В Челябинской области завершился Единый день голосования. Жители региона выбрали новый состав Законодательного собрания области и более 3 тыс. депутатов во всевозможные местные и городские советы и собрания.
И хотя окончательных итогов волеизъявления еще нет (в ходу лишь очень предварительные), уже началась волна их интерпретаций. При этом так или иначе в любую желаемую сторону интерпретировать можно практически каждый показатель.
Ну взять хотя бы выборы в Заксобрание (60 депутатов, половина по партспискам, половина по одномандатным округам).
Предварительные цифры на 5:30 указаны ниже.
Явка — в районе 33%.
Партсписки:
«Зеленая альтернатива» — 4,81% (но может и добраться до 5%-ного барьера, благо, говорят, выделение мандата якобы согласовано аж на уровне администрации президента);
ЛДПР — 11,51%;
«Единая Россия» — 43,67%;
КПРФ — 11,89%;
«За правду» — 2,06%;
«Партия пенсионеров» — 5,67%;
«Справедливая Россия» — 14,32%;
«Родина» — 0,70%;
«Партия роста» — 1,53%.
Плюс «Единая Россия», вероятно, выиграла в 28 одномандатных округах (оставшиеся два, похоже, окажутся у «эсеров»), что в итоге позволит партии власти сохранить за собой примерно 43-44 депутатских мандата из 60.
В итоге губернатор Алексей Текслер, возглавивший перед выборами список ЕР, еще и получил в прямом эфире предложение от лидера партии Дмитрия Медведева возглавить все региональное отделение. Что и будет на днях оформлено.
Расценивать ли произошедшее как победу «Единой России»? Да, конечно. Если партия по итогам выборов сохраняет три четверти мест в региональном парламенте, она выиграла эти выборы.
И вообще — в политблоке резиденции на Цвиллинга не скрывали, что были бы рады не то что 43-44, но хотя бы 40-42% по партспискам.
Расценивать ли итоги голосования как победу лично Алексея Текслера?
Безусловно. Рейтинг партии недавно колебался в районе 30-31%, а участие губернатора добавило ЕР еще 13-14%. Это голоса не за партию, а лично за Текслера.
Но давайте посмотрим на итоги выборов с другой стороны.
Явка даже меньше, чем на таких же выборах пять лет назад (33 против 37,97%). Процент голосов по партспискам, отданных за ЕР, — 43,67 сейчас против 56,16 в 2015-м. И вообще, 43-44% голосов при 33%-ной явке означает, что «Единая Россия» получила на выборах лишь около 14,5% голосов от общего числа избирателей.
Тоже мне, понимаешь, победа. Исход выборов решили те, кто на них не пришел.
Конечно, на это можно возразить, что сравнивать нынешние выборы с выборами в 2015-м некорректно. Те проводились в один день, эти — целых три. Тогда был подъем поддержки власти, «крымский консенсус» и все такое, а сейчас — жесточайший кризис в экономике, пандемия коронавируса и прочие неприятности.
И если люди не пользуются своим избирательным правом, это тоже их право...
Схожие интерпретации, причем в любую сторону, можно напридумывать в отношении какой угодно партии или даже отдельных кандидатов. Пусть в этом упражняются штатные провластные или «оппозиционные» пропагандисты. Дело-то совсем не в этом.
Главный на самом деле итог выборов — в Челябинской области продолжается практически полная смена элитного «ландшафта». И Алексей Текслер на этих выборах получил ключи от одного из основных механизмов управления этими изменениями (как бы кто ни относился к «Единой России», это так).
Во многом окончательное оформление этого «ландшафтного дизайна», новая конфигурация элит региона, будет закончено через год, с выборами в Государственную думу.
И похоже, что в итоге региональные элиты изменятся (как минимум обновятся) практически полностью.