Длинные майские праздники, закрытие Турции, программа кешбэка сыграли на пользу местным курортам. Но это не избавляет предпринимателей от проблем. Бизнес говорит об отсутствии системного подхода в развитии внутреннего туризма. Впрочем, ситуация может в ближайшем будущем измениться. Как именно – выяснял корреспондент «ЕАН».
Бронь почти на 100%
Весна 2021 года принесла владельцам южноуральских курортов две новости: закрытие Турции и программа кешбэка. Благодаря ей туристам возвращают до 20 тысяч рублей на карту «Мир» за покупку путевки.
«У нас проблем с загрузкой нет – на майские праздники и на лето заранее все забронировано, остались места на август. Закрытие Турции и рост курса доллара на заполняемость никак не повлияли – у нас даже не в сезон высокий спрос – в среднем занято 60-70% номеров, у соседей – 30-40%», – рассказывает генеральный менеджер курорта «Утес» Екатерина Захарова.
Конечно, речь не идет о полной заполняемости загородных отелей и баз отдыха. Но спрос однозначно выше, чем в 2019 году, когда еще не было пандемии.
«Туристический поток будет больше, чем в 2019-2020 годах. Но в любом случае, даже популярные курорты заполнены не на 100% – при желании, можно купить путевку в высокий сезон», – отмечает эксперт по внутреннему туризму Андрей Герасименко.
«При этом в 2020 году люди относились к поездкам и путешествиям настороженно – тогда ситуация с пандемией была непонятной. В этом году ситуация лучше, поэтому мы увидим увеличение турпотока еще на 10%», – прогнозирует Андрей Минченко.
По словам Минченко, передовики в развитии экотуризма – наши национальные парки. Там сосредоточены самые красивые пейзажи и природные достопримечательности.
«Нацпарки активно занимаются обустройством базовой инфраструктуры: пешеходные дорожки, регулярная уборка, зоны отдыха, обслуживание территории, туалеты. Они же предлагают средства размещения, хотя и с минимальным комфортом. Направление очень востребовано, потому что это совсем недорогой отдых, а по впечатлениям от природы не уступает и загранице. Но поездку надо планировать заранее, потому что места быстро разбирают», – отмечает Минченко.
С активным туризмом – сплавами, походами – немного другая ситуация. По словам руководителя турфирмы «А2тур» Андрея Шалашова, туристические компании ощутили перед майскими праздниками серьезный спад спроса на однодневные туры. Конечно, многое зависит от погоды – на начало мая прогнозировали холода и дожди. Но еще одна причина – пандемия.
«Прошлый год – коронавирусный – приучил людей отдыхать самостоятельно. Многие туристические компании перестали организовывать отдых. У нас есть магазин с туристским снаряжением. В прошлом году раскупили весь инвентарь: спальники, палатки, коврики, предметы быта, газовые горелки – все, что необходимо для отдыха на природе. И в этом году у поставщиков на складах не хватает товара. Люди переориентировались, и многие занимаются организацией отдыха самостоятельно, за исключением сплавов», - говорит Шалашов.
Ценник не удивляет
Что касается цен, то в этом году стоимость отдыха выросла по сравнению с прошлым годом более, чем на 10%. И это нивелирует выгоду от кешбэка.
«Сезонность, ажиотажный спрос, небольшое число мест для комфортного отдыха и инфляция сказываются на ценах. Но это рыночная ситуация, и сказать, что она выходит за рамки разумного, нельзя. Тем более, регулировать цены ФАС здесь не может, так как это рынок без доминирующих субъектов, а путевки не являются продуктами первой необходимости», – отмечает Андрей Минченко.
При этом в среднем цены на отдых в Челябинской области ниже, чем в Свердловской области. Объясняется это тем, что южноуральские курорты ориентируются на то, что 70-80% гостей – это местные жители и их платежеспобность ниже, чем у екатеринбуржцев. Примечательно, что, по данным Центра развития туризма Свердловской области, в прошлом году больше 400 тысяч южноуральцев посетили их регион – это в четыре раза больше, чем в 2019.
«Ценник в Челябинской области ниже, но и сервис хуже. Когда турист из Свердловской области приезжает на южноуральские объекты, то остается недоволен. Потому что уровень сервиса, который он получает за низкую стоимость, несравним с тем, что он получает в родном регионе», – поясняет Андрей Герасименко.
Сами туристы заметили рост цен – теперь отдых на некоторых южноуральских базах сопоставим с отдыхом за рубежом.
«Безумно люблю Тургояк: чистое озеро, сосны, практически нет комаров, песочек на берегу. Я его сравниваю с морем. И вообще я люблю нашу природу, побывала на многих местных базах отдыха. Номера в некоторых из них стоят дорого: порядка 11 тысяч в сутки летом. Отдохнуть примерно неделю – выходит от 80 тысяч. Честно, за эти деньги можно слетать и за границу», – рассказывает предприниматель Валерия Гарипова.
Инфраструктуру обновят
Основная проблема сферы туризма в регионе – отсутствие качественной инфраструктуры. У многих природных объектов нет указателей, мусорных баков и даже туалетов.
«Во всех странах достопримечательности отмечены табличками. Ты приезжаешь – есть парковка, туалет, справочная служба, если объект крупный. Сама тропа промаркирована. Но у нас это сделано только в Таганае и Зюраткуле. А в регионе есть много белых пятен на карте – Устиновский каньон, Александровская сопка, Нургуш, пещера Сугомак, гора Егоза, много озер», – рассказывает Андрей Шалашов.
В прошлом году предприниматель по своей инициативе собрал деньги, промаркировал маршрут на Аракульский шихан, разместил таблички на деревьях. В итоге в свой адрес получил негатив из-за того, что указатели прибил к деревьям. Но больше предпринимателя удивило, когда Каслинский и Верхнеуфалейский муниципалитеты прислали ему электронные письма.
«У меня спрашивали – на каком основании вы промаркировали маршрут? И раз промаркировали, тогда ставьте сами мусорные баки, потому что туристы мусорят. То есть, говорят власти одно, на деле происходит другое», – делает вывод Андрей Шалашов.
Как отмечаетэксперт Андрей Герасименко, с отелями и базами отдыха тоже есть проблема. И частный, и государственный менеджмент в сфере туризма намного слабее, чем в Свердловской области и Башкирии. «С одной стороны, у Челябинской области природных объектов больше, но при этом туристический поток в Свердловскую область выше», – говорит Андрей Герасименко.
И характеристики этого потока тоже нужно учитывать. По словам эксперта, если кто-то едет с Южного Урала в Свердловскую область, то они отдыхают там несколько дней и оставляют приличную сумму денег, потому что сервис организован лучше. «А если свердловчане едут на Южный Урал, то на своей машине отдохнуть у озера, на один день. Это уже совсем другие суммы», – отмечает Герасименко.
Конечно, в регионе есть инфраструктурные изменения за счет частного капитала: это, в основном, реконструкция существующих объектов на особо охраняемых территориях – Кисегач, Еловое, Тургояк. Появляются нетривиальные предложения, связанные с гастрономическим туризмом – открываются предприятия по изготовлению сыра, винодельни, рыбные хозяйства.
«Активно развиваются в регионе глэмпинг-парки, но этот тренд характерен для всей страны. Еще пример – собственники «Золотого пляжа» занимаются комплексным проектом с привлечением федерального финансирования по организации туристического маршрута. Интересный проект, который привлечет туристов. Но, к сожалению, работая в этой отрасли и понимая, как она развивается, могу сказать, что все это – одиночные и несистемные успехи», – констатирует Андрей Герасименко.
О системном подходе к развитию туристического потенциала пока говорить не приходится, считает эксперт. По его словам, в регионе можно осваивать потенциал особо охраняемых природных территорий с сохранением ресурса и грамотного использования в рекреационных целях.
В минэкономразвития Челябинской области о развитии отелей и баз отдыха говорят: отрасль сложная, у капитальных вложений не очень высокая рентабельность и долгий срок окупаемости. Поэтому и проектов в регионе не так много. Большинство - единичные отели. Представители микробизнеса строятся несколько десятков гостевых домов, рассказывает Андрей Минченко.
«Другое дело, что сейчас открывается большое окно возможностей – вышло постановление правительства о льготном кредитовании строительства отелей. Это решает проблему долгосрочного финансирования низкорентабельной инфраструктуры гостеприимства. Поэтому мы подготовили полтора десятка инвестиционных площадок для строительства загородных отелей капитального формата и продолжаем вести систематическую работу по поиску новых. Их мы предложим инвесторам и опубликуем информацию на инвестиционном портале Челябинской области», – говорит Минченко.
В первую очередь ведомство рассчитывает на внутренних инвесторов – на предпринимателей, промышленников, которые раньше не были заинтересованы в туристическом бизнесе.
«С учетом льготного кредитования, я думаю, мы сможем инициировать несколько крупных проектов, и благодаря этому изменится качество и конкурентоспособность гостиничных услуг в регионе», – уверен замминистра.
«Соседние области знают о наших возможностях, но все регионы, что находятся дальше – Москва, Московская область – воспринимают Южный Урал больше как промышленный край. И нет понимания, что в Челябинской области есть прекрасные природные территории и интересные исторические объекты. Наша задача – двигаться в сторону продвижения на федеральном уровне. Это важно и в отношении инвесторов, и в отношении гостей».
Автор: Наталья Горюнова