в одном муниципалитете, — подметил Алексей Текслер. — Проблем в городе - огромное количество. Область будет помогать. Но решать вопросы будем все вместе». И снова получил аплодисменты. После чего продолжил слушать людей.
Так прошло два часа, три... В зале осталось около половины занятых мест. Текслер продолжал слушать, отвечать, разбираться в ситуациях, давать указания чиновникам.
Люди продолжали говорить.
Про коммунальные проблемы.
Про здравоохранение.
Про поезд до Казани, которого нет.
Про златоустовскую гравюру.
Про скандинавскую ходьбу (в городе 12 (!) клубов этого, теперь уже признанного в мире вида спорта).
Про преемственность власти...
Текслер продолжал слушать, реагировать, комментировать. А заодно, похоже, попросту брал оставшихся скандалистов измором.
Беседа продлилась 4 часа 40 минут. Текслер выслушал абсолютно всех, кто хотел задать вопрос или высказаться. Местами напоминая не только руководителя региона, но и квалифицированного психотерапевта, умело дающего пациенту «выпустить пар». Впрочем, видимо, именно сейчас вот такая вот «помощь психотерапевта» и нужна городу, его жителям и уж точно местным элитам...
Дмитрий Моргулес.
Фото автора.