Арбитражный суд Челябинской области признал банкротом магнитогорское АО «Производственное объединение «Монтажник». Это подрядчик недостроенного конгресс-холла «Крылья», который предыдущий губернатор Челябинской области Борис Дубровский задумывал возвести к саммитам стран ШОС и БРИКС.
Как указано в документах из картотеки суда, в отношении ПО «Монтажник» начали наблюдение — процедуру, применяемую в деле о банкротстве.
Иск о банкротстве на ПО «Монтажник» подала челябинская компания «Символ Бетон», принадлежащая Льву и Борису Мельникам — представителям известной в областном центре семье предпринимателей-застройщиков. Сумма задолженности, указанная в исковом заявлении, — без малого 31 млн рублей.
Это не первое судебное разбирательство между «Символ Бетоном» и «Монтажником». Так, в конце прошлого года «Символ Бетон» выиграл в арбитражном суде иск о взыскании с магнитогорской компании долга в 31 млн рублей за ранее поставленный по договору бетон (кассационная жалоба находится в Арбитражном суде Уральского федерального округа). Уже в этом году «Символ Бетон» отсудил у «Монтажника» еще почти 10 млн рублей неустойки по все тому же договору поставки.
Магнитогорская компания (более 80% акций, по данным эмитента, принадлежат ее директору Виктору Тулупову) — основной подрядчик строительства в центре Челябинска общественно-делового центра (в просторечии — конгресс-холла) «Крылья». Уникальное 170-метровое двухбашенное здание-мост, фундаменты которого располагаются на разных берегах реки Миасс, должны были возвести к саммитам стран ШОС и БРИКС, которые планировалось провести в Челябинске в этом году. Конгресс-холл должен был стать основной площадкой саммитов.
Для строительства небоскреба правительством Челябинской области было учреждено хозяйственное партнерство (ХП) «Конгресс-холл», руководителем которого стал Виталий Передерий. Также в организации строительства участвовало правительственное ЮУ КЖСИ (тогда его возглавляла Наталья Салеева, ближайшая соратница Бориса Дубровского), чиновники областного министерства имущества (его тогда возглавлял Алексей Бобраков) и руководство ОГКУ «Челябоблинвестрой» — технический заказчик строительства.
Любопытно, что незадолго до начала строительства, в конце 2017 года, в «Монтажнике» прошло внеочередное собрание акционеров, на котором был избран новый совет директоров. В него вошли Светлана Корышева и Константин Переверзев, до этого, по данным Федеральной налоговой службы, числившиеся соучредителями или директорами компаний, к которым имел отношение или владел Александр Дубровский — сын Бориса Дубровского.
Дубровский-старший неоднократно публично обещал, что конгресс-холл будет построен за счет инвесторов, однако переговоры с ними к успеху не привели. В итоге стройка была начата в 2018 году за счет бюджета региона — было выделено около 3,5 млрд рублей. При этом смета проекта постоянно росла и достигла 18 млрд рублей (хотя вначале не превышала 7 млрд). Сменивший Бориса Дубровского на посту губернатора Алексей Текслер заявил, что стройка слишком дорога для бюджета, и строительство, и без того шедшее с существенным отставанием, весной 2019 года было полностью остановлено. Строители успели провести подготовку земельного участка, перенос коммуникаций, заливку плит фундамента и монтаж мостовых металлоконструкций.
Неделю назад на основе материалов проверки региональной контрольно-счетной палаты прокуратура направила в полицию и Следственный комитет материалы с требованием возбудить уголовные дела. В итоге региональным управлением СК РФ и областным ГУ МВД было возбуждено в общей сложности три уголовных дела.
Одно из них, по ч. 1.1 ст. 293 УК РФ «Халатность, повлекшая причинение особо крупного ущерба» (с оценкой ущерба в более чем 7 млн рублей), расследует Следственный комитет, еще два — по ч. 4 ст. 159 УК РФ «Мошенничество в особо крупном размере» и по ч. 1 ст. 201 УК РФ «Злоупотребление полномочиями» — находятся в производстве Главного следственного управления ГУ МВД.
«В ходе проверки выявлены факты расходования бюджетных средств на оплату заведомо завышенной стоимости работ, фактически невыполненных и необоснованно принятых работ на сумму не менее 238 млн рублей», — прокомментировали тогда возбуждение дел в пресс-службе прокуратуры Челябинской области.
Кроме того, было установлено, что некорректно были установлены железобетонные конструкции, что повлекло за собой недопустимые отступления от проекта, однако деньги за здание, которое нельзя вводить в эксплуатацию, были выплачены.