От первых двух дней недели ждали многого.
Еще в прошедшую пятницу, сразу после официального вступления в должность губернатора Челябинской области Алексея Текслера, правительство региона, в соответствии с законодательством, ушло в отставку. И для осуществления перемен в его составе это был идеальный момент — можно было просто не переназначать тех, кто по тем или иным причинам и мотивам не вписывался в «перезагрузку».
Во вторник же официально завершалось формирование нового созыва городской думы Челябинска, состав которой сменился более чем на 60%. Депутаты собрались на первое заседание и выбрали руководство городского парламента.
Однако на деле тех, кто в понедельник по итогам выходных остался без работы в правительстве, оказалось не так уж и много.
Трудовые соглашение не были продлены с министрами здравоохранения и социального развития Сергеем Приколотиным и Татьяной Никитиной. Было объявлено о рокировке в министерстве дорожного хозяйства — Александр Филиппов вновь вернулся на должность заместителя, а главным может стать Алексей Нечаев.
Кроме того, были смещены со своих должностей председатель государственного комитета охраны объектов культурного наследия области Александр Баландин, начальник главного управления Госжилинспекции Олег Датских, первый замминистра здравоохранения Виталий Щетинин и замминистра экологии Ирина Харина.
Итого — три министра, два замминистра да два председателя — инспекции и госкомитета. Не так уж много, учитывая ожидания тотальной «перезагрузки», которые были среди политической тусовки и региональной элиты.
При этом переназначены на свои должности все вице-губернаторы (вскоре к ним добавится Анатолий Векшин. Он сменит Евгения Голицына, для которого готовят отдельное предложение) и почти все министры (всего в правительстве области 16 министерств, пять главных управлений и три государственных комитета).
«Не стоит оценивать перестановки только по прошедшим выходным, — подчеркнул в беседе с корреспондентом ЕАН источник в правительстве региона. — Стоит вспомнить, что кадровые перестановки начались с момента назначения Алексея Текслера исполняющим обязанности главы региона. С тех пор только в правительстве области поменялись оба первых вице-губернатора и один «простой» вице-губернатор, министр экономического развития, создано с нуля новое министерство промышленности. А еще сюда же стоит добавить фактически инициированные Текслером изменения в мэрии Челябинска, где сменился глава города, три вице-мэра, начальники семи ключевых комитетов и управлений. А еще — смены глав в Златоусте и Копейске. Это, мягко говоря, немало. И никто не говорил, что в понедельник кадровые изменения закончились».
«Я также не думаю, что процессы кадровых перестановок закончились, — считает политолог Андрей Лавров. — Текслер — достаточно опытный управленец, чтобы понимать, что резкая и полная смена абсолютно всей команды чревата серьезными рисками. Во-первых, это риск потери текущей управляемости процессами в регионе. А во-вторых, сменить ведь (даже тех, на ком клейма ставить негде) надо на тех, кто не хуже. А для этого — понимать, что у тебя на кадровой «скамейке запасных» есть те, кто не хуже. Так что думаю, что по мере нахождения достойных кандидатур будут продолжены и кадровые перестановки.
Я гарантирую, что до конца года мы еще узнаем о новых отставках и назначениях.
Где именно? На мой взгляд, логично ожидать новых лиц там, где в ближайшее время будут наибольшие затраты из бюджета региона и ожидается наибольший приток федеральных денег из самых разных источников, будь то реализация нацпроектов, федеральные программы или средства на мероприятия стран ШОС и БРИКС. Эти средства потребуют не только компетентности при их реализации, но и строжайшего контроля, доверия к тем, кто будет отвечать за эффективность их использования».
Что же до городской думы Челябинска, то ее председателем ожидаемо стал проректор Южно-Уральского госуниверситета Андрей Шмидт, а его заместителем — главврач горбольницы № 1 Дмитрий Тарасов. Тарасов же возглавил одну из пяти (вместо семи в прошлом созыве) постоянных комиссий — по местному самоуправлению и межмуниципальному сотрудничеству. Остальные четыре достались Сергею Селещуку (по бюджету, экономике и муниципальному имуществу), Кириллу Ветхову (по городскому хозяйству и градостроительству), Галине Киреевой (по социальной политике) и Александру Галкину (по безопасности жизнедеятельности населения, регламенту и этике).
Казалось бы, практически полная смена руководства — только Галкин в предыдущем созыве возглавлял комиссию по социальной политике.
«С точки зрения социал-популизма, все сделано грамотно: в руководителях городской думы вместо двух коммерсантов — профессор и врач, — считает Андрей Лавров. — К тому же и Шмидт, и Тарасов, хоть и имеют некоторую историю взаимоотношений с городскими кланами (а кто ее не имеет?), но все же не испытывают от них никакой зависимости и достаточно равноудалены от каждой группы влияния. И они будут исполнять ту линию, которую им задаст через Наталью Котову Алексей Текслер.
Я вообще не думаю, что в своем нынешнем составе городская дума Челябинска является самостоятельным субъектом политики. Хорошо это или плохо.
Больше скажу, если вдруг гордума таким субъектом станет, то лишь в случае консолидированного бунта элит против нынешнего главы региона. Сейчас среди них хватает тех, кто считает себя по итогам произошедших и происходящих перемен, скажем так, обделенными. Но я не верю в то, что нынешние городские элиты в Челябинске смогут договориться между собой и выступить единым фронтом против Текслера. Хотя бы потому, что это те еще пауки в банке, и если два-три лидера небольших групп еще могут договориться между собой, то среди крупных персонажей есть неразрешимые противоречия, копившиеся десятилетиями. Как, например, между Александром Аристовым и близкими к нему кланами и Михаилом Юревичем и его людьми. В челябинских элитах просто нет такой фигуры, такой силы, которая смогла бы их объединить хотя бы на короткое время».
Фото - Евгений Емельдинов, 1obl.ru, susu.ru