В Челябинской области ищут решение сложной ситуации, которая сложилась на рынке предоставления прачечных услуг. В 2018 году УФАС по Челябинской области, ссылаясь на определение Верховного суда РФ от 12.01.2018 года, стала требовать у компаний, оказывающих услуги по дезинфекции, наличие медицинской лицензии. Для того, чтобы такую лицензию получить, предприятия по травле грызунов, прачечные и некоторые другие, оказывающие услуги медицинским организациям, вынуждены были перестроить бизнес-процессы и даже включить в штатное расписание ставку главного врача.
В сентябре текущего года в Постановление Правительства РФ от 16 апреля 2012 года №291 внесены изменения, которые исключили дезинфекцию из медицинских видов деятельности, и иметь медлицензию указанным выше предприятиям стало не обязательно.
Теперь, как заявляют эксперты и предприниматели, ситуация катастрофическая: бытовые прачечные могут одновременно стирать белье туберкулезных больных, детских учреждений и пятизвездочных гостиниц при помощи простых домашних машин и без специальных документов.
«В настоящее время больницы и другие госучреждения заключают госконтракты на будущие периоды, и, не обладая специальными познаниями, заключают их с тем, у кого ниже цена, рассказывает руководитель челябинской прачечной „Респект“ Маргарита Витергольд. При этом у нас в области только шесть прачечных, которые соответствуют требованиям для работы с медучреждениями.
Имея соответствующее оборудование, персонал и укомплектованное по всем требованиям и нормам предприятие, мы физически не можем конкурировать с прачечной, имеющей в полуподвальном помещении две бытовых стиральных машины. Соответственно, госзаказ с медучреждением уходит к бытовой прачечной. К чему это приведет, можем только догадываться.
В сложившейся ситуации участники рынка обвинили Минздрав, который включил дезинфекцию в медицинскую деятельность, не прописав никаких параметров и стандартов. При этом на запросы предпринимателей представители ведомства сообщали, что прачечная не оказывает услуги по медицинской помощи, иметь медлицензию ей не нужно. Этой же позиции придерживался и челябинский Роспотребнадзор.
«Если необходимо получать медицинскую лицензию прачечной, которая стирает белье больниц, так давайте будем выдавать им и образовательную лицензию, раз они занимаются дезинфекцией белья дошкольных учреждений. Это же абсурд, медлицензия выдается на медицинский вид деятельности», — сообщил заместитель руководителя Роспотребнадзора по Челябинской области Владимир Ефремов.
И тем не менее, в Челябинской области состоялись судебные процессы, где челябинский УФАС настаивал на своей позиции. Муниципальные учреждения же решили подстраховаться и перешли на обслуживание к тем, у кого медлицензия имелась.
«Из объема наших клиентских заказов, который мы обрабатывали до истории с лицензией, осталась лишь треть, — продолжает Маргарита Витергольд. — Муниципальные учреждения испугались, что к ним придет УФАС и оштрафует (штраф — 50 тыс. рублей с одного должностного лица), поэтому нам пришлось оперативно проходить все необходимые проверки на соответствие и получать медицинскую лицензию. К слову сказать, одним из обязательных требований получения данной лицензии — штатная единица главврача в компании. Для чего нам в прачечной главврач, для меня до сих пор остается загадкой».
Спустя два года жизни по данным правилам в сентябре 2021 года в Постановление Правительства РФ №291 внесены изменения, которые исключили дезинфекцию из медицинских видов деятельности. Соответственно, требовать медлицензию у прачечных и других организаций, оказывающих услуги по дезинфекции медучреждениям, стало запрещено.
«Теперь стирать белье туберкулезных и ковидных больных может любая прачечная, заключившая с медучреждением госконтракт, — рассказывает Маргарита Витергольд. — При этом в документации достаточно просто указать „санитарным нормам соответствуем“. Никакого подтверждения заказчик запрашивать не обязан, ему важно, чтоб белье было постирано и как можно дешевле. А за последствия пусть отвечает исполнитель, который своими действиями привел к распространению инфекции».
Маргариту поддерживает и руководитель другой челябинской прачечной, который подчеркнул, что главная задача сегодня — обеспечить безопасность.
«Вы только представьте, что произойдет, когда с целью заработать копеечку где-нибудь в гараже на простых домашних машинах будет стираться медицинское белье наравне с бельем детских учреждений или дорогих гостиниц», — комментирует руководитель «Индустрия чистоты» Владимир Шкитен.
Другая проблема, которую он обозначил, — происходит «слом рынка».
«До получения медлицензии мы целый год работали в убыток, чтоб не потерять клиентов и обеспечить безопасность, — продолжает руководитель „Индустрия чистоты“. — Потом ввели лицензии, мы начали нормально работать. Сейчас идет обратная тенденция. У меня штат работников, стиральные машины барьерного типа стоимостью 4 млн. рублей каждая, где подача и выгрузка белья изолированы друг от друга… Мы столько сделали, чтоб обеспечить безопасность, а сейчас бытовые прачечные, которые могут себе позволить за три копейки стирать, заходят на этот рынок».
Как считают предприниматели, корень проблемы в том, что соблюдение санитарных норм сегодня должным образом не контролируется. При участии в аукционе на заключение госконтракта потенциальному исполнителю достаточно приложить декларацию с указанием «требованиям, указанным в техзадании, соответствую». Запрашивать подтверждающие документы, копии лицензий или санэпидемиологических заключений закон не требует, поэтому и заказчик у исполнителя их не запрашивает.
К законодательным пробелам добавилась и пандемия коронавируса, в связи с чем введен мораторий на проверку субъектов малого бизнеса.
«Генеральная прокуратура в настоящее время нам не согласовывает плановые проверки, — поясняет главный специалист-эксперт отдела надзора по коммунальной гигиене Управления Роспотребнадзора по Челябинской области Ольга Галай.
— Мы можем выезжать только по обращениям граждан либо по обращениям больниц, которые жалуются на некачественно оказанные услуги. Тогда мы уже в рамках административных расследований проверяем работу предприятия на соответствие санитарным правилам.
Зачастую предпринимателям действительно проще заплатить штраф, чем они будут оборудовать помещение, закупать стиральные машины барьерного типа, подчеркнула Ольга Галай.
Похожая же ситуация с УФАС, которое проверяет лишь документы на исполнение действующего законодательства. В настоящее время проверки УФАС осуществляются только на основании жалоб и дистанционно. Все, что может предложить в настоящее время антимонопольная служба — обращаться с жалобами на участника торгов, который не соблюдает санитарные требования.
«Если в условиях госконтракта не прописаны соблюдения соответствующего санпина, что может привести к ненадлежащему исполнению действующего контракта, можно обратиться к нам, — рассказала замруководителя, начальник отдела челябинского УФАС России Влада Ливончик. — Также можно обратиться в главное контрольное управление, если замечены несоответствия нормам действующего законодательства в процессе реализации госконтракта».
Проблема заключается в том, что существуют отдельные санитарные нормы для бытовых прачечных и промышленных — тех, кто участвует в госконтрактах. Однако некоторые организации могут просто не признать при проведении проверки, что стирают белье для больниц.
Предприниматели и эксперты бьют тревогу. По их мнению, необходимо срочно разграничить бытовые и промышленные прачечные.
«Есть санитарные нормы, которые должны исполняться, и такие организации как прачечные, обслуживающие медучреждения, подлежат контролю в соответствии с этими нормами, — сообщил председатель комиссии Общественной палаты Челябинской области по экономике, предпринимательству и вопросам нормативно-правового регулирования Алексей Ларин. — Ранее Роспотребнадзор вел учет учреждений, которые, при соблюдении всех требований, имели допуск до оказания таких услуг. На мой взгляд, это может быть одним из решений вопроса.
Другой вариант — членство в профессиональных некоммерческих организациях этих участников, которые тем самым будут обеспечивать соблюдение соответствующих стандартов профессиональной деятельности. И третий способ, который, на мой взгляд, позволит нивелировать проблему — заменить лицензирование на получение санитарно-эпидемиологического заключения в Роспотребнадзоре, как это и было до введения обязательных медицинских лицензий».
Ларин также сообщил, что Общественная палата намерена провести в начале 2022 года круглый стол с участием экспертов и предпринимателей. Активисты намерены выработать рекомендации, которые устроят всех зинтересованных в решении этого вопроса.
Михаил Кузьмин
Есть новость — поделитесь! Мессенджеры ЕАН для ценной информации
+7 922 143 47 42