В Челябинской области в декабре Общественные палаты региона обсудили проблемы в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами. Встреча состоялась на площадке областной ОП, в ней приняли участие министерства тарифного регулирования и энергетики, а также экологии области. Наибольшее количество претензий к функционированию системы оказалось у общественников из Златоуста и Кизильского района. Журналисты ЕАН пообщались с ними дополнительно и получили комментарии регоператора тех кластеров, в которые входят данные муниципалитеты.
По словам председателя Общественной палаты Златоустовского городского округа Марины Упит, у жителей и общественников есть вопросы к способу начисления платежей за вывоз мусора. Не все до сих пор понимают, почему при перевозке в одном и том же кластере, но на разные расстояния для муниципалитетов действует одинаковый тариф. Некоторые южноуральцы считают, что чем ближе к ним полигон, тем дешевле должна стоить услуга. Однако это не так: по закону тариф един на весь кластер. Напомним, что Златоуст входит в Карабашский. Кроме того, общественники пытаются добиться порядка в организации в целом эффективной работы системы обращения с отходами.
«Нашу свалку должны рекультивировать. Сроки задерживаются по проектированию. Перегрузочную площадку у нас организовали. Мы несколько раз на нее выезжали — увидели массу нарушений. Во-первых, по СанПИН она должна иметь твердое покрытие, ограждение. Ничего этого нет. Хотелось бы понять, как эта площадка попала в террсхему. Полной документации нам не предоставили. А наверное, публичные слушания должны были проходить», — рассказала ЕАН Марина Упит.
Также общественники предлагают возить отходы из Златоуста в Миасс, где есть профильное предприятие, а не в Карабаш. Еще один пласт проблем — нехватка контейнеров для сбора мусора и, по словам общественников, несвоевременный его вывоз.
По словам Марины Упит, им удается вести деловую переписку и встречаться с представителями регоператора («Центр коммунального сервиса») и его организациями. Однако пока сохраняется несогласованность действий по соблюдению графиков вывоза отходов.
У Общественной палаты Кизильского района к регоператору (тоже ЦКС, Магнитогорский кластер) и областным властям вопросов гораздо больше. Самый острый из них касается того, что некоторые потребители в районе вынуждены, но не согласны заключать контракт на обслуживание.
«Потому что предъявлять претензии регоператору мы не можем. Если мы не согласны с ним, нам говорят «идите в суд». Суд, как правило, не охотно идет навстречу потребителям и отклоняет все иски. Следовательно, единственный шаг — это расторгнуть контракт, что и делают наши муниципальные бюджетные учреждения, потому что качество оказываемых услуг, к сожалению, крайне низкое. Мусор вывозят нерегулярно.Мы уже неоднократно сталкивались с тем, что машины, которые приезжают забирать отходы, повреждают контейнерные площадки. Согласно требованиям закона, содержание их — ответственность муниципалитета, а это траты нашего бюджета», — рассказал ЕАН председатель Общественной палаты Кизильского района Сергей Авзалов.
Общественники отмечают, что жители, по сути, оказываются в ловушке законодательства. Потребители имеют ограниченные возможности выбирать компанию, так как в кластере работает, как правило, определенное предприятие. Прокуратура, рассказывают активисты, встает на сторону бизнеса в судебных спорах и указывает на необходимость заключать контракты и договоры с конкретным определенным исполнителем. Эту ситуацию по запросу ЕАН прокомментировала пресс-служба ЦКС относительно работы в своих кластерах.
«Таких случаев было 68 (33 — в Челябинском кластере, 14 — в Магнитогорском, 21 — в Карабашском). К решению вопроса подключалась прокуратура. К настоящему моменту с 55 организациями заключены договоры, с остальными — документы находятся в процессе подписания», — сообщили в ЦКС.
«Третий аспект в том, что открытость этого коммерческого учреждения (региональный оператор «Центр коммунального сервиса» — прим. ЕАН) для потребителей — это все равно что дозвониться до приемной папы римского. Они там все очень большие начальники, достучаться практически невозможно», — добавил Сергей Авзалов.
По его словам, получить профессиональных и компетентных комментариев от представителей регоператора пока не удавалось. Лишь раз на заседание палаты приезжал заместитель гендиректора «Центра коммунального сектора», с которым была разработана дорожная карта по решению проблемных вопросов. На протяжении некоторого времени в этой сфере в Кизильском районе был порядок, но сейчас ситуация ухудшилась.
«Отсутствует вариативность работы. К примеру, когда забирают отходы в администрации района, его там нет. Они пустой гоняют машину. А в определенные дни бывает, что контейнеры переполнены. Неужели так трудно выработать эффективный график? А население готово вести диалог. Нам говорят: в вашем районе плохая собираемость платежей. А не кажется ли вам, что это следствие некачественной услуги?» — говорит Авзалов.
В пресс-службе регоператора ЕАН сообщили, что с 1 января 2019 года «было несколько официальных обращений от муниципальных общественных палат с приглашением принять участие в обсуждении вопросов, связанных с деятельностью регионального оператора. В мероприятиях принимали участие руководители территориальных подразделений ЦКС».
Общественники подняли и тему перерасчета за некачественную уборку мусора. Как пояснили в ЦКС, статистика по таким вопросам не ведется, а перерасчеты производятся преимущественно на основании предписаний ГЖИ и прокуратуры. Однако потребители могут сами написать такое заявление и мотивировать его.
«Отметим, что зачастую потребители просят произвести перерасчет из-за удаленности контейнерных площадок от их домов. Люди считают, что в этих случаях услуга им не оказывается. Однако действующее законодательство четко регламентирует, что при организованном вывозе ТКО из конкретного населенного пункта все его жители обязаны оплачивать услугу. Вопрос же установки контейнерной площадки в удобной для потребителя локации необходимо решать на уровне местной администрации», – уточнили в пресс-службе регоператора.
Елена Мицих