В Челябинске 25 и 26 мая прошел всероссийский форум, посвященный теме импортозамещения. В нем приняли участие представители трех десятков регионов. Руководители большинства предприятий говорили о тех возможностях, которые появились после ухода с российского рынка конкурентов - иностранных компаний. Кто-то налаживает производство продукции, к примеру, запчастей или оборудования, которые раньше в России никто не выпускал, другие нашли поставщиков внутри страны или в дружественных государствах с более стабильными поставками и низкими ценами.
Впрочем, промышленники признаются: качество такой продукции бывает ниже европейских образцов. Особенно отмечают проблемы с товаром из Китая. Однако поиск новых возможностей неизбежен. Самые прозорливые компании начали работать в этом направлении с 2014 года, когда российские власти обозначили курс на импортозамещение.
Одна из них – челябинская компания АЛСО. Она одна из первых в России получила подтверждение Минпромторга РФ для выпуска шаровых кранов полностью отечественного производства. Продукцию пришлось долго модифицировать под требования заказчиков, ранее работавших с импортным товаром. Теперь организация старается справиться с зависимостью от импорта. Иностранных компонентов в производстве используется не много, однако они важны. Например, это некоторые станки и оборудование, металлообрабатывающий инструмент. Выход – поиск поставщиков в дружественных странах. То есть бизнес перестраивается на производство и потребление продукции, аналогичной ушедшей из России.
«Часть секторов экономики, куда мы поставляем продукцию, импортозамещена на сегодняшний день российскими производителями более чем на 90%. Это, к примеру, сфера теплоэнергетики, Шаровыми кранами российские производители могут полностью ее обеспечить. Сфера газоснабжения тоже практически на 100% обеспечена, – рассказал ЕАН генеральный директор челябинской компании АЛСО Денис Рысенко. – Мы сами независимы, касаемо материалов и сырья, процентов на 99. А вот у наших поставщиков могут возникать проблемы. Это касается больше химической отрасли, той же краски. Все пигменты производят в Европе. Такие же проблемы существуют у резино-технического производства, но они решаются, и срывов поставок нет. У нас в продукции используются редуктора, которые не выпускаются в Российской Федерации. Поставки шли из Германии, но она ввела санкции, и продукция пока не может доехать до России. Поэтому мы рассматриваем вариант поставок с азиатского рынка, от производителя из Китая, который этим давно занимается».
О сложных условиях для старта импортозамещающих проектов рассказал председатель совета директоров компании «Политранс» (производство прицепов и подобной продукции), вице-президент Союза промышленников и предпринимателей Челябинской области Семен Мительман.
«О какой революции Уклад-4 или Уклад-5 мы можем говорить, когда кредиты для нас недоступны.
Слава богу, ставку снизили до 11%, хотя я считаю, справедливая ставка сейчас – 4-5%.
Рассчитываются с нами наши «монстры», государственные компании (а мы работаем по заказам нефтяников, газовиков)... Во-первых, тендеры все проходят с понижением на 20-30% из-за неправильной конкуренции. Работае, практически, с нулевой рентабельностью. И потом, мало того что нет предоплаты, еще и отсрочка 90 дней. О каком техническом переоснащении в такой ситуации можно говорить?
А если мы работаем на свободный рынок, то за счастье считаем 8-10% рентабельности. Чтобы воспроизводство было нормальным, минимальная рентабельность должна быть 25%.
Я думаю, что это большое поле деятельности для Минпромторга – подумать, как можно экономическими методами поднять рентабельность машиностроения», – сказал в своем выступлении на форуме Мительман.
Министр промышленности и природных ресурсов Челябинской области Павел Рыжий рассказал журналисту ЕАН, что отладка процессов в рамках импортозамещения - это сложная работа.
«Вчера был доклад представителя Центра импортозамещения: мы насчитали семь вариантов импортозамещения. Например, вы хотите заместить маленький узел в большом агрегате. Вы представляете какую нужно проделать работу?! Раньше этот элемент шел, например, из Германии, теперь весь агрегат встал и не работает. Надо поискать, может кто-то другой этот узел делает. Или для того чтобы его сделать, нужно придумать, как это сделать. Это конструкторская документация, технологическая и так далее – это огромная работа», - сказал ЕАН Павел Рыжий.
В форуме приняли участие федеральные спикеры. Замминистра промышленности и торговли РФ Алексей Беспрозванных обратился к участникам посредством конференц-связи.
Аналогично поступил и челябинский губернатор Алексей Текслер. В эти дни он работает в Иране. Он рассказал о возможности создания в России нового национального проекта «Импортозамещение».