В первом полугодии 2022 года в Челябинске начнут тестировать платные парковки в центре города. Организовали их для того, чтобы пересадить людей с личного транспорта на общественный (ОТ) и убрать из центра города «машинные поля» - это поможет решить проблемы пробок и загазованности воздуха, считают власти. В планах, которые прописаны в КСОДД, в местах притяжения должно появиться 3,5 тыс. платных машино-мест (с потенциальным увеличением до 8,9 тыс.).
В течение полугода платные парковки должны появиться у здания ЮУЖД, около Челябинвестбанка на улице Кирова (в районе площади Революции) и администрации города (Театральная площадь). Там установят камеры видеофиксации и терминалы оплаты. Цены и бесплатные периоды пока что неизвестны. Именно на основе теста этих площадок и будет сделан вывод: стоит ли внедрять такую инновацию в других точках Челябинска.
Ранее Миндортранс ЧО провел опрос через «Google Формы» (2 тыс. человек, средний возраст от 18 до 45 лет), который показал, что людей не устраивает парковочная инфраструктура, а треть из опрошенных готова пользоваться платными стоянками при наличии льгот и выгодной цены. Однако опросы в соцсетях, комментарии под тематическими публикациями показывают, что люди не согласны платить за машино-место, которое раньше было бесплатным. В чем же дело?
Корреспондент ЕАН отправился в центр Челябинска, чтобы узнать мнение автолюбителей о введении платы за парковку. Театральная площадь весь рабочий день заполнена автомобилями. В основном здесь ставят машины сотрудники ближайших офисов. Места, как правило, заняты с раннего утра и до 17:00–18:00. Если приехать сюда по делам на машине до этого времени, оставить ее будет проблематично. Некоторые паркуются вторым рядом, блокируя тех, кто встал еще утром. Аналогичная ситуация – на участке улицы Кирова от улицы Тимирязева до площади Революции, возле крупного банка.
«Я считаю, что парковки в центре нужны, потому что многие приезжают сюда на работу, но не всегда есть где припарковаться. В итоге бывает опоздание на работу, выговор – не очень приятно. Если сделают платно, то по бюджету это ударит, особенно для тех, кто приезжает на работу на целый день. Возможности же у всех разные. И сможет ли работодатель обеспечить парковочные места – вряд ли. Но если рядом с моим офисом будут только платные места, а где-то дальше бесплатные, то я лучше прогуляюсь подальше. Но от машины все равно не откажусь», – рассказала Анастасия, которая работает неподалеку.
«Конечно, не хотелось бы [платить], но если это поможет разгрузить центр, то наверное да, нужны платные парковки», – делится своим мнением Ольга.
«Платные парковки нас не устраивают! Здесь я легко нахожу место, с утра все свободно. Но и как я могу пересесть на общественый транспорт, если мне надо приехать на работу, а после на вторую. Как я буду везде успевать?» – говорит Анатолий.
«Это не простимулирует пересесть на общественный транспорт. Так и будут люди и ездить, и не платить, и нарушать. Проще заплатить или за парковку, или штраф, кто ставит в неположенном месте, чем отказаться от комфорта. Вот я боюсь ездить в общественном транспорте, особенно в маршрутках. Это бы помогло разгрузить от машин, но и по бюджету ударит. Особенно если ты работаешь в офисном здании и машину надо ставить постоянно. Пожалуй, это бы упорядочило ситуацию, то есть ты едешь и знаешь, что машину оставишь в безопасности и сможешь идти по работе или по делам куда-то. Сложно сказать однозначно. Как автовладелец я за парковки, но в то же время это расходы», – рассуждает Кристина.
«Это очень плохо! Кому они нужны, эти платные парковки? Может, свободных мест и станет больше, но опять тратить деньги. У меня нет проблем, я везде паркуюсь», – говорит Олег, который привез на центральную горку двоих детей.
«Платные парковки для работников офисов в центре города, я считаю, нужны. Но цены должны быть приемлемыми. И это должны быть новые объекты, возможно, многоуровневые, а лучше подземные, удобные, в шаговой доступности.
Но когда просто кусок земли, на котором люди всегда ставили машин бесплатно, вдруг становится коммерческим объектом, это странно. То есть если кто-то взял в аренду землю, платит налог, вложился в строительство качественного паркинга, тогда понятно, за что деньги берут. А так... Мне кажется это несправедливым и такой вариант - непроработанным» – считает водитель иномарки Елена, приехавшая в центр города по делам.
Общественники, активисты и урбанисты на негативные комментарии отвечают: «Ты купил машину, а не землю под ней». Ели объяснять просто, то место, которое занимает машина, могло бы быть коммерческой недвижимостью и приносить прибыль. Но дело даже не в этом. Платные парковки - это, скорее, способ регулирования трафика в центре города, а не бизнес с целью заработка. За счет не желающих платить за аренду машино-места на дорогах станет меньше автомобилей (меньше пробок, ниже уровень загазованности воздуха, выше уровень качества жизни).
Предприниматели, которые работают в центре, по-разному относятся к перспективам появления платных стоянок. В подземном торговом комплексе говорят, что многие их покупатели – пешеходы, поэтому больших перемен не произойдет. К тому же хоть платно, хоть нет, но машины, а значит и клиенты, в центре города всегда будут. В одном магазине одежды сотрудники сказали, что тоже не ждут перемен.
«Люди будут находить места поблизости, ставить машины и проходить немного пешком. Но и так сейчас от стоянки надо немного идти. В целом, конечно, есть проблема поставить машину, но покупатели это не обсуждают, не жалуются», – отвечает на вопросы журналиста продавец Марина.
Ресторатор Илья Ройтенберг отметил, что для заведений общепита ограничение возможности использования автомобиля – это скорее плюс.
«Бывает, человек выпивает бокал пива и говорит, что он за рулем и сейчас поедет, что алкоголь быстро выветрится. Я этого не понимаю. Это же опасно, можно себя или кого-то угробить! Если ты едешь в питейное заведение, не бери машину. А некоторые еще приезжают, выпивают, оставляют на ночь машину на парковке, а утром она кому-то мешает. В таких случаях лучшее заранее спланировать и использовать, например, такси», – говорит председатель Союза пивоваров Южного Урала Илья Ройтенберг.
Впрочем, такое отношение у водителей должно быть вне зависимости от наличия или отсутствия платных парковок. Это, скорее, вопрос культуры и ответственности автовладельца за соблюдение правил безопасности.
Людмила Орлова, Елена Мицих
Есть новость — поделитесь! Мессенджеры ЕАН для ценной информации
+7 922 143 47 42