В просторном холле Академического театра оперы и балета имени Глинки людей было немного. В любое другое время на концерт оркестра Мариинского театра и гениального Валерия Гергиева сюда пробивались бы с боями, «штыком и гранатой». Но пандемия, увы, спутала все карты. Два концерта, которые давали оркестр и маэстро в Челябинске, были, пожалуй, первым крупным публичным культурным мероприятием в городе за последние несколько месяцев. Можно даже сказать, что Гергиев, дающий «постковидный», с благодарностью к врачам тур по городам России, вернул в столицу Южного Урала частичку той, нормальной жизни до пандемии.
Но — с оговорками. И — с ограничениями.
Первый концерт, прошедший за три часа до начала второго в концертном зале филармонии, был специально для социальных работников и волонтеров региона. Второй — для медицинских работников. Своего рода благодарность за борьбу с вирусом. Но — противоэпидемические ограничения. А врачи — люди дисциплинированные. Так что измерение температуры на входе, маски и перчатки, рассадка только в партере и паре лож, строго через одного. Да, всего половина зала. Но этот зал был наполовину не пуст, а именно полон.
Билеты на концерты распространялись бесплатно, через министерства здравоохранения и социальной защиты, с задачей собрать самых достойных со всей области. И, судя по лицам в холле, с задачей справились. Ни одного «матерого» главврача крупнейших больниц области обнаружить не удалось. А вот простые лица простых (и не очень) врачей, медсестер — в изобилии.
Впрочем, без доли светской хроники не обошлось. В скромном, но утонченном наряде на концерт пришла первая вице-губернатор Челябинской области Ирина Гехт (она как раз курирует Минздрав и Минсоц, так что ей даже положено), были замечены также курирующий культуру вице-губернатор Вадим Евдокимов и его «территориальный» коллега Станислав Мошаров, министр здравоохранения Юрий Семенов, начальник горздрава Челябинска Наталья Горлова, кандидат в депутаты Заксобрания (пока только Заксобрания, но все впереди) и топ-менеджер ЧТПЗ Владимир Павлов (как выяснилось, он секретарь попечительского совета оперного театра).
«Я узнал, что у меня во вторник будет Гергиев, только в пятницу вечером!» — как всегда экспрессивно рассказывал окружающим подробности гендиректор челябинской филармонии, организатор концертов Алексей Пелымский.
«А в субботу мы уже в Сатке обсуждали...» — дополнил его Станислав Мошаров, не ставший раскрывать подробности того, что и в каком составе обсуждали в Сатке. Но именно в субботу, именно в Сатке был с рабочей поездкой губернатор Челябинской области Алексей Текслер (прошедший в этот момент через центральный вход почти незаметно), и у него был долгий разговор с владельцем местного градообразующего предприятия «Магнезит» Сергеем Коростелевым, который славится тем, что очень много делает для города в плане культурного развития. В итоге удалось выяснить, что есть ряд идей по сотрудничеству Челябинской области с Валерием Гергиевым. Но — пока без деталей.
«Все хорошо идет, — продолжал Алексей Пелымский. — Вы же знаете, мы сформировали свой, самый настоящий большой симфонический оркестр. Это очень большая, масштабная история. К нам приехали десятки музыкантов для работы в нем, от Белоруссии до Китая! И ведь они еще начали преподавать! Это дало такой толчок развитию всей музыкальной жизни в городе! Правда, пока это не очень заметно… А еще заканчиваем ремонт детской филармонии, и есть планы по новому концертному залу…» А вот это уже было реальной новостью.
«Да, Алексей Леонидович одобрил саму идею. Но пока в Челябинске как-то не могут найти землю под это дело…» — посетовал гендиректор филармонии.
Вообще, как показывает практика, если очень надо, в мэрии Челябинска весьма быстро могут найти землю. Столько, сколько надо. Даже в самом центре города, где вообще-то полно пустырей. Особенно если не будут принимать во внимание мелколичные корыстные интересы, наводнившие вопросы землеотвода в Челябинске в последние полтора-два десятилетия. И скорость нахождения зависит от силы «волшебного пенделя». Который, видимо, должен выдать мэрии глава региона. Который не раз говорил об очевидном — в миллионном Челябинске нет современного концертного зала, и город (и регион) в нем очень нуждаются…
Тем временем начался концерт.
На сцену вышел Алексей Текслер и поприветствовал Валерия Гергиева и его оркестр.
«Я счастлив, что сегодня у нас на сцене оперного театра прославленный коллектив — симфонический оркестр Мариинского театра и его руководитель Валерий Гергиев. Сегодня по-настоящему большой день для Челябинска и области — мы начинаем филармонический театральный сезон, и открывает его легендарная Мариинка», — отметил Текслер, добавив, что Валерий Гергиев и его оркестр не были в Челябинске около 10 лет, и это надо было исправить. Хотели было на Пасху, в рамках традиционного фестиваля, но пандемия, будь она неладна…
Маэстро, поблагодарив главу региона, выразил слова благодарности врачам и приступил к делу.
Тремя часами ранее для социальных работников звучали первая симфония Прокофьева, классическая симфония Мендельсона, увертюры из «Летучей мыши» Штрауса и «Руслана и Людмилы» Глинки, а также полонез из «Евгения Онегина» Чайковского. Для врачей оркестр приготовил два мощнейших произведения: Третью симфонию Прокофьева и Вторую симфонию Рахманинова.
Что-то говорить об уровне исполнения не имеет смысла — на сцене блистал один из лучших симфонических оркестров мира под управлением одного из лучших дирижеров планеты. Какое-то невероятное сочетание мощности и четкости «дозировки» этой силы, слаженности, глубины звучания и хирургической точности в самых тонких деталях. И Гергиев, эмоциональный, но рациональный, предельно точный в движениях, держащий каждого из примерно 60 музыкантов на сцене на невидимой ниточке и вытаскивающий из каждого ровно необходимые ноты и интонации четко в нужный момент.
И две сложнейшие симфонии, и выданный на бис «Марш Ракоци» Берлиоза «зашли» на ура! И не могло быть иначе.
А Алексею Текслеру, возможно, было чему поучиться у Валерия Гергиева. В конце концов, правительство такого мощного региона, как Челябинская область, тоже своего рода оркестр. С десятками только ключевых исполнителей. И управлять им — что оркестром. Особенно если стоит задача из набора разрозненных (пусть и квалифицированных) исполнителей сделать коллектив, способный без сбоев решать самые сложные вопросы.
Ну и, собственно, за руководителем остается ответ на главный вопрос, что для музыкального коллектива, что для правительства крупного региона. Вопрос выбора репертуара…