За последний месяц с небольшим управление дорожного хозяйства (УДХ) мэрии Челябинска развило очень серьезную активность. В общей сложности, по данным сайта госзакупок и базы данных «Фокус.Контур», были разыграны 17 крупных подрядов на общую сумму около 1,5 млрд рублей. При этом среди отторгованных объектов и работ есть и «проходные», и знаковые. А достались они как уже известным в регионе компаниям, так и структурам, ранее не светившимся на рынке.
Обращает на себя внимание то, что большая часть подрядов — это либо «выполнение работ по ремонту дорог Челябинска», либо установка ограждений или «элементов обустройства на этих дорогах (312,2 млн рублей), либо работы, связанные с освещением и иллюминацией (около 179 млн рублей).
Срок выполнения контрактов почти во всех случаях — 31 декабря нынешнего года. Что делает интересным хотя бы сам процесс выполнения этих работ с учетом уже выпавшего снега и тем более контроля за их качеством.
Кроме того, есть довольно любопытный подряд на «выполнение работ по восстановлению существующих автопавильонов на автобусных остановках Челябинска по маршруту № 3», включающий в себя установку 50 новых остановочных комплексов. За все это город готов заплатить более 35,4 млн рублей. Причем подрядчиком стала компания «Ланит-Урал» — одна из структур группы «Ланит».
Сразу три компании получили за это время от УДХ по три подряда.
ПКФ «Иристон» из Златоуста выиграла свои аукционы на общую сумму более чем 70,5 млн рублей в серьезной конкуренции.
ООО ТПП «ЯКК», получившее подряды на сумму почти 73,5 млн рублей (все — будучи единственным участником аукциона, но снижая начальную цену на 0,5%), — известная структура, постоянно участвующая в конкурсах, как удачно, так и не очень. Известен случай, когда компания в обеспечение контракта предоставила поддельные банковские гарантии. Тем не менее это не мешает ТПП «ЯКК» не просто заявляться на аукционы, но и предоставлять в качестве обеспечения… те же банковские гарантии.
Крупный контракт на 214,4 млн рублей (выполнение работ по установке элементов обустройства дорог Челябинска) выиграла СК «Геострой», контролируемая семьей известного в городе строителя Александра Силина.
Однако крупнейшим подрядчиком УДХ стало «ООО «Урал-сервис-групп» (УСГ). Эта структура, в которой, судя по данным Федеральной налоговой службы, числится лишь один сотрудник, а по данным налоговой отчетности, последние три года не было никакой выручки, тем не менее получила три контракта на общую сумму почти 851,5 млн рублей.
Из этих трех контрактов два связаны с крупными, сложными объектами.
Так, УСГ будет заниматься сорванным в этом году ремонтом путепровода в Металлургическом районе (230,5 млн рублей) и строительством пешеходной набережной вдоль южного берега реки Миасс от улицы Кирова до створа улицы Пушкина и «Сквера искусств» (574,1 млн рублей). В первом случае УСГ выиграло торги, несмотря на то, что их конкурент на торгах подал предложение, аналогичное по цене (снижение — 0,5%), а во втором случае заявка УСГ оказалась единственной.
ООО «УСГ» формально существует с 2006 года. Владельцами компании с апреля 2018 года являются Елена Понькина (80%) и Максим Несветаев (20%).
Кроме того, Понькина и Несветаев также с апреля 2018 года владеют ООО «Строй-сервис». Эта компания в сентябре нынешнего года также получила два крупных подряда на общую сумму 318,7 млн рублей у все того же управления дорожного хозяйства челябинской мэрии.
Получается, что за последние два месяца получили от мэрии подрядов на 1,18 млрд рублей две компании, до этого не особо себя проявлявшие на рынке.
«Так не бывает. Чужих, незнакомых людей и структур на этом рынке и тем более на «вкусных» муниципальных подрядах, связанных со знаковыми объектами, нет. Те, кто организовывал торги, прекрасно понимали, кто на них заявится, а кто — нет», — уверен бывший депутат городской думы Челябинска, связанный со строительной отраслью.
Данных о Елене Понькиной и Максиме Несветаеве в открытых источниках мало. Однако нам удалось найти несколько судебных актов, в которых человек с точно такими же данными выступает в качестве представителя ОАО «Южуралавтобан».
«Понькина — представитель «Южуралавтобана», «Южуралмоста» и связанных с ними структур и людей, возможно, ее владение компаниями лишь номинально», — предполагает источник ЕАН, не раз пересекавшийся с госпожой Понькиной в судебных разбирательствах.
Кроме того, с января нынешнего года директором УСГ является некто Александр Шутов. Он же был директором ОГУП «Челябинскавтодор» с 2012 по 2015 год, сразу после Константина Овчинникова. Последний известен тем, что в 2014 году был задержан сотрудниками ФСБ по подозрению в получении крупной взятки.
Сам же ОГУП, находившийся в прямом ведении областного минстроя, по-тихому свернул вою деятельность и в 2017 году был преобразован в ООО «Челябинскавтодор» (100% - правительство области), а чуть позже — в ООО «Карталинское предприятие по ремонту и содержанию автомобильных дорог». Которым владеют через ООО «Технопарк» известный в узких кругах экс-начальник ФСБ Златоуста Геннадий Вильшенко (отец Сергея Вильшенко, который скрывается за границей от преследования по уголовному делу, связанному с его противостоянием с Андреем Чайкой, сыном генпрокурора РФ Юрия Чайки), Алексей Башаев и все тот же Константин Овчинников.
В итоге получается, что подряды на 1,18 млрд рублей у мэрии Челябинска с возможного ведома руководства города получили структуры, возможно, прямо связанные с теми, кто осваивал многомиллиардные подряды в сфере дорожного строительства при предыдущих губернаторах Челябинской области Михаиле Юревиче и Борисе Дубровском.