Информагентство «Европейско-Азиатские Новости» запускает проект «ГЛАВный разговор». Это серия интервью с главами муниципалитетов Челябинской области. Мы говорим о проблемах и достижениях, о политических взглядах и личных переживаниях. Сегодня герой нашей публикации — глава Саткинского района, член Госсовета РФ, председатель Совета глав муниципальных образований Челябинской области Александр Глазков. Он рассказал о социальных проектах территории, планах по развитию туризма, о трудностях ТОСЭР «Бакал» и проблемах в работе единственного в области муниципального регионального оператора по обращению с отходами.
«В Госсовете разрабатываем критерии оценки глав»
— Недавно вы вошли в Госсовет РФ. Расскажите об этой работе.
— Она только начинается. Я в этом деле новичок. После внесения поправок в Конституцию было принято решение, что в этой структуре должны быть муниципальные главы. Мы участвуем в комиссиях, мероприятиях. Я вхожу в Комиссию по оценке эффективности работы властей регионов.
— Как вообще произошло ваше назначение в Госсовет? Почему была выбрана именно ваша кандидатура?
— Наверное, потому что мы лучшие (смеется). На самом деле, как я понимаю, каждый регион подал заявки, кандидатов тщательно проверили, оценили их достижения, характеристики. Возможно, сыграло свою роль то, что я стал председателем Совета муниципальных образований Челябинской области. В итоге выбрали двоих: меня и главу Евпатории.
— Какую-то подготовительную работу с вами вели?
— Мне позвонили из администрации президента, сказали, что я участвую в Госсовете. Я полагал, что буду как гость. Это было в пятницу, а в понедельник днем мне позвонил губернатор и сказал: Александр Анатольевич, сегодня выйдет Указ о Госсовете, ты будешь членом Госсовета. Я и не знал! Вечером действительно вышел этот Указ, мне пошли звонки, поздравления.
— Возникли ли мысли о карьере на федеральном уровне?
— А куда, например?
— Выборы депутатов Госдумы прошли — вы не участвовали. Но может быть, в какое-то министерство были предложения?
— Я никогда не был карьеристом. Лучше зама обучу и помогу в продвижении. Работаю здесь, и мне нравится. У нас очень много людей, которые поддерживают наши начинания. Хочу, чтобы город развивался, говорю это от души. Кто-то не верит. Я в школе был пионервожатым, у меня было примерное поведение и прилежание, и сегодня стараюсь таковым быть. Неужели к 50 годам что-то может измениться?
А вообще молодежь сегодня в большей степени выбирает карьеру. А хочется, чтобы оставались в своем городе! Чтобы люди шли на работу и домой с хорошим настроением.
«Проекты должны были быть реализованы давно»
— Какие основные достижения и проблемы Саткинского района в этом году вы могли бы отметить как глава муниципалитета?
— Прежде всего строящийся ФОК. Он давно был запланирован, даже не при предыдушей власти, а ранее, но никак не мог реализоваться. Изначально проект был мертвый, хотя уже и фундамент заложили, и фермы стояли. Место было выбрано болотистое, неудачное. Объект несколько лет стоял, средства не выделялись, пошла коррозия металла, трещины. Нам пришлось принять тяжелое решение — продать его по остаточной стоимости. Продавали около двух лет, только в 2019 году реализовали.
А задача осталась — обеспечить население физкультурно-оздоровительным комплексом с круглогодичным ледовым покрытием. Нам пришлось готовить новый проект, и благодаря «Группе „Магнезит“» (градообразующее предприятие — прим. ред.) мы сделали его качественно и быстро, в этом году приступили к реализации. Рассчитываем в конце следующего года его открыть — там будет хоккей и, мы надеемся, зародится фигурное катание. Уже бойко идет стройка. Объект будет востребован не только среди жителей Саткинского района, но и близлежащих соседей, а также Салаватского и Кигинского районов Башкортостана.
— Пожалуй, можно вспомнить и начало строительства уже ставшего знаменитым путепровода в Бакале.
— Да, долгожданный объект — путепровод в городе Бакал. И в первом, и во втором случае это поддержка губернатора. История длится с прошлого века. Там нынешние власти сильно недоработали, приняли, на мой взгляд, неверное решение признать объект аварийным и полностью его закрыть. Достаточно было ограничить движение по нему грузового транспорта. Это была бы история, музей под открытым небом, а люди и так уже привыкли ездить в объезд.
Деньги выделены из регионального бюджета, мы дополнительно в районной казне нашли, и в этом году строительство уже началось.
Вместе с главой Бакала мы обучались в Сколково и защищали проект об изменении жизни этого города, если у нас будет путепровод. Это рост числа субъектов малого бизнеса за счет снижения логистического плеча, повышение стоимости жилья и так далее. Но это было еще в 2016 году — так долго мы не могли получить финансирование.
— Для жителей это знаковый объект — пожалуй, не просто инфраструктурный, а уже исторический?
— Люди до сих пор не верят, что работы на самом деле ведутся. Были слухи, что площадку просто обнесли забором. Жители запустили дрон и увидели, что на самом деле идет.
Таким образом, крупные проекты есть, но они должны были быть реализованы давно, и мы будто не идем вперед, а пока догоняем.
«Мужья уезжают на вахту, обзаводятся вторыми семьями, жены и дети остаются в городе»
— Кстати о Бакале. Как себя чувствует ТОСЭР?
— Тяжело об этом говорить, но он оправдал себя не полностью. Инвесторов нет, только «Легпром» активно работает. Только это предприятие реально работает. Остальные встали в реестр резидентов, но так и не запустились. Компания из Пермского края поработала полгода и ушла. По остальным нет ни инвестиций, ни новых рабочих мест. А бакальцы этого ждали. Мы рассчитывали, что будет трудоустроено столько же людей, сколько у нас высвободилось с Бакальского рудоуправления.
— В чем вы видите причину неудачи проекта?
— Может быть, сыграла отдаленность от крупных городов. Площадки есть, рядом трасса М-5, железная дорога. Инфраструктура не вся есть, но мы были готовы сделать. Скорее всего, не нашлось активных инвесторов. Хотя презентаций для интересантов было много.
— На какие тогда субъекты делается ставка для развития экономики?
— Градообразующее предприятие Бакала (ООО «БРУ» — Бакальское рудоуправление — прим. ред.) потихоньку встает на крепкие ноги. Оно начинает вкладываться в производство. Надеемся, что в следующем году выйдет на ту выручку, которая была до смены состава собственников. Напомню, что там было два акционера: Магнитогорский меткомбинат и НПО «Урал». Главное, что предприятие работает — 776 человек трудоустроено, хотя раньше было больше.
«Жители вообще хотят качественную инфраструктуру»
— Предприятие вкладывается в социальные проекты города?
— Было время, когда этого почти не происходило. Первым стал проект кровли дворца культуры «Горняк», в следующем году там же будут делать фасад. Это уже несколько миллионов рублей. Это знаковый объект, потому что в этом дворце кипит жизнь города.
Еще один интересный внебюджетный проект — это строительство ФОКа в Бакале. Его инициировал губернатор, будет участвовать частный инвестор. Это будет комплекс для игровых видов спорта. Сейчас этап проектирования, в следующем году начнется строительство. В городе его очень ждут. В Бакале появляется вера в будущее, люди чувствуют, что город не брошен.
— В ваших аккаунтах в социальных сетях появляется информация о ремонте школ. Но и жалобы на их состояние в Сети тоже встречаются. Какова ситуация с такими объектами?
— Долгие годы такой работы не велось. Мы начали вкладываться в образование только лет шесть назад. Теперь школы становятся современными. Уже практически на 100% вставлены пластиковые стеклопакеты, ремонтируем столовые, ставим современное оборудование для кухни. Обновляем спортзалы, туалеты. Строим школьные стадионы. Жители вообще хотят качественную инфраструктуру.
Фото: сайт губернатора Челябинской области
Пока еще немного обделены детские сады, но тоже работа идет. Первым делом меняем кровлю. Рачительный хозяин же не будет делать качественный ремонт, если крыша течет! Года через два это будет выполнено на 100%.
«До каких пор мы будем хоронить близких?»
— Еще одна важная тема для жителей сегодня — ситуация в здравоохранении. Как обстоят дела в Саткинском районе? Как работают ковидные госпитали?
— У нас их два и плюс база долечивания больных. Сегодня они перегружены, потому что работают не только на Саткинский район, но также Усть-Катавский и Трехгорный городские округа, Катав-Ивановский район. Нехватка медицинского персонала у нас (прежде всего врачей узкой специальности) есть, но наша лечебная база и персонал готовы к такой работе: есть и площади, и оборудование, и опытные специалисты.
Очень помогает градообразующее предприятие — «Группа „Магнезит“»: закупает кислородные концентраторы. Но все равно их не хватает. Все, что было куплено во вторую волну коронавируса, работает круглые сутки, выходит из строя. Для лечения последнего штамма ковида, как говорят специалисты, 5-литрового концентратора не хватает, нужны 10-литровые.
— А как идет вакцинация?
— Мы об этом постоянно говорим. У нас есть все, чтобы привиться. Собирали рабочие коллективы, и главный врач ГБУЗ «Районная больница г.Сатка» говорила, до каких пор мы будем хоронить наших близких? Но какая-то часть людей думает, что пока их это не коснулось, можно считать себя антипрививочниками.
Я сам переболел, привит.
Так как я родился и вырос здесь, я очень многих знаю и, к сожалению, вижу, что многим приходится терять близких. Умерла от ковида моя мама, хоть и была привита, ушли из жизни знакомые и дальние родственники. Сам, кстати, через месяц буду второй раз прививаться.
— Там как раз планируется конкурс на пост главы района. Каковы ваши планы?
— Я в этом году собираюсь подать документы на конкурс на должность главы. Депутатское голосование должно состояться в начале декабря. Поставлю прививку, наверное, уже после конкурса.
— Ваши подчиненные в администрации прививаются?
— Более 80%. Сейчас никто не болеет. Такие случаи были в подведомственных учреждениях, которые занимаются дорогами, ЖКХ, например. Было такое, что оставался начальник и два сотрудника, некому было работать. Сейчас ситуация выправляется.
«Хотим, чтобы инвесторы строили кемпинги»
— Кстати, говоря о муниципальных предприятиях. Как обстоят дела с регоператором по обращению с отходами? «Комритсервис» уйдет в банкротство?
— С 1 ноября приступил новый оператор, златоустовский — «Златспецтранс». Но у нас есть техника, опыт, сотрудники. Надеемся, что возьмем часть территории под перевозку на правах субподрядчика.
— По вашему мнению, почему вообще сложилась такая ситуация? Ведь у вас был единственный в области муниципальный регоператор.
— Тариф маленький. Сегодня новый тариф выше для нового оператора. Хотя у нас и расстояние не самое большое, пожалуй, кроме Аши. Полигон же находится в Саткинском районе.
— Саткинский район всегда привлекает туристов, прежде всего благодаря своим горно-речным маршрутам. Каковы планы по развитию этой отрасли?
— Это направление выходит на новый уровень. Пандемия сделала внутренний рынок более востребованным. Мы понимаем, что за этим будущее. Создаются новые компании. Мы учитываем в бюджете это направление — выдачу грантов для малого бизнеса. В конце октября почти 1,5 млн рублей распределили: пять грантов из шести идут именно в эту отрасль. Нас поддерживает в этом губернатор. На День России он посетил нашу Айскую долину. Ему очень понравилось, он дал поручение проработать вопрос с развитием особо охраняемых природных территорий. Уже были выделены деньги на отсыпку непроходимых дорог. На подъем Большие Притесы будет сделана железная лестница, чтобы люди могли безопасно подниматься от реки. Должны быть построены комплексы с туалетами. Предполагается строительство небольших турбаз, поставим скамейки, места для сбора мусора.
Хотим, чтобы приходили инвесторы и строили кемпинги. Хотелось бы, чтобы это были местные фирмы, чтобы создавались рабочие места для наших жителей. Для экономики важно, чтобы турист оставлял здесь деньги, чтобы он купил наши местные продукты питания, услуги, товары. Турист должен уехать от нас довольным и рекомендовать нас. Для этого надо искать новые формы помимо сплавов и походов.
— Сейчас реку эксплуатируют разные компании или есть пул, ограниченный круг фирм?
— Разные. Есть те, которые продают туры из Челябинска, Златоуста или Екатеринбурга, и им неинтересно развивать наш район. Максимум они могут нанять наших инструкторов, гидов, транспорт для доставки до реки, заказывают оборудование или обмундирование. Будем это направление развивать, для этого все есть!
Блиц
— Какие возможности дала вам должность главы района?
— Скажу так. Если я стану вновь главой, то это будет мой последний срок в этой должности. Человек со временем выгорает, потому что эта работа требует больших душевных затрат. Но она дает некую мудрость благодаря общению со многими людьми, а еще понимание развития территории и служение жителям.
— Что для вас самое ценное в людях?
— В человеке должна быть порядочность и не должно быть зависти. Последнее мешает работе, портит отношения между людьми.
— Самый лучший выходной для вас?
– Я трудоголик, у меня почти не бывает выходных. Я это впитал из примера моих родителей.
— Сменить обстановку вместе с семьей. Они меня видят мало. Ввиду того, что я отдаюсь работе, чего-то не додаю родным. Хотя они понимают и уважают меня, мой выбор. Но дети ждут, когда папа сможет проводить с ними больше времени. Может быть, они бы и не хотели, чтобы я на новый срок пошел [на пост главы района].
Но вообще у меня есть мечта: уснуть в 11 вечера и проснуться в 8 утра. Да и просто полежать на диване с газетой.
— Не получается?
— Лет с 6 мало сплю. Сейчас просыпаюсь в 4-5 утра, начинаю читать и отвечать на сообщения.
Расскажу случай из жизни. Когда я учился в 10 классе, мама говорит папе: «Толя, я съезжу к сестре в Иглино (Башкирия), оттуда в Уфу, Саше куплю одежду на выпускной». Папа говорит: «Если договоришься, чтобы Саша корову доил, конечно, поезжай». Я согласился. Как раз шла сдача экзаменов. Папа меня в 5 утра разбудит, я корову подою, а дальше голова-то свежая, сажусь готовиться к экзаменам. И мне это помогло!
Есть новость — поделитесь! Мессенджеры ЕАН для ценной информации
+7 922 143 47 42